Принятые ради экономии средств бюджета непопулярные меры, затронувшие определенные категории работников и госслужащих в 2014–2015 годах, оказались не последними. 24 декабря 2015 года парламент принял Закон «о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно стабилизации финансового состояния государства и усовершенствования отдельных положений социальной политики)» № 3628. Как обещается, данный документ приведет к более рациональному использованию государственных финансов, однако в пояснительной записке не приводятся даже гипотетические показатели такой экономии. Законом продлевается действие некоторых ограничений и вводятся новые.
Порог изобилия
«Налог» на пенсии работающих пенсионеров, введенный с 1 апреля по 31 декабря 2015 года, сохраняется как минимум до 2017 года. Если пенсия составляет 1,5 прожиточного минимума, то она будет выплачиваться лишь в размере 85 % от положенной по закону. Важно и то, что индексироваться доходы населения будут при росте цен в размере 103 %, а не 101 %, как ранее.
Вопреки обещаниям повысить размер материального обеспечения чиновникам, что предусмотрено новым Законом Украины «О государственной службе», предлагается очередная волна экономии. Безусловно, это может подорвать мотивацию госслужащих и вызвать сомнения в готовности власти выделять надлежащие ресурсы на нужды служащих.
Максимальная пенсия даже с учетом особых заслуг перед Родиной составит менее восьми минимальных зарплат. При этом размер пенсии ограничивается в абсолютном выражении в размере 10 740 грн (ранее ограничение определялось в минимальных прожиточных минимумах, что предполагает периодическое увеличение данного социального стандарта). Как указано в заключительных положениях Закона, ограничение максимального размера пенсии в размере 10 740 грн применяется к пенсиям, назначаемым с 1 января 2016 года. Таким образом, граждане, которым пенсия была назначена до 2016 года, оказываются в более привилегированном положении: «потолок» для их пенсий составляет 13 300 грн с учетом повышения прожиточного минимума.
Больной вопрос
Несомненно, представляет интерес, насколько такие нормы соотносятся с принципами действия законов во времени и обеспечением «уверенности в своих законных ожиданиях». Сохраняется интрига относительно того, что скажет по данному поводу Конституционный Суд Украины. Важно отметить, что в КСУ находится целый ряд обращений, касающихся предыдущих пенсионных реформ. Свои конституционные представления подали Верховный Суд Украины (открыто конституционное производство по делу; дело рассматривается судом с 15 декабря 2015 года) и 49 народных депутатов Украины (определением коллегии судей КСУ отказано в открытии конституционного производства по делу; осуществляется рассмотрение дела на заседании суда). Ограничение размера пенсионных выплат трактуется Верховным Судом Украины как «существенное нарушение конституционных гарантий независимости профессиональных судей». Напомним, что по итогам рассмотрения Закона о пенсионной реформе 2011 года, предусматривавшего повышение пенсионного возраста, КСУ стал на сторону судей и судей в отставке.
Разумеется, следует прогнозировать внесение очередного конституционного представления относительно той же проблемы, но выраженной уже в новом акте.
Исключения из правил
Стоит уточнить, что в условиях экономии окажутся и отдельные группы бюджетных работников, но их положение несколько улучшится. «Смягченный» вариант законопроекта от 24 декабря 2015 года предусматривает, что лицам, которые работают в соответствии с Законом Украины «О статусе народного депутата», выплачиваются назначенные пенсии/ежемесячное пожизненное денежное содержание дополнительно к зарплате. Напомним, что со 2 марта 2015 года парламентарии-пенсионеры имели право только на получение зарплаты. В то же время лицам (кроме инвалидов I и II групп, инвалидов войны III группы и участников боевых действий, ветеранов войны), занимающим должности госслужащих, прокуроров и судей, назначенные пенсии/ежемесячное пожизненное денежное содержание не выплачиваются. Именно из этого списка, содержащегося в статье 85 Закона о пенсионном обеспечении, и исключили работающих народных депутатов.
Кроме того, следуя прошлогодней традиции, ограничения по выплате пенсии не затронут пенсий военнослужащих и сотрудников силовых органов, участвующих в антитеррористической операции, а также пенсий и ежемесячного пожизненного денежного содержания, назначенных в соответствии с Законами Украины «О прокуратуре» и «О судоустройстве и статусе судей», на период выполнения полномочий членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины и Высшего совета юстиции.
Кроме того, профильному комитету Верховного Совета Украины удалось защитить права военных от некоторых новаций, предложенных правительством. В принятой редакции Закона предусмотрена выплата полной пенсии ветеранам военной службы, продолжающим реализовывать государственную политику на должностях госслужащих.
Военные и тайна
Следует сказать и о других нововведениях. Правительственный закон наступает на права военнослужащих и предпринимателей: из статьи 119 Кодекса законов о труде Украины изымается норма о компенсации мобилизованным и призванным работникам среднего заработка из бюджета. Таким образом, работники вправе потребовать заработок за время несения службы, однако именно работодатель обязан обеспечить реализацию этого права, а не государство.
Необходимо отметить и поправки в Закон Украины «О банках и банковской деятельности»: Министерство финансов сможет во внесудебном порядке получать информацию о банковских счетах с целью «проверки достоверности информации, предоставленной физическими лицами» для начисления, в частности, выплат, льгот, субсидий. Для этого достаточно будет подать запрос в адрес банка. Никаких требований насчет мотивированности такого запроса Закон не содержит. Банком предоставляется информация об открытых на имя физлица счетах (текущих, кредитных, депозитных и т.п.), об операциях и остатке по ним. В случае начисления и получения соцвыплат или субсидий на семью информация предоставляется в отношении каждого из ее членов.
Но этим инновации не исчерпываются. Будет создан определенный простор для дальнейших реформ. Так, правительству поручено обеспечить расширение перечня платных услуг, которые могут предоставляться государственными и коммунальными учреждениями образования, науки, культуры, средств массовой информации и другими бюджетными учреждениями. Областным госадминистрациям поручено обеспечить создание на базе библиотек государственной и коммунальной собственности центров обслуживания граждан, основной задачей которых станет удовлетворение потребностей граждан в публичной информации, обеспечение их доступа к государственным и региональным электронным информресурсам, предоставление консультативных услуг по вопросам электронного оформления обращений в органы государственной власти. Последнее звучит как минимум интересно: не будет ли считаться оформление таких обращений правовой помощью? В общем, можно прогнозировать, что 2016 год тоже станет годом социальных экспериментов.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…