Виртуальная лояльность — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №20 (802) » Виртуальная лояльность

Виртуальная лояльность

Ввиду чрезвычайно высокого уровня конкуренции на рынке юридических услуг одно из основных заданий юрфирмы — сохранение клиентской базы, а в идеале — ее увеличение. Большинство юридических фирм давно пересмотрели классические стандарты и достаточно активно работают над усовершенствованием систем привлечения и удержания клиентов. В связи со спецификой юридического бизнеса много сил и времени уделяется построению доверительных отношений с клиентами, повышению их лояльности, не забывая при этом о традиционном «качестве» и остроконкурентной «стоимости» услуг.

О лояльности клиентов, как важном аспекте философии фирмы, в той или иной форме говорят многие юристы, но вкладываемые в это понятие смыслы, а тем более методы ее достижения, как правило, отличаются от традиционных маркетинговых определений и инструментов. Некоторые аналитики даже категорически утверждают, что лояльность на рынке юруслуг попросту отсутствует.

И действительно, обычно основными характеристиками лояльного клиента считаются повторные покупки (мотивированные укоренившейся привычкой пользоваться одной и той же услугой, невосприимчивостью к цене, отвержением альтернатив). Лояльный клиент покупает или больше, или чаще. Или в идеале и больше, и чаще, принося таким образом дополнительный доход компании. Наверное, именно поэтому большинство программ лояльности во всех отраслях экономики нацелены на то, чтобы с помощью скидок, бонусов или иных льгот мотивировать клиентов на повторные покупки.

На украинском рынке юридических услуг возможности ценовой конкуренции практически исчерпаны, «уникальность» тоже продается не лучшим образом, поэтому основными факторами, влияющими на лояльность клиента, следует рассматривать высококлассный сервис, в котором сочетаются отлаженные технологические процессы, квалификация и компетентность юристов и корпоративная культура, направленная на создание комфортной среды, объединяющей клиентов и сотрудников юридической фирмы — то есть формируется эмоциональная лояльность.

По причине преобладающей индивидуальности юридических услуг большинство юрфирм отдает предпочтение «тонкой настройке» лояльности — учитывая особенности каждого клиента, предугадывая его потребности, а также предлагая услуги (в том числе выходящие за рамки юридического обслуживания), которые его, скорее всего, заинтересуют и будут надлежаще оценены. Декларируя «клиентоориентированность», крупные юрфирмы предпочитают не детализировать, какие бонусы ожидают клиентов. «Программа лояльности» на сайте украинской юридической фирмы — большая редкость, разве что небольшие и средние юрфирмы могут рассказать о бонусах для постоянных клиентов (как правило, находящихся на абонементном обслуживании) — бесплатных консультациях, услугах личного юриста, участии в конференциях и семинарах.

Еще одна характеристика лояльности клиента на рынке юруслуг — персонализированность. Как правило, клиенты лояльны не к бренду (юрфирме), а к конкретному юристу/команде. Подтверждение тому — многочисленные примеры следования клиентов за юристами, перешедшими в другую юрфирму или учредившими собственный бизнес. Но даже в этом случае следует говорить не о лояльности-преданности клиента, а скорее — о построении доверительных, партнерских отношений, которые, впрочем, не всегда трансформируются в увеличение оборотов.

Несмотря на, казалось бы, эфемерность категории «эмоциональной лояльности», она вполне поддается измерению и управлению. В свое время были разработаны методики измерения удовлетворенности, вероятности повторного выбора компании и т.д. Но, и это ярко демонстрирует юрбизнес, положительно отвечая на вопросы о степени удовлетворенности услугами или работой компании, высоко оценивая свою готовность выбрать ее еще раз, на деле клиенты зачастую демонстрируют противоположное поведение — негативную экономическую лояльность.

Но и в этом случае не следует пренебрегать значением лояльности: лояльные клиенты — это не только те, кто повторно обращается в юрфирму, но и «промоутеры», рекомендующие ее друзьям и коллегам, а также нивелирующие возможные негативные отзывы об этой фирме. И поскольку рекомендации — один из основных инструментов привлечения новых клиентов, юрфирме действительно важно работать над повышением лояльности и доверия клиента, существующего и потенциального.


БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

Ярослав РОМАНЧУК,
адвокат, управляющий партнер МПЦ EUCON

Доверие — фундамент лояльности

— Можно ли в нынешних условиях рынка говорить о лояльности клиентов?

