Светлана ТАРАСОВА • «Юридическая практика»
Вопросы администрирования налогов и сборов — одна из тем, которой в последнее время эксперты и представители бизнеса все меньше уделяют внимания, в первую очередь делая акцент на международных налоговых тенденциях и пути Украины к их реализации. Профильное же министерство старается охватывать все аспекты налогообложения в Украине и регулярно выносит на утверждение Кабинета Министров Украины нормативные акты, регулирующие ту или иную сферу налоговой системы. Один из последних — законопроект № 10154 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования местных налогов и сборов», который после утверждения правительством внесен на рассмотрение Верховной Рады Украины (законопроект № 10154). Справедливости ради отметим, что спустя неделю в парламенте был зарегистрирован альтернативный законопроект № 10154-1.
Как следует из пояснительных записок этих актов, необходимость их принятия вызвана наличием ряда проблемных вопросов, возникающих при администрировании местных налогов и сборов. Например, как отмечается, органы местного самоуправления принимают решения об установлении местных налогов и сборов в произвольной форме, что, по мнению Министерства финансов Украины, исключает любую систематизацию ставок местных налогов и сборов, соответственно, и наполнение информационной базы веб-портала налоговых органов. К слову, поданные на рассмотрение парламента законопроекты содержат еще отсылку к Государственной фискальной службе Украины (ГФС), которая по идее обязана будет размещать и наполнять информационную базу. Но, скорее всего, уже в парламенте все технические неточности будут доработаны, и документ в случае его принятия будет соответствовать всем последним изменениям с учетом разделения ГФС на два органа.
Напомним, что полномочия органов местного самоуправления в части налогов и сборов прописаны в статье 12 Налогового кодекса (НК) Украины. Так, органы местного самоуправления уполномочены принимать решения об установлении местных налогов и сборов на соответствующих территориях и направлять их копии в электронном виде в контролирующие органы, которые составляют сводную информацию о размере и дате установления ставок местных налогов и сборов на соответствующих территориях и предоставляют ее в электронной форме центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную налоговую и таможенную политику. Центральный орган исполнительной власти, в свою очередь, не позднее 15 июля текущего года обязан опубликовать на своем официальном сайте сводную информацию о размере и дате установления ставок местных налогов и сборов на соответствующих территориях.
Таким образом, в связи с отсутствием единого подхода к формированию и направлению информации о ставках, льготах по местным налогам и сборам авторы законопроектов предлагают установить унифицированную форму документа, содержащего такую информацию, и порядок его предоставления органами местного самоуправления в контролирующие органы. Более того, альтернативным законопроектом также предложено отменить нормы, регулирующие взимание налога на розничную реализацию табачных изделий. По мнению авторов законопроекта № 10154-1, такая необходимость возникла из-за того, что порядок взимания акцизного налога при осуществлении субъектами хозяйствования розничной торговли табачными изделиями сегодня не согласуется с требованиями Директивы Европейского Союза № 2008/118/ЕС об общем режиме акцизных сборов, имплементация которой предусмотрена Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС.
В остальном же оба законопроекта предлагают установить идентичные нормы. В частности, соответствующие изменения предложено ввести в статью 12 НК Украины, изложив подпункт 12.3.3 в новой редакции. Так, предусмотрено, что органы местного самоуправления, в том числе советы объединенных территориальных общин, созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий общин, направляют в десятидневный срок со дня принятия решения в контролирующий орган, в котором состоят на учете плательщики соответствующих местных налогов и сборов, в электронном виде информацию о ставках и налоговых льготах по уплате местных налогов и сборов. Форма документа утверждается Кабинетом Министров Украины. К слову, на правительство возлагается обязанность на протяжении трех месяцев (в случае принятия и вступления в силу законопроекта № 10154) привести свои нормативные акты в соответствие с новыми нормами.
«Если в следующем бюджетном периоде предполагается продолжить применение ставок местных налогов или сборов, которые были установлены и действовали в предыдущем бюджетном периоде, орган местного самоуправления до 25 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов, обнародует такую информацию и информирует об этом контролирующий орган, в котором состоят на учете плательщики соответствующих местных налогов и сборов», — говорится в законопроекте № 10154. Таким образом, фактически отменяется обязанность органов местного самоуправления принимать решения об установлении местных налогов и сборов.
В то же время предлагается увеличить сроки для составления контролирующими органами сводной информации о размерах и датах установления ставок и льгот местных налогов и сборов и дальнейшего ее предоставления центральному органу в сфере налогов и сборов — до 27 августа (согласно действующей норме — до 10 июля).
Кроме того, авторы законопроекта № 10154 отмечают необходимость усовершенствования механизма взимания платы за землю. НК Украины предложено дополнить новым положением, предусматривающим порядок установления ставок земельного налога на земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена. В этой же сфере может быть уточнен и порядок определения базы налогообложения единым налогом четвертой группы. В таком случае предусматривается использование данных о нормативной денежной оценке земель в порядке, установленном для взимания платы за землю.
Предлагается уточнить норму, устанавливающую порядок избрания упрощенной системы налогообложения, перехода на нее или отказа от упрощенной системы налогообложения. В этом случае субъект хозяйствования сможет подавать соответствующее заявление в контролирующий орган по месту налогового адреса.
Немаловажным изменением, по мнению авторов основного законопроекта, является предложение не распространять действие законодательства о государственной регуляторной политике и регуляторной деятельности на решения об установлении местных налогов и сборов, принятые на основании и во исполнение требований Налогового кодекса Украины.
Следует отметить, что основной законопроект разработан во исполнение Плана мероприятий по реализации Стратегии реформирования системы управления государственными финансами на 2017—2020 годы, и нововведения, касающиеся унификации формы документа, содержащего информацию о ставках и льготах по всем местным налогам и сборам, и установления единого порядка его подачи органами местного самоуправления в контролирующие органы, позволят ввести эффективный и прозрачный механизм создания и размещения на официальном веб-портале фискальных органов единой информационной базы налоговых ставок и льгот.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…