Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Как по льготам

Отменить табу на награждение действующих судей и отказаться от института служебного жилья: можно ли воплотить в жизнь законодательную идею о предоставлении таких преференций?

Ольга КИРИЕНКО  «Юридическая практика»

Надлежащий уровень материального обеспечения служителей Фемиды является одной из важнейших гарантий судейской независимости, но стабильность этого финансового компонента и постоянство его составляющих оставляет желать лучшего. Как правило, приятные «бонусы» для людей в мантиях предусматривают как некую компенсацию за очередные реформенные неудобства или же дополнительный стимул к прохождению квалификационного оценивания: например, так было в случае с существенным повышением должностных окладов судей в 2016 году, когда была принята новая редакция Закона Украины  «О судоустройстве и статусе судей» (Закон). Правда, как показывает практика, в преддверии нового бюджетного года обещанное улучшение финансовых реалий судей предлагают отсрочить (вспомнить хотя бы прошлогодние попытки заморозить положения профильного судейского закона, предусматривающие повышение должностного оклада судей местных, апелляционных и высших специализированных судов с 2019 года, которые в результате не увенчались успехом).

Аналогичные намерения законодатели декларируют и в канун нынешних избирательных кампаний. Яркий пример — законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» относительно радикального ограничения безумных судейских вознаграждений и обеспечения пропорциональности и сбалансированности относительно их выплат» (№ 10085), который не так давно был зарегистрирован в парламенте, как не сложно догадаться из его названия, народным депутатом Украины Олегом Ляшко. Этой законодательной инициативой предусматривается существенное сокращение базовых размеров должностных окладов судей: первой инстанции — с 30 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц до 25, апелляционных и высших специализированных судов — с 50 до 35, Верховного Суда (ВС) — с 75 до 45. Кроме того, предлагается отказаться от региональных коэффициентов при исчислении размера судейского вознаграждения и некоторых доплат, например, за доступ к государственной тайне, а также исключить пункты 22–24 раздела «Заключительные и переходные положения» Закона, которыми предусматривается поэтапный рост базовых окладов судей всех судов, кроме ВС (для них планка 75 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц была зафиксирована сразу, с конца 2017 года, когда новая кассационная инстанция только заработала), а право на получение судейского вознаграждения в новых размерах «привязывается» к подтверждению судьей способности осуществлять правосудие в соответствующем суде или назначению его на должность в соответствии с новыми конкурсными процедурами.

Как бы в противовес такому «радикальному» законодательному предложению в тот же день (26 февраля с.г.) в здании под куполом 12 народными депутатами Украины, в числе которых и члены профильного парламентского комитета — по вопросам правовой политики и правосудия, был зарегистрирован проект закона со скромным названием — «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» относительно усовершенствования отдельных положений» (№ 10090). Этой законодательной инициативой среди прочего предлагается: исключить второе предложение части 4 статьи 54 Закона (предписание о том, что, пребывая в должности, судья не может быть кандидатом на выборные должности в органах государственной власти (кроме судебной) и органах местного самоуправления, а также участвовать в предвыборной агитации), которым, по мнению авторов изменений, устанавливается запрет на реализацию судьями своего пассивного избирательного права, гарантированного Конституцией Украины; внести изменения в положения статьи 84 Закона (относительно усовершенствования правового регулирования проведения квалификационного оценивания судей), а также в положения статей 116 и 137 (относительно усовершенствования правового регулирования реализации судьями права на отставку и осуществление расчета их стажа работы на должности судьи).

Проект № 10090 предусматривает предоставление служителям Фемиды и других приятных «бонусов»: например, предлагается отказаться от служебного статуса жилья, которым они обеспечиваются (коррективы вносятся в положения части 1 статьи 138 Закона). Кроме того, предлагается исключить часть 9 статьи 56 Закона, согласно которой судья до увольнения с должности или прекращения полномочий не может быть награжден государственными наградами, а также любыми другими наградами, знаками отличия, грамотами (он может быть награжден государственными наградами только за проявленные им личное мужество и героизм в условиях, связанных с риском для жизни). Отметим, что соответствующее законодательное табу для людей в мантиях было введено в 2010 году, когда два профильных судейских закона — «О статусе судей» и «О судоустройстве Украины» — объединили в один. Правда, тогда формулировка запрета на награждение судей звучала несколько иначе: судья до выхода в отставку или на пенсию может быть награжден государственными наградами, а также любыми другими наградами, знаками отличия, грамотами органов государственной власти и органов местного самоуправления, кроме государственных или любых других наград, связанных с осуществлением им правосудия.

Что касается предложения отказаться от института служебного жилья для судей, то до проведения судебной реформы образца 2010 года уже существовал подобный законодательный порядок: предполагалось, что судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, не позднее чем через шесть месяцев после избрания должны обеспечиваться благоустроенным жильем (отдельной квартирой или домом) или служебным жильем по месту нахождения суда. С учетом кадровой «миграции», которая сегодня происходит по всей вертикали судов Украины (это связано как с конкурсными процедурами, так и с переводом судей, в том числе путем временного откомандирования для работы в других регионах), «квартирный вопрос» актуален для многих судей и, очевидно, требует адекватного решения со стороны государства. Хотя, даже если парламентарии и откажутся от «служебного» статуса жилья судей, такая гарантия может стать очередной номинальной преференцией.

 

КОММЕНТАРИЙ

Уравнение на право

Виктор ОCТАПУК, судья Кассационного уголовного суда в составе Верховного Суда, член Совета судей Украины

Нельзя сказать, что награждение действующих судей — это преференция. Сегодня право на получение наград, отличий и грамот имеют представители всех юридических профессий, кроме судей, осуществляющих правосудие. Поэтому отмена запрета на награждение — это отнюдь не предоставление судьям привилегий, а своеобразное уравнение в праве быть отмеченным за заслуги и получить поощрение для будущих свершений.

Возможно, некоторые считают, что получение действующим судьей награды, например, от представителей законодательной или исполнительной власти обяжет его принимать решения в пользу таких «дарителей». Но получение судьями каких-либо знаков отличия, во-первых, ни к чему их не обязывает (разве что к новым достижениям), а во-вторых, сейчас существуют действенные механизмы устранения коррупционных рисков и урегулирования конфликтов интересов, если они возникают.

Что касается вопроса об отказе от служебного статуса жилья, то, на мой взгляд, внесение таких изменений не ко времени. Сейчас у государства нет финансовой возможности обеспечить судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, даже служебным жильем, как это предусмотрено Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей». В последние годы средства для реализации этой социальной гарантии в государственном бюджете практически не предусматривались. От исключения из соответствующей статьи слова «служебное» ситуация с обеспечением судей жильем не изменится. В то же время такая законодательная коррекция может вызвать негативную реакцию в обществе: станут говорить о получении судьями новой преференции, хотя на практике судьи таким жильем обеспечиваться не будут.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

0
Оставить комментарийx
()
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: