Восемь месяцев назад вступил в силу Закон Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (Закон). Статьей 20 этого Закона предусмотрено право адвоката обращаться с адвокатскими запросами, в том числе относительно получения копий документов, к органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным и служебным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям, а также физическим лицам (по согласию таких физических лиц).
Вроде все хорошо: в Законе предусмотрен и конкретный перечень документов, прилагаемых к запросу, и срок для предоставления ответа, и даже ответственность за непредоставление ответа.
Однако практика применения нового Закона показала, что в действительности адвокаты лишены возможности реализовать свое профессиональное право на получение информации и копий документов, необходимых для предоставления правовой помощи клиенту.
Получилось практически, как у юмориста Жванецкого: «Включаешь — не работает…». Отказы в предоставлении информации стали массовыми. Здесь следует признать, что теперь на запросы хотя бы отвечают (норма о пяти днях на предоставление ответа на запрос работает), но ответы приходят с отказами.
Прежде всего, это связано с тем, что в соответствии с частью 2 статьи 24 Закона орган государственной власти, орган местного самоуправления, их должностные и служебные лица, руководители предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, которым направлен адвокатский запрос, обязаны не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса предоставить адвокату соответствующую информацию, копии документов, кроме информации с ограниченным доступом и копий документов, в которых содержится информация с ограниченным доступом.
В свою очередь, определение термина «информация с ограниченным доступом» дано в Законе Украины «Об информации», согласно части 1 статьи 21 которого информацией с ограниченным доступом является конфиденциальная, тайная и служебная информация.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона Украины «Об информации» конфиденциальной является информация о физическом лице, а также информация, доступ к которой ограничен физическим или юридическим лицом, кроме субъектов властных полномочий. Конфиденциальная информация может распространяться по желанию (с согласия) соответствующего лица в определенном им порядке согласно предусмотренным им условиям, а также в других случаях, определенных законом.
Очевидно, что под определение конфиденциальной информации подпадает любая информация о физическом лице, а также любая информация, которую физическое или юридическое лицо не желает распространять.
Таким образом, лишение адвокатов права на получение информации с ограниченным доступом в целом (вместо того, чтобы доступ предоставить к конфиденциальной, а ограничить лишь к секретной и служебной информации) делает невозможным доступ к адвокату любой информации, нивелирует все предыдущие усилия законодателей по утверждению на Украине профессиональной адвокатуры как наиболее действенного института защиты прав человека и делает чисто декларативными нормы законов о профессиональных правах адвокатов и гарантиях их деятельности.
Кроме того, отсутствие у адвоката реальной, а не декларируемой, возможности получать информацию и документы, необходимые для предоставления правовой помощи, приводит к нарушению принципа равенства сторон в суде, особенно при рассмотрении уголовных и административных дел, где сторона обвинения и, соответственно, орган государственной власти, имеют на самом деле действенные механизмы для сбора сведений и доказательств по делу.
В этой ситуации может порадовать только то, что органы государственной власти Закон Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» читают. И на адвокатские запросы отказывают грамотно! Со ссылками на Закон Украины «Об информации», с разъяснением права заявить в суде ходатайство об истребовании доказательств… Хотя иногда, видимо для надежности, ссылаются и на Закон Украины «О доступе к публичной информации», который к адвокатскому запросу не имеет никакого отношения.
Особой креативностью отличился отдел регистрационно-экзаменационной работы ГАИ в г. Львове, который на мой запрос о наличии у ответчика транспортных средств сообщил, что в соответствии с Законом Украины «Об информации» запрашиваемая информация относится к информации с ограниченным доступом и не подлежит разглашению третьим лицам.
Но уже в следующем абзаце было написано: «Кроме того, сообщаем, что, согласно базам данных ГАИ, за гражданкой Н. зарегистрированы следующие транспортные средства…».
Проблем адвокатам в получении информации также добавил Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений». Закон, бесспорно, прогрессивный и крайне полезный. Но частью 3 статьи 28 данного Закона предусмотрено, что информационную справку из Государственного реестра прав на основании письменного запроса имеют право получать суд, органы местного самоуправления, органы внутренних дел, органы прокуратуры, органы государственной налоговой службы, органы Службы безопасности Украины и другие органы государственной власти (должностные лица), если запрос сделан в связи с осуществлением ими полномочий, определенных законом.
Адвоката включить в перечень этих уважаемых органов забыли, а следовательно, адвокат лишен возможности получить сведения о вещных правах на недвижимое имущество.
Учитывая значительное количество споров относительно права собственности на недвижимое имущество (в том числе споров об истребовании имущества из чужого незаконного владения и споров о признании права собственности), адвокат не будет иметь возможности должным образом защитить права клиента. Раньше можно было обратиться с запросом в БТИ и, хоть и с боями, но все же получить ответ об отчуждении спорного имущества, о его собственниках и т.д.
Как теперь вести дела, особенно по недвижимости, неизвестно. Адвокатские запросы позволяли сформировать дело, поставить под сомнение и проверить утверждения и доказательства оппонента, получать сведения из архивов, от органов власти, иногда даже от врачей и банков.
Таким образом, назревает серьезная проблема — одно из наших важнейших профессиональных прав постепенно, но уверенно превращается в пустую декларацию. Обжалование отказов и привлечение отказников к административной ответственности — путь в никуда, ведь отказывают вполне законно.
Выходом может быть только внесение следующих изменений в законодательство:
— в частях 2 и 3 статьи 24 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» словосочетание «информации с ограниченным доступом» заменить словами «тайной или служебной информации»;
— в части 3 статьи 28 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» перечень органов, имеющих право на получение информационной справки из Государственного реестра прав, дополнить словом «адвокат».
КОТЯГИН Андрей — адвокат, г. Киев
Примечание. 29 апреля с.г. в парламенте зарегистрирован законопроект № 2947, которым предлагается внести соответствующие изменения.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…