Возможные действия по защите разыскиваемого лица — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №14 » Экстрадиционные ценности

Экстрадиционные ценности

Действия по защите разыскиваемого лица на разных стадиях процедуры экстрадиции

Рубрика Тема номера
Институт экстрадиции, несмотря на наличие отдельных недостатков с точки зрения соблюдения прав разыскиваемого лица, содержит достаточное количество правовых инструментов для стороны защиты

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества экстрадиционных дел, что находит свое отражение в многочисленных публикациях в СМИ. Мировая глобализация и перемещение людей между странами свидетельствуют о том, что спрос на защиту в таких делах будет только повышаться. В данной статье проанализированы возможные действия по защите разыскиваемого лица на разных стадиях процедуры экстрадиции из Украины.

Перед тем как перейти к стадиям выдачи, следует обратить внимание, что центральными органами по экстрадиции являются Генеральная прокуратура Украины (по выдаче подозреваемых в уголовных производствах на стадии досудебного расследования) и Министерство юстиции Украины (по выдаче подсудимых, осужденных в уголовных производствах на стадии судебного производства или исполнения приговора).

Задержание

Начинается процедура с задержания лица, находящегося в международном розыске, при его обнаружении на территории Украины, что обычно происходит во время осуществления пограничного контроля. Порядок задержания разыскиваемого лица мало чем отличается от любого другого задержания, потому стоит пользоваться правом на подачу жалобы на незаконное задержание в соответствии со статьей 206 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины (жалоба должна быть рассмотрена в кратчайшие сроки).

Не позднее 60 часов с момента задержания лицо должно быть доставлено в суд для рассмотрения одного из ходатайств:

— о временном аресте (если не получен запрос о выдаче (экстрадиции);

— об экстрадиционном аресте (если запрос о выдаче (экстрадиции) получен).

Обычно прокурор первым подает ходатайство именно о временном аресте на срок до 40 дней. В части 6 статьи 583 УПК Украины не предусмотрена возможность применения альтернативной более мягкой меры пресечения (домашний арест, поручительство, личное обязательство и пр.): следственный судья либо применяет временный арест, либо отказывает в ходатайстве и освобождает из-под стражи. Безальтернативность временного ареста сужает права задержанных лиц, находящихся в международном розыске, по сравнению с другими категориями задержанных, что можно расценивать как нарушение принципа равенства перед законом и права на свободу и личную неприкосновенность.

Исходя из судебной практики отказов во временном аресте, защитнику стоит обратить внимание на следующие основания:

1) несоответствие персональных данных лица в паспорте и документах относительно совершения лицом преступления на территории иностранного государства, которое не позволяет прийти к выводу, что разыскиваемое лицо и задержанный являются одним и тем же лицом;

2) закончился срок привлечения лица к уголовной ответственности по статье 49 Уголовного кодекса (УК) Украины;

3) не удостоверены документы (или их перевод), содержащие данные о совершении лицом преступления на территории иностранного государства и избрании его компетентным органом в отношении лица меры пресечения;

4) отсутствие письменной гарантии запрашиваемой стороны рассмотреть в будущем запрос Украины на принципах взаимности (в случае отсутствия между государствами международного договора);

5) отсутствие удостоверенного перевода положений уголовного кодекса иностранного государства;

6) отмена в уголовном законодательстве запрашиваемой стороны положения, на основании которого лицо разыскивается для привлечения к уголовной ответственности.

Однако даже в случае отказа следственного судьи в применении временного ареста защитнику нужно быть готовым к попытке повторного задержания клиента, что является стандартной практикой. Недобросовестный прокурор в такой ситуации может забрать паспорт клиента, а нечестные сотрудники полиции, возможно, будут предлагать клиенту поехать в отделение полиции под предлогом возврата изъятых при задержании вещей, после чего его повторно задержат уже в отделении. Если клиент не согласится на поездку в отделение, могут задержать при выходе из суда.

