Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Детективный жар

После периода простоя для детективов НАБУ наступила «горячая» рабочая пора: расследование уголовных коррупционных правонарушений будет осуществляться по новым правилам

Почти девять месяцев прошло с момента создания Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ), прежде чем новый правоохранительный орган приступил к своей работе. Напомним: еще в октябре 2014 года парламент заложил нормотворческий фундамент (принял Закон Украины «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» (Закон) для формирования нового специального органа, задача которого заключается в противодействии уголовным коррупционным правонарушениям, совершенным высшими должностными лицами. Этот Закон вступил в силу 25 января прошлого года, а уже в середине апреля глава государства издал указ о создании НАБУ и определился с кандидатурой главного борца с коррупцией в высших эшелонах власти, назначив на должность директора этого органа Артема Сытника. Затем последовал продолжительный период простоя. За это время удалось решить организационные вопросы и частично кадровые: в результате первого конкурсного отбора, который проводился с 8 июня по 21 августа 2015 года, было избрано 70 детективов (всего, согласно Закону, предусмотрены 242 должности детективов), а в октябре начался прием документов в рамках второго этапа конкурсного отбора. Изначально планировалось, что уже с 1 октября 2015 года детективы, на которых, напомним, возлагаются как оперативно-розыскные, так и следственные функции, приступят к исполнению своих обязанностей с тем, чтобы соответствующие уголовные производства еще до 2016 года были переданы в суд. Правда, этим амбициозным планам не суждено было сбыться в основном из-за неукомплектованности главного «куратора» НАБУ — Специализированной антикоррупционной прокуратуры, которая должна осуществлять надзорные функции и процессуальное руководство в ходе досудебного расследования уголовных коррупционных правонарушений. Отметим: создание новой структурной единицы в системе органов прокуратуры было предусмотрено Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения деятельности Национального антикоррупционного бюро Украины и Национального агентства по вопросам предупреждения коррупции», который вступил в силу 4 марта 2015 года.

Только в начале зимы, 4 декабря, прошлого года, после того как по результатам конкурса было принято решение о назначении на должность заместителя Генерального прокурора Украины — руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назара Холодницкого, детективы НАБУ внесли первые сведения в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР): соответствующие уголовные производства касаются схем хищения средств государственных предприятий на общую сумму около 1 млрд грн.

Если говорить о законодательных реалиях деятельности НАБУ, то, согласно статье 17 Закона, этот орган вправе, в частности, заводить оперативно-розыскные дела на основании постановления, утвержденного начальником соответствующего подразделения Нацбюро, и осуществлять на основаниях и в порядке, которые установлены законом, гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия, а также по решению директора НАБУ, согласованному с прокурором, истребовать от других правоохранительных органов оперативно-розыскные дела и уголовные производства, касающиеся уголовных правонарушений, отнесенных законом к подследственности Нацбюро, и других уголовных преступлений, которые не относятся к его подследственности, но могут быть использованы в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия уголовных преступлений, отнесенных законом к его подследственности. Причем правила подследственности не так давно были изменены после вступления в силу одного из так называемых визовых законов — «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно выполнения рекомендаций Европейского Союза по выполнению Украиной Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины относительно уточнения подследственности органов досудебного расследования». Отметим, что, согласно части 5 статьи 217 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины, детективы НАБУ осуществляют досудебное расследование преступлений, предусмотренных статьями 191, 2062, 209, 210, 211, 354 (в отношении работников юридических лиц публичного права), 364, 3661, 368, 3682, 369, 3692, 410 Уголовного кодекса (УК) Украины, если имеется хотя бы одно из трех условий. Первое — субъектом преступления являются: высшие должностные лица государства, депутаты и чиновники местного уровня, представители судебной системы (судьи, народные заседатели или присяжные (во время выполнения ими этих функций), представители Высшего совета юстиции и Высшей квалификационной комиссии судей Украины), прокуроры органов, указанных в пунктах 1–4, 5–11 части 1 статьи 15 Закона Украины «О прокуратуре», военнослужащие высшего офицерского состава, представители руководящего звена силовых и правоохранительных ведомств, а также руководители крупного предприятия, в уставном капитале которого доля государственной или коммунальной собственности превышает 50 %. Второе условие — размер предмета преступления или причиненного им вреда в 500 и более раз превышает размер минимальной заработной платы, установленной законом на момент совершения преступления (если преступление совершено должностным лицом государственного органа, правоохранительного, военного формирования, органа местного самоуправления, субъекта хозяйствования, в уставном капитале которого доля государственной или коммунальной собственности превышает 50 %). Третье — преступление, предусмотренное статьей 369, частью 1 статьи 3692 УК Украины, совершено в отношении должностного лица, определенного в части 4 статьи 18 УК Украины или в пункте 1 настоящей части.

При этом детективам НАБУ предоставляется полный карт-бланш (соответствующие положения профильного Закона дублируются и в УПК): с целью предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, отнесенных этой статьей к его подследственности, по решению директора Национального антикоррупционного бюро Украины и по согласованию с прокурором Специализированной антикоррупционной прокуратуры они могут также расследовать преступления, которые отнесены к подследственности следователей других органов. Вместе с тем нормами раздела XI «Переходные положения» УПК Украины установлено, что после начала надлежащего функционирования НАБУ материалы уголовных производств, досудебное расследование которых осуществлялось органами прокуратуры, передаются новому органу.

