Труд присяжных — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №29 (865) » Труд присяжных

Труд присяжных

Немало юристов связывают улучшение состояния исполнения судебных решений не с реформой государственной системы исполнения судебных решений, а с передачей ее полномочий частным лицам. Идею создания негосударственных исполнителей поддерживают и пришедшие на фоне реформаторских ожиданий министр юстиции Павел Петренко и председатель Государственной исполнительной службы Дмитрий Сторожук. Однако первый с начала этого года соответствующий законопроект возник в результате усилий парламентариев. 6 июня народный депутат Юрий Мирошниченко внес проект Закона Украины «О присяжных исполнителях» (№ 4028а). Ожидается, что принятие законопроекта станет первым шагом к внедрению полностью негосударственной системы исполнения решений суда. Как указывает автор законопроекта, расходы на содержание каждого государственного исполнителя в два раза превышают поступления от исполнительного сбора.

Согласно проекту, присяжный исполнитель является специально уполномоченным от имени государства лицом, на которое возлагается исполнение решений судов и других органов (должностных лиц), определенных Законом Украины «Об исполнительном производстве».

Присяжным исполнителем может быть гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в сфере права не менее трех лет, владеющий государственным языком и сдавший квалификационный экзамен. Преградой на пути к статусу присяжного исполнителя выступает не только судимость, но и факт проведения в отношении такого лица дознания и досудебного следствия. Нашлось место и для более абстрактных оснований: поведение, «несовместимое с выполнением полномочий присяжного исполнителя» (данные этические вопросы никак не урегулированы Проектом).

Закон устанавливает весьма серьезные требования к стажу по сравнению с государственными исполнителями и другими юридическими профессиями. Госисполнителем может стать любой гражданин Украины с юридическим образованием (наличие трех лет стажа позволяет претендовать на должность начальника отдела принудительного исполнения решений). Добавим, что для получения статуса судьи достаточно трех лет юридического стажа, а для осуществления адвокатской практики — двух лет.

При этом присяжные исполнители пользуются гарантиями защиты от уголовного преследования, как и адвокаты: уголовное производство в отношении присяжного исполнителя может быть открыто исключительно Генеральным прокурором Украины, его заместителями, прокурорами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Обязанность хранить профессиональную тайну сохраняется и после лишения права заниматься данной деятельностью (подобное уточнение содержит и действующий Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»).

Однако в отличие от адвокатов присяжные исполнители будут находиться под контролем Минюста. После успешной сдачи экзамена квалификационно-дисциплинарная комиссия рекомендует Минюсту предоставить статус присяжного исполнителя, после чего он включается в Единый реестр присяжных исполнителей Украины. Комиссия формируется Минюстом.

Прекращение деятельности присяжных исполнителей связывается, как и у госслужащих, в том числе с достижением 65-летнего возраста. Впрочем, непонятно, насколько это уместно в контексте лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность. Перерыв в практике на шесть месяцев влечет прекращение полномочий присяжного исполнителя. Также Минюст регулирует численность присяжных исполнителей в расчете один на 10 тысяч населения. Более того, министерство уполномочено проводить как плановые (не чаще раза в два года), так и внеплановые проверки (по заявлениям физических и юридических лиц). Присяжный исполнитель обязан организовать контору в течение шести месяцев после получения статуса.

С целью недопущения злоупотреблений предлагается установить в статье 11 перечень решений, которые не могут исполняться присяжными исполнителями:

— по которым должником или взыскателем являются государство, территориальные общины в лице их органов или юридические лица, которые финансируются исключительно за счет бюджетов;

— об отобрании ребенка;

— о принудительном вселении/выселении;

— в спорах, возникающих из корпоративных отношений между хозяйственным обществом и его участником;

— о взыскании объектов государственной или коммунальной собственности;

— в сфере земельных отношений.

Самый интересный вопрос — это, конечно же, мотивация негосударственных исполнителей. Однако детально он Проектом не урегулирован. Сейчас за своевременное выполнение исполнительного документа исполнитель получает вознаграждение в размере 5 % от взысканной суммы или стоимости имущества (но не более 850 гривен). Предельное вознаграждение присяжного исполнителя будет устанавливать Кабинет Министров Украины.

Надежду на скорейшее принятие законопроекта высказал адвокат Андрей Авторгов. «С должника не будет взиматься исполнительный сбор в размере 10 % от суммы, подлежащей взысканию, и который сейчас взимает Государственная исполнительная служба», — отметил он, комментируя достоинства Проекта в блоге на «Экономической правде».

Председатель ГИС Дмитрий Сторожук в целом одобряет подобный документ. Как и некоторые парламентарии, он признает риск превращения присяжных исполнителей в подобие коллекторов. Не допустить злоупотреблений может определенное сужение гарантий их деятельности, в частности, не факт, что частные исполнители должны иметь возможность привлекать правоохранителей для исполнения решений. Согласно Проекту, положения Закона Украины «Об исполнительном производстве» в части полномочий, прав и обязанностей государственного исполнителя применяются к присяжному исполнителю (кроме права налагать штрафы на должника, осуществлять привод должника и т.д.). Это значит, что присяжные исполнители вправе входить в помещения должника, арестовывать и реализовывать имущество, а также привлекать к исполнительным действиям сотрудников ОВД и «других лиц». Еще один способ минимизировать риски — установить адекватные требования, которым должен соответствовать исполнитель. Однако, как уже говорилось, требования к присяжным исполнителям и так выше, чем к сотрудникам ГИС.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государство и юристы

Админцентрализация

На Украине создается Ассоциация налоговых советников

Обеспечение исполнения решения в Крыму

Документы и аналитика

Интересные акты

Труд присяжных

Зарубежная практика

Очистка памяти

Новости юридических фирм

Продвижение юридического бизнеса

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» защитила интересы ЧАО «Киевстар» споре с НКРС

Юристы МПЦ EUCON отстояли интересы компании «Цептер» в налоговом споре

ЮФ Sayenko Kharenko представила промежуточные результаты мониторинга применения норм УПК

Отрасли практики

Обман валют

Сложить бы ряд

Зав. вознаграждением

Продвижение юридического бизнеса

Разбор слоганов

Инновационная кампания

Окружить работой

Закрытый ход

Учению — совет

Слоган и дело

Репортаж

Испанский надел

Самое важное

Охранная форма

В Крыму создадут СЭЗ

Судебный иммунитет

Быт во главе

Судебная практика

Обобщение практики

Полный предел

Превышенные меры

Тема номера

Спорная Нидерландов

Пат-актив

Арбитражная отговорка

Все ясно

Частная практика

Система преобразования

Изменения принимаются

Реформация к размышлению

Причинно-наследственная связь

Інші новини

PRAVO.UA