В зоне особого взыскания — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №14 » В зоне особого взыскания

В зоне особого взыскания

В контексте реформы системы исполнительного производства Министерство юстиции Украины обратило особое внимание на усовершенствование механизма обращения взыскания на средства должника

Александр ОЛЕЙНИК Специально для «Юридической практики»

Гарантирование государством безусловного исполнения решений суда является одним из конституционно закрепленных принципов правового государства, которым Украина объявлена согласно Основному Закону.

С введением и началом функционирования с 2017 года смешанной системы исполнительного производства принудительное исполнение решений в Украине возлагается как на государственных, так и на частных исполнителей.

Одной из основных мер принудительного исполнения решений, которые в соответствии с Законом Украины «Об исполнительном производстве» (Закон) применяются исполнителями, является обращение взыскания на денежные средства должника. Более того, как требует статья 48 этого Закона, взыскание по исполнительным документам в первую очередь обращается именно на средства должника в национальной и иностранной валютах, в том числе на средства на счетах должника в банках и других финансовых учреждениях.

В исполнительных производствах о взыскании средств алгоритм действий исполнителей нормативно выглядит просто: 1) выявление счетов должника в банках; 2) наложение ареста на денежные средства должника, находящиеся на выявленных счетах; 3) обращение взыскания на эти средства.

На практике же этот алгоритм дополняется рядом объективных нюансов, раскрыть которые можно посредством двух условных блоков: это время реализации каждого действия и средства, потраченные на реализацию каждого действия.

Время

1. Выявление счетов должника в банках.

Если в заявлении взыскателя указаны счета должника в банках, то это, конечно, хорошо, и исполнитель немедленно после открытия исполнительного производства налагает арест на денежные средства должника. Вместе с тем на практике нередки случаи, когда информация, предоставленная кредитором на момент открытия исполнительного производства, теряет свою актуальность или взыскателем предоставляются неполные или недостоверные реквизиты счетов.

В случае если при открытии исполнительного производства такая информация исполнителю не известна, то согласно статье 48 Закона Украины «Об исполнительном производстве» исполнитель проводит проверку имущественного положения должника. Такая проверка проводится в десятидневный срок со дня открытия исполнительного производства. В дальнейшем проверка по выявлению счетов должника осуществляется исполнителем не реже одного раза в две недели.

Информацию о счетах должника исполнитель получает путем направления в автоматизированной системе исполнительного производства запроса в Государственную фискальную службу Украины. Несмотря на то что сегодня информационное взаимодействие проводится в электронной форме, Государственной фискальной службой Украины информация предоставляется только об имеющихся счетах должников — юридических лиц и/или физических лиц — предпринимателей. К сожалению, получить информацию о наличии счетов должников — физических лиц можно только путем направления запросов во все банковские учреждения страны (согласно Справочнику банковских учреждений Украины, которые имеют банковскую лицензию,  по состоянию на 27 февраля 2019 года в Украине зарегистрированы 78 банковских учреждений), поскольку централизованный учет таких счетов сегодня отсутствует. В связи с этим на практике для выявления счетов должника исполнителю требуется около двух недель. За это время должник может вывести средства со счетов.

2. Наложение ареста на денежные средства должника.

На средства должника, находящиеся на счетах в банках, налагается арест не позднее следующего рабочего дня после их обнаружения. Арест распространяется также на средства на счетах, открытых после вынесения постановления о наложении ареста.

Статьей 56 Закона Украины «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что копии постановлений, которыми наложен арест на денежные средства должника, исполнитель направляет банкам в день их вынесения.

Вынесенное постановление исполнитель направляет в банковское учреждение по почте. В соответствии со статьей 28 настоящего Закона такие постановления направляются простым почтовым отправлением, что иногда приводит к коррупционным факторам как со стороны исполнителей, так и со стороны сотрудников банков, поскольку постановление может вообще «потеряться» и не поступить в банковское учреждение, а должники тем временем выводят средства со счетов. Кроме того, бывают случаи, когда банки по сговору с должником отказывают в наложении ареста на формальных основаниях и возвращают постановление об аресте без исполнения. В таком случае исполнитель вынужден повторно совершить соответствующие действия, а это опять трата времени на изготовление постановления, его регистрацию и направление в банк.

3. Обращение взыскания на средства.

Принудительное списание средств банки осуществляют в соответствии с нормативно-правовыми актами Национального банка Украины, регулирующими порядок открытия и использования счетов.

Для принудительного списания средств исполнитель оформляет не менее чем в трех экземплярах платежное требование по форме, указанной в Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением правления Национального банка Украины (НБУ) от 21 января 2004 года № 22.

При этом платежное требование исполнитель подает в банк, который его обслуживает, вместе с двумя экземплярами реестра платежных требований по определенной Национальным банком Украины форме.

Банк, обслуживающий взыскателя, принимает платежные требования в течение десяти календарных дней с даты их составления, а банк плательщика — в течение 30 календарных дней с даты их составления.

Таким образом, существующий сегодня путь ареста средств является достаточно длительным и может привести к потере возможности взыскания средств и эффективного исполнения судебного решения.

