На пути подписания экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС перед Украиной поставлен ряд требований по приведению законодательства в соответствие с европейскими нормами, регулирующими охрану авторского и смежных прав, которые в настоящее время, необходимо признать, на Украине не охраняются должным образом.
Длительное время как для компаний медиабизнеса, сферы ресторанно-гостиничных услуг, так и для обладателей прав интеллектуальной собственности актуальным и нерешенным является вопрос коммерческого использования музыкальных произведений и выплаты вознаграждения субъектам авторского права и смежных прав.
Музыкальное произведение является сложным объектом интеллектуальной собственности, поскольку содержит в себе имущественные права автора слов песни, автора музыки, исполнителя, имущественные права изготовителя фонограммы, в которой воплощено произведение.
Коммерческим использованием фонограмм и зафиксированных в них исполнений является использование указанных объектов путем публичного исполнения фонограммы или ее экземпляра, публичного оглашения (публичного повторного оглашения) зафиксированного в фонограмме исполнения посредством передачи в эфир или через кабель.
Таким образом, использование фонограммы при ведении хозяйственной деятельности, в рекламных целях, включение ее в аудио- и видеоролики, воспроизведение для посетителей в заведениях, магазинах, вещание ее на радио и телевидении считается коммерческим использованием и влечет обязанность выплаты вознаграждения авторам, исполнителям и изготовителю фонограммы.
Действующим законодательством Украины предусмотрены два варианта законного коммерческого использования фонограмм: с получением разрешения от правообладателя и выплатой соответствующего вознаграждения, а также без получения согласия автора, но с обязательной выплатой полагающегося вознаграждения.
В первом случае предприятие, желающее использовать фонограмму, обращается к правообладателю для заключения соответствующего договора, в котором стороны определяют размер и форму выплаты вознаграждения. К сожалению, в таком случае предприятие не может быть полностью уверено, что лицо, к которому оно обратилось, имеет необходимые права. Данное лицо не обязательно является изготовителем фонограммы, а чаще всего владеет отдельными ограниченными правами, переданными на основании лицензионного договора, защищенного оговоркой о конфиденциальности, вследствие чего ознакомиться с его содержанием и полномочиями для стороны не представляется возможным.
Также такой вид получения прав на использование фонограмм является крайне неэффективным при коммерческом использовании большого количества композиций или использовании совершенно новых музыкальных композиций, поскольку установить каждого правообладателя и выплатить причитающееся вознаграждение становится проблематичным. В то же время музыкальные радиостанции заинтересованы в том, чтобы проигрывать самые свежие зарубежные композиции.
Во втором случае предприятие до момента использования фонограммы обязано заключить договор с уполномоченной организацией коллективного управления (ОКУ) о выплате вознаграждения, на основании которого будет производиться расчет суммы и фактическая ее выплата.
Законодательством также предусмотрены минимальные ставки вознаграждения за коммерческое использование фонограмм. Они составляют 1 % от доходов, полученных от деятельности, при которой используется фонограмма, в случае публичного ее исполнения, 2 % — за публичное оповещение зафиксированного в фонограмме исполнения путем передачи в эфир или через спутник и целых 5 % — за публичное оповещение зафиксированного в фонограмме исполнения по кабельному телевидению или в сети Интернет.
Такое соотношение ставок достаточно трудно объяснить. В век развития технологий большой процент деятельности стартапов направлено и проявляется в Интернете. Последней тенденцией в западных странах является развитие независимых интернет-радиостанций, которые демонстрируют высокий спрос, так как направлены на свою особую возрастную, социальную группу или же ориентированы на определенный стиль музыки. С недавних пор эта тенденция проявилась и на Украине: помимо совершенно новых интернет-радиостанций («Аристократы», «Пюре»), в сетевое вещание перешли и многие частотные. Тем не менее в отличие от США, где организациями коллективного управления созданы комфортные условия использования музыки для интернет-радиостанций, на Украине устанавливается достаточно высокая ставка роялти за использование фонограмм, которая к тому же не включает роялти авторам слов и музыки. Это приводит к тому, что осуществление национальных инновационных проектов является экономически нецелесообразным.
Что касается деятельности уполномоченных ОКУ по сбору вознаграждений за коммерческое использование фонограмм, отметим, что на Украине сейчас наблюдается достаточно интересная ситуация. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины «Об утверждении размера, порядка и условий выплаты вознаграждения (роялти) за коммерческое использование опубликованных с коммерческой целью фонограмм, видеограмм, их экземпляров и зафиксированных в них исполнений» от 18 января 2003 года № 71, вознаграждения за такое использование имеют право собирать исключительно уполномоченные ОКУ.
В конце августа 2013 года Министерство образования и науки Украины (МОН) издало приказ «Об утверждении Порядка определения уполномоченных организаций коллективного управления, которые будут осуществлять сбор и распределение вознаграждения (роялти) за использование опубликованных с коммерческой целью фонограмм и видеограмм» № 1249 (приказ). Этим приказом установлено, что по каждому из видов авторских и смежных прав на Украине может действовать лишь одна уполномоченная ОКУ, которая представляет интересы большего количества украинских и иностранных правообладателей. Стоит отметить, что на данное время на Украине существует более десятка ОКУ, в то время как в США действуют всего три. Данный приказ моментально был обжалован представителями организаций коллективного управления, которые не смогли бы быть признаны уполномоченными согласно новому порядку.
21 января 2014 года Окружной административный суд г. Киева принял постановление, которым признал приказ МОН незаконным и недействительным. В настоящее время постановление обжалуется в апелляционной инстанции. Тем не менее 16 октября 2013 года Окружной административный суд г. Киева вынес определение, которым действие приказа приостановил до вступления в законную силу решения по сути дела. Данное определение было безуспешно обжаловано и оставлено в силе определением Киевского апелляционного административного суда. Таким образом, на Украине сейчас нет ни одной уполномоченной ОКУ, имеющей законные основания собирать вознаграждения за коммерческое использование фонограмм. Хотя на практике такое вознаграждение фактически собирают многие ОКУ.
Важным шагом на пути Украины в Европейский Союз является пересмотр устаревших нормативно-правовых актов в сфере интеллектуальной собственности, их адаптация к европейским стандартам с целью защиты интересов правообладателей и пользователей объектов интеллектуальной собственности и выгодного взаимодействия сторон.
ШАПИРЕНКО Евгений — юрист ЮК «Гвоздий и Оберкович», г. Киев
Алексей СТОЛЯРЕНКО,
юрист МЮФ Baker & McKenzie
Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом (Соглашение) содержит нормы, касающиеся охраны авторского права и смежных прав, в главе 9 «Интеллектуальная собственность». Данный свод норм суммирует многочисленные директивы Европейского Союза, принятые в этой сфере, и содержит ссылки на уже ратифицированные Украиной международные договоры. В целом законодательство Украины отвечает требованиям Европейского Союза, но в связи с тем, что последние существенные изменения в Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» были внесены еще в 2003 году, этот Закон требует существенной модернизации, а еще лучше — принятия в новой редакции. Содержит Соглашение и явные новации, такие как возможность установления срока охраны для критических и научных публикаций, которые стали общедоступными публике. Впервые предлагается установить возможность автору запрещать или давать разрешение на бесплатную передачу произведения в пользование, и тогда автор сможет получать вознаграждение за использование его произведений в публичных библиотеках, что уже давно практикуется в Европе.
После признания приказа МОН незаконным и недействительным на Украине сложилась парадоксальная ситуация, когда в сфере сбора и распределения вознаграждения за публичное исполнение опубликованных с коммерческой целью фонограмм и видеограмм нет уполномоченных организаций коллективного управления. В сфере публичного вещания в эфир и по кабелю осталась одна уполномоченная ОКУ — ОП «Украинский музыкальный альянс». Поскольку новый приказ подобного характера также может быть успешно оспорен организациями, служба скорее всего уйдет от регулирования этого вопроса, ссылаясь на положения статьи 45 того же Закона, где указано, что субъект авторского права и смежных прав может выполнять управление своими правами как лично, так и через поверенного и организацию коллективного управления, которая тоже может выступать в лице поверенного. То есть сбор средств за вышеуказанные виды использования оставят организациям, у которых есть необходимые права. К слову, практика закреплять одну организацию для сбора средств за один вид использования является нормальной европейской практикой, не воспринятой на Украине.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…