Считаю подобную практику отдельных представителей правоохранительных органов не соответствующей закону, поскольку такими действиями нарушается судебное решение об освобождении из-под стражи. Ситуация доходит до абсурда, когда задержанного несколько раз освобождают и тут же задерживают или когда апелляционный суд освобождает задержанного из-под стражи, а следственный судья снова арестовывает. Известны случаи, когда после проигрыша в суде повторно задержанного человека перевозили в другой изолятор временного содержания, чтобы новое ходатайство рассматривал следственный судья другого суда — более «лояльный». Чтобы решить эту проблему, нужно прямо запретить в УПК Украины повторное задержание лица, которое было освобождено следственным судьей.

Экстрадиционный арест

После получения запроса о выдаче лица прокурор обращается с ходатайством об экстрадиционном аресте.

При рассмотрении данного ходатайства следственный судья уже имеет право применить обеспечительную меру, не связанную с содержанием под стражей (статья 585 УПК Украины).

Анализируя судебную практику на данной стадии, можно сказать, что основная причина отказа в экстрадиционном аресте — неудостоверенные надлежащим образом запрос о выдаче лица и/или материалы экстрадиционной проверки (или отсутствие их удостоверенного перевода).

Что касается применения более мягкой меры пресечения, то тут практика примерно совпадает с общими подходами к избранию, продлению мер пресечения. Учитываются следующие обстоятельства (часть 2 статьи 585 УПК Украины):

1) сведения об уклонении лица от правосудия, полученные у запрашивающей стороны, и соблюдение условий, на которых произошло освобождение его из-под стражи во время этого или других уголовных производств;

2) тяжесть наказания, угрожающего лицу в случае осуждения, исходя из обстоятельств, установленных во время заявленного уголовного преступления, положений закона Украины об уголовной ответственности и устоявшейся судебной практики;

3) возраст и состояние здоровья лица, выдача которого запрашивается;

4) прочность социальных связей человека, в том числе наличие у него семьи и иждивенцев (постоянного места проживания и работы).

Отсрочить принятие решения об экстрадиции на стадии экстрадиционной проверки можно посредством обращения в миграционную службу с заявлением о признании лица беженцем или лицом, которое нуждается в дополнительной защите, — до момента принятия соответствующего решения экстрадиция лица исключается, и путем обращения в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с ходатайством в порядке правила 39 Регламента ЕСПЧ о принятии обеспечительных мер в виде предоставления рекомендаций Правительству Украины не выдавать лицо до рассмотрения заявления Европейским судом по правам человека.

Одно из оснований для отказа в экстрадиции иностранному государству — наличие в нем угрозы опасности здоровью лица, его жизни или свободе по признакам расы, вероисповедания (религии), национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям.

Доказательствами наличия такой угрозы могут быть документы авторитетных международных органов и организаций относительно соблюдения прав человека в запрашивающей стороне, фото- и видеоматериалы, статьи в СМИ о нарушениях прав человека в запрашивающем государстве.

Новые правила

4 ноября 2018 года вступили в силу изменения в УПК Украины, касающиеся упрощенного порядка экстрадиции из Украины. У разыскиваемых лиц появилось право просить о применении в отношении них упрощенного порядка выдачи сразу же после задержания в связи с пребыванием в международном розыске, не дожидаясь поступления запроса об экстрадиции. Предусматривается, что лицо подает следственному судье для утверждения письменное заявление о предоставлении согласия на его экстрадицию.

В случае удовлетворения заявления центральный орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лица в упрощенном порядке в течение пяти рабочих дней со дня получения определения следственного судьи, которым утверждено согласие лица на выдачу, и соответствующей информации компетентного органа иностранного государства (данных о лице, об уголовном правонарушении и о принятии компетентным органом иностранного государства в отношении лица решения о содержании под стражей или приговора).

Примечательно, что даже до поступления запроса о выдаче лица центральный орган исполнительной власти имеет право принять решение об экстрадиции без обязательного проведения экстрадиционной проверки в полном объеме (часть 7 статьи 588 УПК Украины).

Данные нововведения позволяют сократить сроки пребывания разыскиваемых лиц под стражей с целью их экстрадиции. Первая практика применения упрощенного порядка уже показала его эффективность — вся процедура экстрадиции занимает примерно один месяц.

Таким образом, институт экстрадиции, несмотря на наличие отдельных недостатков с точки зрения соблюдения прав разыскиваемого лица, содержит достаточное количество правовых инструментов для стороны защиты.

НЕНОВ Денис — адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA