Правительство приступило к практической стадии реформирования регистрационной системы Украины. Распоряжением Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы предоставления административных услуг органов исполнительной власти через центры предоставления административных услуг» от 16 мая 2014 года № 523-р определены меры, которые должны принять местные госадминистрации и органы государственной власти — субъекты предоставления админуслуг для обеспечения работы центров предоставления административных услуг (ЦПАУ), а также утвержден перечень админуслуг органов исполнительной власти, которые предоставляются через ЦПАУ. Тем самым создан важный прецедент децентрализации власти. Ведь государство впервые напрямую передает права и полномочия по созданию центров предоставления административных услуг и контролю за ними местным общинам.
На самом деле идея предоставления административных услуг по принципу «единого окна» не нова. В начале 2010-х годов власть объявила о создании единых админцентров. Декларируемые админцентрами услуги в разных регионах отличались, а реализация этого проекта проводилась на страх и риск председателей ОГА. Де-факто очереди никуда не делись, процедуры остались зарегулированными, а регистрационные действия осуществлялись по старинке.
Сама концепция предоставления административных услуг через ЦПАУ способна значительно снизить уровень коррупции при совершении регистрационных действий. Обнадеживающе прозвучало недавнее заявление Минюста о переходе работы ЦПАУ на схему «бек-фронт офис». Согласно этой схеме исполнитель услуги не контактирует с заказчиком, и возможность сделать «предложение» фактически исключена. Безусловно, некоторые псевдоюридические компании, чьи услуги заключались в «постоять в очереди» да «ускорить процесс», уйдут с рынка. Это очищение назревало давно.
С другой стороны, излишняя зарегулированность некоторых регистрационных процедур может стать серьезной угрозой успешности новаций Минюста. Практика показывает, что многие хорошие начинания разрушаются о пресловутый бюрократический барьер. В работе регистраторов до сих пор существует огромное количество бумажной волокиты. Единственный выход усматривается в переходе на электронный документооборот и упрощение процедур. Для этого необходим централизованный подход регулятора, но пока мы этого не видим.
Своим Распоряжением № 523-р Кабинет Министров унифицировал список предоставляемых ЦПАУ услуг, а также установил сроки имплементации этого решения. Всего в ЦПАУ в соответствии с Распоряжением декларируется предоставление 52 услуг. При этом имплементация этого списка будет проходить в три этапа. Ключевыми датами являются 1 сентября и 1 октября 2014 года, а также 1 января 2015 года, когда ЦПАУ должны начать предоставлять все 52 услуги.
На первом этапе в ЦПАУ можно будет зарегистрировать декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по охране труда, декларации соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности, декларации о начале выполнения подготовительных/ строительных работ, о готовности объекта к эксплуатации. Кроме того, можно зарегистрировать крупнотоннажные и другие технологические транспортные средства, не подлежащие эксплуатации на улично-дорожной сети общего пользования, а также получить физлицам заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы действующих объектов.
Второй этап предполагает добавление услуг, связанных с регистрационными действиями относительно юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, общественных объединений, местных печатных СМИ. Помимо этого, до 1 октября 2014 года ЦПАУ начнут предоставлять все услуги паспортных столов, включая выдачу/замену паспорта гражданина Украины, а также регистрацию места жительства и иные регистрационные действия, предусмотренные Законом Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания на Украине».
На третьем этапе, до 1 января 2015 года, все ЦПАУ также будут обязаны осуществлять регистрационные действия относительно вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, а также регистрационные действия, предусмотренные Законами Украины «О Государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «Об оценке земель», «О топографо-геодезической и картографической деятельности» и Земельным кодексом Украины. Кроме того, с 2015 года в обязанности ЦПАУ будет входить выдача загранпаспортов.
Отметим, что многие из перечисленных услуг уже предоставляются в ЦПАУ. К примеру, в Киеве можно без традиционных очередей оформить или переоформить загранпаспорт. Регистрационные действия относительно предпринимателей, будь то физические или юридические лица, проводятся существующими ЦПАУ практически по всей Украине. Примечательно, что в Распоряжении Кабинета Министров Украины сроки указаны с формулировкой «до», поэтому многие сервисы в списках ЦПАУ появляются значительно раньше.
У нашего государства есть все возможности создать регистрационный сервис на уровне лучших мировых стандартов, но при этом сама система должна кардинально измениться. Очень хотелось бы иметь такой же быстрый и приятный сервис, как в грузинских Домах юстиции. Но при этом необходимо изменить и систему, и ментальность регистраторов. Электронный документооборот должен вытеснить бумажные носители. Работать в центрах должны профессионалы, стремящиеся помочь своим согражданам совершить то или иное регистрационное действие, а госуслуги — превратиться в сервис, о котором так много говорили.
ГРЕЧКОВСКИЙ Павел — руководитель «Адвокатского бюро Гречковского», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…