Средства

1. Выявление счетов должника в банках.

Поскольку сейчас у исполнителей нет возможности напрямую получить информацию о счетах должников — физических лиц, на практике по исполнительным документам о взыскании долгов с физических лиц запрос относительно наличия счетов направляется одновременно во все банки, функционирующие в Украине, а их, напомню, около 80. Минимальная стоимость почтового отправления составляет 8 грн, и простой подсчет показывает, что самые маленькие расходы только на пересылку одного такого запроса могут достигать почти 650 грн. Исходя из того, что в течение 2018 года принудительному исполнению подлежал 3 713 181 исполнительный документ о взыскании средств с должников — физических лиц, расходы только на выявление счетов должников могут составлять 2 413 567 650 грн!

2. Наложение ареста на денежные средства должника.

По статистическим данным работы органов государственной исполнительной службы, в 2018 году принудительному исполнению подлежали 4 012 532 исполнительных документа. Как уже отмечалось выше, взыскание, налагаемое на денежные средства должника, является первоочередной мерой принудительного исполнения, и даже если такая мера применялась по каждому пятому исполнительному документу (802 506 документов), и аресту подлежали средства только на счетах в одном банке, то произведение этого количества документов и минимального размера почтового отправления (8 грн) показывает, что расходы на пересылку постановления об аресте средств составляют почти 6,5 млн грн. При этом обращаю внимание: если исполнителю не известны счета должника, то на практике он направляет постановление одновременно во все действующие банки. А значит, соответствующая сумма увеличивается в десятки раз.

3. Обращение взыскания на денежные средства должника, размещенные на выявленных счетах, отдельного внимания в данной статье не заслуживает, хотя также имеет нюансы при практическом применении.

Таким образом, наиболее проблемными как во временном, так и в финансовом измерении представляются первые два действия исполнителя, следствием чего является низкий по сравнению со среднеевропейским уровень фактического исполнения решений о взыскании средств. Так, согласно статистическим данным, за 2018 год органами государственной исполнительной службы фактически исполнены только 959 455 документов, то есть 24 % от общего количества исполнительных документов, подлежащих исполнению, в то время как среднеевропейский показатель фактического исполнения достигает 70–80 %. При этом из 512 млрд грн, подлежащих взысканию, исполнителями в течение 2018 года взыскано лишь 14,3 млрд грн.

Международный опыт


Страны западной демократии поняли, что самый эффективный способ устранения указанных выше «объективных нюансов» заключается в автоматизации процесса выявления счетов и наложения ареста на них.

Опыт Хорватии.

При изучении международного опыта Хорватии мы ознакомились с деятельностью ведущей хорватской компании в сфере финансового посредничества — финансового агентства Хорватии (FINA), результаты работы которого поражают.

Деловая сеть FINA соответствует логике и интенсивности экономической деятельности. В настоящее время FINA состоит из четырех региональных центров (Загреб, Сплит, Риека и Осиек), филиалов и отделений, которые связаны современными информационными технологиями и расположены таким образом, чтобы гарантировать клиентам простой и быстрый доступ к услугам.

С 1 января 2011 года в Хорватии введен электронный арест находящихся на счетах в банковских учреждениях средств должников через FINA.

Введение электронного ареста в Хорватии продолжалось в течение года — с 1 января 2010-го по 31 декабря 2010 года. За этот период 32 банками, которые в то время существовали в Республике Хорватия, были переданы в FINA 654 667 неисполненных документов о взыскании средств на общую сумму 8 685 812 198 евро. Все неисполненные бумажные документы были обработаны и внесены в электронную систему.

Сегодня FINA владеет информацией обо всех счетах как юридических, так и физических лиц, обновляется ежедневно, что гарантирует реализацию блокировки денежных средств на банковских счетах в пределах суммы взыскания за несколько минут.

Так, в соответствии с законодательством Республики Хорватия банки обязаны выполнить электронное распоряжение FINA по блокированию средств на протяжении 60 минут, при этом процесс происходит в течение нескольких минут, в связи с чем у должника нет возможности вывести средства со счетов.

С момента введения электронного ареста денежных средств в FINA по состоянию на 30 сентября 2017 года поступило 8 140 707 документов о взыскании средств на общую сумму 298 млрд кун (39,7 млрд евро). В настоящее время общее количество исполненных документов составляет 6 726 156, то есть 82 % от их общего количества! При этом сумма взыскания достигла 1745 млрд кун (23,2 млрд евро), а это 58 % от общей взыскиваемой суммы.

Благодаря этому нововведению, по оценкам, составленным для доклада Всемирного банка «Ведение бизнеса-2017», Хорватия всего через несколько лет после введения электронного ареста средств поднялась с 52-го на 7-е место в рейтинге по легкости ведения бизнеса.

Опыт Португалии.

Процесс введения электронного ареста средств в Португалии длился с 2011 по 2013 год.

До этого порядок наложения ареста на денежные средства должника там был почти таким же, как сейчас в Украине.

Сегодня в Португалии функционирует единая база данных счетов физических и юридических лиц, которую ведет Центральный банк Португалии и из которой исполнитель получает информацию в течение суток.

Информация в базе об открытых счетах клиентов периодически обновляется, поэтому всегда актуальна.

После получения такой информации исполнитель осуществляет блокирование средств на счетах должника, а после поступления от банка информации об остатке средств на счете осуществляет их списание.

Следует отметить, что после введения в Португалии электронного ареста средств на банковских счетах показатели по взысканным суммам были увеличены почти на 70 %. Только в течение 2017 года благодаря электронному аресту средств было взыскано с должников 597 млн евро.

Вышеприведенные цифры этих двух стран свидетельствуют об эффективности модели автоматизации процесса выявления счетов и наложения ареста на них. И на это указывает показатель фактически взысканных средств, который в этих странах в среднем составляет 50–60 %, в то время как в Украине он
меньше 10 %.

Концепция Минюста

На данный момент с целью изменения сложившейся ситуации Министерство юстиции Украины на основании международного опыта реализует концепцию по электронному аресту средств, которая должна заработать в ближайшее время.

Так, 3 июля 2018 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины № 2475-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания экономических предпосылок для усиления защиты права ребенка на надлежащее содержание» (Закон № 2475-VIII), разработанный народными депутатами Украины совместно с Министерством юстиции.

Законом № 2475-VIII внесены, в частности, изменения в Законы Украины «О банках и банковской деятельности», «Об исполнительном производстве», которыми введены следующие обязанности:

— обязанность банков в день открытия/закрытия счетов физическим лицом, внесенным в Единый реестр должников, уведомлять об этом указанный в Едином реестре должников орган государственной исполнительной службы или частного исполнителя (части 1, 2 статьи 621 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», часть 3 статьи 9 Закона Украины «Об исполнительном производстве»);

— обязанность исполнителя не позднее следующего рабочего дня со дня получения уведомления от банков о наличии счетов должников принять решение о наложении ареста на денежные средства на счетах должника в банках (часть 3 статьи 9 Закона Украины «Об исполнительном производстве»).

Заключительными и переходными положениями Закона № 2475-VIII Национальному банку поручено в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона обеспечить проверку информации о наличии открытых до вступления в силу настоящего Закона счетов в банках на имя физических лиц, внесенных в Единый реестр должников, и уведомление об этом указанного в Едином реестре должников органа государственной исполнительной службы или частного исполнителя в день обнаружения такой информации.

Конечно, это не может сравниться с хорватской моделью электронного ареста средств, но для нашей современной системы принудительного исполнения судебных решений и такой шаг является большим прорывом.

При этом Законом № 2475-VIII предусмотрено следующее:

— порядок предоставления информации о счетах должников и форма уведомления устанавливаются Национальным банком Украины по согласованию с Минюстом (статья 621 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»);

— автоматизированная система исполнительного производства обеспечивает автоматизированный арест средств должника по исполнительному производству о взыскании алиментов в порядке, определенном Минюстом по согласованию с Национальным банком Украины (часть 5 статьи 8 Закона Украины «Об исполнительном производстве).

С учетом изложенного и с целью согласования действий банков и органов государственной исполнительной службы или частных исполнителей, касающихся предоставления информации о счетах должников, наложения ареста на денежные средства или снятия ареста с денежных средств в электронной форме с соблюдением требований законодательства, Минюстом совместно с НБУ разработаны соответствующие проекты нормативно-правовых актов, которые сейчас согласовываются в установленном порядке.

Концепция, согласованная с НБУ, предусматривает, что банки в день открытия или закрытия счетов физическим лицам обязаны проверить наличие информации о внесении сведений об этих физических лицах в Единый реестр должников, а в случае наличия в реестре информации о физическом лице-должнике — в этот же день направить органу государственной исполнительной службы или частному исполнителю соответствующее электронное сообщение об открытии/закрытии счета.

Автоматизированный арест средств должников на счетах в банках предусматривает наложение исполнителем ареста на средства (снятие ареста) путем вынесения постановления об аресте денежных средств или о снятии ареста с них в форме электронного документа и направления их в банки в автоматизированной системе исполнительного производства. При этом уведомление от банка о принятии постановления и его исполнении исполнитель будет также получать в автоматизированной системе исполнительного производства. Взаимодействие банков и исполнителей предусмотрено в электронном виде информационно-телекоммуникационными средствами с применением средств технической и криптографической защиты информации в соответствии с Законом Украины «О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах».

Ожидаемые результаты

Введение автоматизированного ареста средств значительно сократит соответствующие временные и финансовые затраты. Рабочее время, ранее затрачиваемое на оформление и направление запросов в банковские учреждения, исполнитель сможет использовать для выполнения других процессуальных действий в исполнительном производстве.

И самое главное — автоматизация процесса ареста средств на банковских счетах обеспечит выполнение процедуры наложения ареста в течение нескольких минут, что минимизирует возможность уклонения должника от уплаты долга.

ОЛЕЙНИК Александр — директор Департамента по вопросам правосудия и национальной безопасности Министерства юстиции Украины, к.ю.н., заслуженный юрист Украины, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA