Охранная форма — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №29 (865) » Охранная форма

Охранная форма

Зарплату полицейским обещают выше средней, однако к ним смогут применять штрафы и проводить в отношении них тайные проверки

Дискуссии насчет того, какие сферы государственного управления нуждаются в приоритетном реформировании, продолжаются. Однако правоохранительная система находится явно на особом месте, тем более что Закон Украины «О милиции» (Закон) действует на Украине еще с прошлой эпохи: не с каденции предыдущего Президента Украины, а с советских времен — с 1990 года.

С целью ликвидации накопившихся проблем эксперты Центра политико-правовых реформ разработали проект Закона Украины «О полиции и полицейской деятельности». Данный документ проходил обсуждение в Министерстве юстиции Украины и, судя по тому, что Минюст не предложил альтернативных вариантов, имеет шансы как минимум быть внесенным в парламент.

Документ существенно повышает требования к правоохранителям, а численность личного состава должна быть сокращена. В то же время исключены некоторые другие декларативные положения и не ­свойственные ­милиции функции. Так, на уровне закона не говорится об обязанности граждан способствовать милиции в выполнении ее функций. В свою очередь и милиционеры больше не обязаны принимать участие в «правовом воспитании населения».

Согласно проекту, полицией являются центральные органы исполнительной власти, которые выполняют функции по поддержанию общественного порядка, определенные настоящим Законом и образованные в соответствии с законом о центральных органах исполнительной власти, и исполнительные органы местных советов, выполняющие функции по поддержанию общественного порядка, установленные настоящим Законом и образованные в соответствии с законом о местном самоуправлении. В нынешнем же определении милиции говорится, что это вооруженный орган исполнительной власти, защищающий не порядок, а жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность и даже природную среду.

Согласно статье 5 проекта, систему полиции составляют: местная полиция (состоит из службы участковых инспекторов и службы патрулирования); Административная полиция (состоит из службы патрулирования; службы охраны; службы оперативного реагирования); Уголовная полиция; Финансовая полиция; Пограничная полиция; Военная полиция (состоит из службы патрулирования и службы охраны). Национальная гвардия Украины выполняет функции полиции по поддержанию публичного порядка. Нынешняя структура включает уголовную милицию, милицию общественной безопасности, транспортную милицию, ГАИ, милицию охраны, судебную милицию, специальную милицию и подразделение внутренней безопасности.

Количество полицейских местной полиции определяется исходя из соотношения не более 15 полицейских на 10 тысяч человек. Совокупная численность административной, уголовной и пограничной полиции составит около 80 тысяч полицейских. Служба оперативного реагирования Административной полиции уполномочена осуществлять неотложные меры по прекращению массовых беспорядков (ее численность составит две тысячи человек — меньше, чем существовавших в недавнем прошлом «беркутовцев»).

Финансовая полиция координируется Министерством финансов Украины. пограничная полиция (как ныне Администрация Государственной пограничной службы Украины) — Министерством внутренних дел. Военная полиция (создается вместо Военной службы правопорядка) подчиняется Министерству обороны Украины. Компетенция Военной полиции распространяется на всю территорию государства и военных частей в составе национального контингента, участвующего в международных операциях по поддержанию мира и безопасности.

Руководители каждой из предусмотренных полиций назначаются Кабинетом Министров Украины по представлению премьер-министра Украины, подготовленному на основе предложения соответствующего министра. Руководителю положено иметь не более трех заместителей. На уровне закона определены требования к руководителю каждого вида полиции: 35-летний возраст, 10-летний стаж полицейской деятельности, знание двух иностранных языков.

Обязанности правоохранителей весьма сужены по сравнению с изложенными в статье 10 действующего Закона. Так, в частности, они не должны информировать общественные объединения об «авариях, пожарах, катастрофах, стихийных бедствиях и прочих чрезвычайных событиях», а также принимать участие в карантинных мероприятиях. Лишают милицию и более связанных с ее основной деятельностью функций, таких как профилактика правонарушений.

Среди полномочий полиции согласно проекту — временное изъятие имущества (до решения вопроса об аресте имущества или его возврате). В действующем Законе право изымать вещи касается предметов, ограниченных в обороте.