Правда, такая фактически неограниченная компетенция и возможность осуществлять расследование уже начатых уголовных производств на этапе становления НАБУ для его детективов скорее минус, чем плюс, ведь автоматическая передача всех дел (их может быть и несколько десятков тысяч), подследственных Бюро, способна заблокировать его работу. Деятельность НАБУ может усложниться и из-за кадровой неукомплектованности, причем как самого Бюро, так и Специализированной антикоррупционной прокуратуры, кадровые поиски в которую сейчас в самом разгаре. Следовательно, нагрузка на детективов НАБУ будет расти пропорционально увеличению его кадровых возможностей, но не исключено, что законодателям придется пересмотреть механизм автоматической передачи «старых» дел НАБУ, заложенный в переходных положениях УПК, оставив полномочия по расследованию уголовных производств, начатых до декабря 2015 года (то есть до момента начала фактической работы НАБУ), за органами прокуратуры.

Возвращаясь к вопросу законодательных реалий деятельности Бюро, нельзя не вспомнить и об изменениях, которые отразятся на работе не только этого, но и других органов досудебного расследования, в частности, о новом Законе Украины «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно отдельных вопросов наложения ареста на имущество с целью устранения коррупционных рисков при его применении», который вступил в силу 11 декабря прошлого года. Этим законом среди прочего были внесены изменения в статью 170 УПК Украины и предложено по-новому урегулировать процедуру наложения ареста на имущество. Так, новое звучание получило и само понятие «арест имущества»: согласно новой редакции указанной нормы, это временное, до отмены в установленном УПК порядке, лишение по решению следственного судьи или суда права на отчуждение, распоряжение и/или пользование имуществом, в отношении которого существуют достаточные основания полагать, что оно является предметом, средством или орудием совершения преступления, доказательством преступления, приобретено преступным путем, является доходом от совершенного преступления, получено за счет доходов от совершенного преступления или может быть конфисковано у подозреваемого, обвиняемого, осужденного или юридического лица, к которому могут быть применены меры уголовно-правового характера, или может подлежать специальной конфискации в отношении третьих лиц, юридического лица или для обеспечения гражданского иска. Задача ареста имущества состоит в  предотвращении возможности его сокрытия, повреждения, порчи, уничтожения, преобразования, отчуждения. Арестованным может быть имущество, которым владеет, пользуется или распоряжается подозреваемый, обвиняемый, осужденный, третьи лица, юридическое лицо, к которому могут быть применены меры уголовно-правового характера по решению, определению суда, следственного судьи.

Эти изменения касаются НАБУ напрямую, поскольку директор этого органа или его заместители наряду со следственными судьями или судом наделены правом «в неотложных случаях» и исключительно с целью сохранения вещественных доказательств или обеспечения возможной конфискации или специальной конфискации имущества в уголовном производстве по тяжким или особо тяжким преступлениям своим решением, согласованным прокурором, налагать предварительный арест на имущество или средства на счетах физических или юридических лиц в финансовых учреждениях. Такие меры применяются сроком до 48 часов. Безотлагательно после принятия такого решения, но не позднее чем в течение 24 часов, прокурор обращается к следственному судье с ходатайством об аресте имущества. Если в отведенный срок прокурор не обратился к следственному судье с ходатайством об аресте имущества или если в удовлетворении такого ходатайства было отказано, предварительный арест на имущество или средства считается отмененным, а изъятое имущество или средства немедленно возвращаются лицу. Эти полномочия предусмотрены в действующей редакции части 5 статьи 170 УПК Украины, ранее, до внесения законодательных изменений, соответствующие функции руководства НАБУ были прописаны в части 2 указанной нормы.

 

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Slider

Содержание

VOX POPULI

Судебная практика

Нечастное исполнение

Акцент

Один на всех

Государство и юристы

Фактор сыска

Частное исполнение

Отвесная шкала

Детективный жар

Пенсионный страж

Документы и аналитика

Провести кворум

Открытый зуд

Дистанционное преобразование

Книжная полка

Защитное раскрытие

Новости юридических фирм

Частная практика

Aequo консультирует Mosquito Mobile в сделке по приобретению оптоволоконной инфраструктуры в киевском метрополитене

МЮФ PETERKA & PARTNERS — юридический советник Soufflet Group

«Астерс» консультирует Государственный банк развития Китая

Pragnum — консультант швейцарского фонда по противоминной деятельности

Д. Александров избран вице-президентом по вопросам инвестирования ICC-Ukraine

МЮФ Baker & McKenzie в Киеве назначила нового руководителя практики в отрасли здравоохранения

DLA Piper консультирует в связи с возобновлением работы бутика Dior в Киеве

Юристы FCLEX защитили интересы клиента в споре с НБУ

С. Гришко возглавил комиссию ICC Ukraine по вопросам международного арбитража

Отрасли практики

Толковый сигнал

В торговой шкуре

Репортаж

Десятый бал

Самое важное

Направительные работы

Опрос ребром

Отчетная миссия

Когда НДС на экспорт — 20 %

Судебная практика

Судебные решения

О способах защиты прав налогоплательщиков

О подведомственности споров относительно текущих денежных требований, которые возникли во время процедуры санации

Судебная практика

Пришелся как раз

Он же памятник-2

Судебная практика

Судебные решения

Нюансы перемещения работника на другое рабочее место

Судебная практика

Неустойчивые рекомендации

Когда платить?

Судебная практика

Судебные решения

Исковая давность отсчитывается от дня, когда произошло ДТП

Тема номера

Результативная передача

Боевой ключ

Браво собственности

Разгон демонстрации

Частная практика

Штатная ситуация

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: