На Украине уже давно задаются вопросом о том, как упростить процедуру оформления наследства на земельный участок, дом или имущество, особенно для жителей сельской местности. Идея о необходимости разделить соответствующие функции нотариусов с органами местного самоуправления в парламентских стенах витает уже несколько лет, причем предлагались самые разные законодательные механизмы ее реализации. Особой популярностью в Верховном Совете пользовался проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оформления наследства» (№ 0985), внесенный еще в 2012 году. К его рассмотрению народные депутаты возвращались несколько раз: отправляли документ на доработку, потом принимали и Президент Украины применял к нему право вето, снова направляли на доработку с предложениями главы государства. Но даже после того, как парламент с очередными президентскими правками принял этот закон, дискуссии относительно целесообразности таких изменений не прекращаются.
Сейчас парламентарии предлагают внести ряд изменений в законодательные акты, в частности в Гражданский кодекс Украины и Закон Украины «О нотариате», согласно которым процесс оформления наследства жителями сельской местности замыкается на уполномоченных на это должностных лицах соответствующих органов местного самоуправления. Мотивируют такое нормотворческое решение несколькими причинами: нехваткой нотариусов и необходимостью максимально удешевить оформление наследства для жителей сельской местности. Впрочем, еще на этапе обсуждения данной инициативы эксперты высказывали опасения, что, желая сделать процедуру оформления наследства более доступной, на практике законодатели получат противоположный эффект: граждане не смогут получить квалифицированную правовую помощь. По мнению юристов, введение нового алгоритма выдачи свидетельства о праве на наследство не учитывает того, что совершение нотариальных действий по выдаче свидетельства о праве на наследство является разновидностью юридической деятельности, осуществление которой заключается не в формальной выдаче указанного свидетельства, а прежде всего в предоставлении этому документу юридической достоверности, следовательно, должно осуществляться только в такой процессуальной форме, которая в полной мере обеспечивает бесспорность такого документа.
Кроме того, возникает и ряд других вопросов. Скажем, по каким критериям будут определять уполномоченное для осуществления новых функций лицо, все ли органы местного самоуправления обладают соответствующими кадровыми ресурсами, достаточной ли является ответственность этих должностных лиц, чтобы упредить возможные злоупотребления, и т.д.
Насколько благая законодательная цель оправдывает, возможно, достаточно неоправданные «средства», мы попросили рассказать представителя профильного парламентского подразделения — первого заместителя председателя Комитета по вопросам правовой политики Виктора Швеца. По словам парламентария,дискуссия относительно целесообразности внедрения нового механизма оформления наследства действительно была не из легких. «Принимая этот закон, мы в первую очередь руководствовались интересами рядовых граждан», — подчеркнул г-н Швец, добавив, что такое решение было аргументировано значительным количеством жалоб на сложность и дороговизну процедуры оформления наследства.
Что касается юридической чистоты данного нормотворческого эксперимента, то Виктор Швец признает, что в этом вопросе не все так идеально. Например, сложности могут возникнуть в связи с тем, что только часть нотариальных действий, которые сегодня осуществляются при оформлении наследства, передаются должностным лицам на местах. Проблемы, по словам народного депутата, могут быть связаны и с отсутствием соответствующего кадрового потенциала органов местного самоуправления. Но и они решаемы. «Обязанность Министерства юстиции Украины как раз и будет заключаться в том, чтобы предоставить разъяснения, инструктивные письма, методические рекомендации относительно того, как должностные лица на местах должны осуществлять соответствующие действия», — убежден г-н Швец. Отметим, что в Заключительных положениях принятого закона среди прочего указано, что с целью предоставления населению в сельских населенных пунктах нотариальных услуг, связанных с выдачей свидетельств о праве на наследство уполномоченными на это должностными лицами органов местного самоуправления, Министерство юстиции Украины проводит обучение указанных должностных лиц по работе с единым и государственными реестрами, функционирующими в системе Министерства юстиции Украины, а также обеспечивает оказание методической помощи и осуществляет контроль за совершением нотариальных действий по выдаче свидетельств о праве на наследство уполномоченными на это лицами органов местного самоуправления.
По прогнозам Виктора Швеца, негативные последствия, которые, возможно, наступят в первое время действия новых правил, являются несоизмеримыми с теми недостатками, которые существуют сейчас. Вместе с тем он обращает внимание на то, что закон не является чем-то монументальным и его при необходимости, возникновении сложностей в его реализации можно откорректировать.
О негативных последствиях от реализации данной законодательной новации говорят и представители нотариального сообщества. Так, член Совета Нотариальной палаты Украины Инна Бернацкая обращает внимание нанесоответствие норм принятого парламентом закона принципам европейского права. Более того, по ее словам, нотариат Украины сегодня рискует утратить членство в Международном союзе нотариата. «Этот документ противоречит многочисленным нормам действующего законодательства, нарушает модель государственной регистрации прав на недвижимость», — отмечает наша собеседница, прогнозируя, что в результате его реализации будут ограничены права жителей сельских местностей на предоставление квалифицированной юридической помощи и возможен коллапс в переоформлении наследства, многочисленные судебные споры, нагрузка на судебную систему и дополнительные затраты бюджета. «Обещания удешевления услуг окажутся утопией, поскольку размер и количество платежей не меняется, вопрос оценки имущества не решен. Разница в том, что их начислять будет не нотариус, а чиновник, которому тоже нужно платить заработную плату, оборудовать рабочее место, застраховать деятельность и т.п.», — констатирует она.
Такие тенденции ограничения полномочий нотариата как гаранта и регулятора определенных общественных правоотношений и процессов, по словам Инны Бернацкой, наблюдаются давно. Их последствием является, например, многочисленное нарушение прав собственников на рынке транспортных средств, беспрепятственное рейдерство юридических лиц и махинации с корпоративными правами, на что европейское сообщество обращает особое внимание. Как отмечает представитель Нотариальной палаты Украины, передача оформления наследства сельским советам имеет схожие задачи: большое количество недвижимого имущества, земли, паев может быть переоформлено на «нужных» лиц, чего через нотариат не сделаешь. «Исключительно популизм и перспектива досрочных перевыборов народных избранников стали катализаторами принятия Верховным Советом Украины данного закона, более того с нарушениями процедуры. Нотариальное сообщество ожидает адекватной реакции Президента Украины и ветированиязакона в интересах простых граждан, которые, в будущем, станут заложниками ситуации. Нотариат готов к совершенствованию работы, имеет пакет предложений для реального и комплексного решения проблемных вопросов оформления наследства и уменьшения его стоимости без манипулирования правовыми незнаниями граждан», — уверяет г-жа Бернацкая.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…