При обеспечении безопасности дорожного движения запрещено использовать посты (в том числе стационарные) на автомобильных дорогах для фиксации нарушений ПДД.

Отдельная глава регулирует полицейские меры. К ним отнесены: ограничение доступа в определенные места; проникновение в жилище или другое владение лица; полицейское попечительство; помещение в полицейскую камеру; меры принуждения.

Полиция имеет право проникнуть в жилище или другое владение лица без мотивированного решения суда только в неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и ценного имущества. Сегодня проникать в жилые помещения можно и при «стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах».

Новацией является «полицейское попечительство». Полицейский обязан временно взять под свою опеку граждан с психическим расстройством, нетрезвых, а также лиц до 16 лет, обязуясь доставить их родственникам или законным опекунам.

Список мер принуждения не отличается от спецсредств, предусмотренных Законом. Однако установлено, что их перечень не может расширяться правительством.

Полиция обязана применять один вид меры принуждения до момента достижения ожидаемого результата или до момента, когда окажется, что его невозможно достичь и необходимо применять более строгую меру принуждения.

Изменены также основания применения огнестрельного оружия. Это возможно в том числе с целью задержания лица, непосредственно преследуемого по подозрению в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, совершенного с применением насилия. Ранее применять оружие можно при задержании лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления и пытающегося скрыться.

Полицейский систематически, не реже чем раз в год, проходит тайную проверку добросовестности. Она заключается в создании обстоятельств и условий, обусловливающих совершение коррупционного правонарушения определенным полицейским. Ее результатом не может быть привлечение к административной или уголовной ответственности. При этом на этапе отбора желающие стать полицейскими будут проходить тест на полиграфе (хотя негативные результаты не являются основанием отказа в принятии на должность). Заполнение вакансий происходит на конкурсной основе, а все претенденты обязаны пройти обучение в Полицейской школе.

Полицейским создаются льготные условия работы: рабочая неделя длится 39 вместо 40 часов, а допустимое количество сверхурочных часов в год — 100 вместо 120. Должност­ной оклад полицейского устанавливается в размере шести минимальных заработных плат, что в принципе превышает среднюю зарплату по стране.

Публичные высказывания относительно решений, действий или бездействия других должностных лиц грозят дисциплинарными санкциями. Они наступают и при нарушении презумпции невиновности или в случаях проявления неуважения к гражданам. Среди санкций — штраф (10–25 % от оклада на срок до трех месяцев).

Будут созданы полицейские комиссии, к компетенции которых относятся кадровые вопросы (как проведение конкурсов на занятие должности, так и дисциплинарные производства). Названия должностей членов комиссии довольно условны: «авторитетный правозащитник» (избираемый местными советами и омбудсменом) и «авторитетный адвокат» (избираемый советом адвокатов региона).

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государство и юристы

Админцентрализация

На Украине создается Ассоциация налоговых советников

Обеспечение исполнения решения в Крыму

Документы и аналитика

Интересные акты

Труд присяжных

Зарубежная практика

Очистка памяти

Новости юридических фирм

Продвижение юридического бизнеса

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» защитила интересы ЧАО «Киевстар» споре с НКРС

Юристы МПЦ EUCON отстояли интересы компании «Цептер» в налоговом споре

ЮФ Sayenko Kharenko представила промежуточные результаты мониторинга применения норм УПК

Отрасли практики

Обман валют

Сложить бы ряд

Зав. вознаграждением

Продвижение юридического бизнеса

Разбор слоганов

Инновационная кампания

Окружить работой

Закрытый ход

Учению — совет

Слоган и дело

Репортаж

Испанский надел

Самое важное

Охранная форма

В Крыму создадут СЭЗ

Судебный иммунитет

Быт во главе

Судебная практика

Обобщение практики

Полный предел

Превышенные меры

Тема номера

Спорная Нидерландов

Пат-актив

Арбитражная отговорка

Все ясно

Частная практика

Система преобразования

Изменения принимаются

Реформация к размышлению

Причинно-наследственная связь

Інші новини

PRAVO.UA