— В сложившихся реалиях рынка юридических услуг говорить о лояльности клиентов все сложнее, наблюдается определенное нивелирование этого понятия. Это связано как с общим состоянием экономики, определенной политической составляющей, так и ментальностью нашего бизнеса, общим уровнем правовой культуры. Если в начале 90-х у нас все занимались созданием бизнеса, наблюдался прирост активов, то ныне основные вопросы связаны как раз с защитой этих активов. Речь идет не только о рейдерстве и поглощениях. Это и взаимоотношения с госорганами — правоохранительной системой, налоговой, таможенной службами, антимонопольным комитетом и т.д. Бизнес предпочитает договариваться, и лояльность к юридическим советникам при этом зачастую становится иллюзией.

— Что юрфирма может сделать для повышения лояльности клиентов?

— В основе взаимоотношений бизнеса и внешнего юридического советника всегда должно быть доверие. Это фундамент взаимной лояльности. Начиная сотрудничество, мы в первую очередь стремимся достичь доверительности в отношениях, а уже потом работаем над собственно правовыми вопросами. Этот подход нашел свое отображение в слогане нашей фирмы — «Доверие. Уверенность. Результат». Ведь только при наличии доверия появляется уверенность и может быть достигнут результат.

Специфика современного юррынка еще и в том, что клиент не нуждается просто в правовой услуге как таковой, он заинтересован в получении комплексного бизнес-решения. Юридический советник должен хорошо ориентироваться во всех бизнес-процессах клиента. Поэтому юристам приходится изучать экономику, управленческий, налоговый, бухгалтерский учет, даже определенные производственные процессы. В отношениях с клиентами не существует мелочей. Выполнение любого, самого малого обязательства создает доверие, невыполнение — разрушает его.

— То есть если доверительные отношения установить не удалось, вы можете отказаться от дальнейшего сотрудничества?

— Мы не работаем со всеми. И не зарабатываем на процессе. Мы должны доверять и видеть результат. Нам не приходится удерживать клиента любой ценой.

— Как стоимость юруслуг отражается на лояльности клиентов?

— Ценовое предложение — одно из ключевых. Предлагая определенную стоимость наших услуг, мы всегда исходим из экономической целесообразности клиента привлечь именно нас в качестве юридического советника. И с пониманием относимся к решению клиентов обратиться к другому советнику, который предлагает более дешевые услуги.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Показательные лишения

Акцент

С глав — долой!

В фокусе: УПК

Необдуманный проступок

Государство и юристы

Штат и мат

Подвести под УПК

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предложен порядок формирования допинвестиций для жилых домов

Уточнят предельный размер возмещения средств по вкладам

Систему применения «зеленого» тарифа могут усовершенствовать

Государство и юристы

Предложения следуют

Документы и аналитика

Персональное замечание

Тема майского номера The UJBL — «Мошенничество и коррупция»

Все исключено

Иск и требование

Зарубежная практика

Долговые обстоятельства

Книжная полка

Психология решений

Неделя права

Давление в норме

Региональное структурирование

Милости запросим

Ипотечный фальстарт

Неделя права

Новости из-за рубежа

Алкогольная преступность

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд не открыл производство по делу о референдуме

ВХСУ защитил производителей Raffaello

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Астерс» консультирует по вопросу выпуска еврооблигаций агрохолдингом «Мрия»

ЮК «Алексеев, Боярчуков и Партнеры» переезжает в новый офис

Партнер ЮК ARBITRADE Юлия Черных удостоена статуса Королевского арбитра

Юристы МПЦ EUCON отстояли в ВАСУ интересы агрофирмы «Рубанский»

МЮФ Integrites содействует профессиональному развитию молодежи на Украине

ЮФ Sayenko Kharenko — юридический советник в связи с новым выпуском еврооблигаций ДТЭК

ППФ «Пахаренко и Партнеры» — в числе ведущих юрфирм Украины в сфере интеллектуальной собственности по версии Chambers Europe-2013

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» сопровождала сделку по покупке АО «Эрсте Банк»

Отрасли практики

О Нью-Йорке в Киеве

Поверхностные признания

Льготные сословия

За сторону обидно

Доказательный пример

Моральный кодекс

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

На западный фронт

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Обязали передать жилье

Отказ на предположении

Нет права выбора

Самое важное

Удвоенные стандарты

Морские споры

Шире круг

Поток признания

Судебная практика

Бизнес против пиратства

Судебная практика

Судебные решения

После проведения расчетных операций с применением РРО наличные денежные средства подлежат обязательному отображению в книге учета расчетных операций

Судебная практика

Админназначения

Заковали в цепи

В зоне иска

Судебная практика

Судебные решения

Право комитента на бюджетное возмещение НДС

Нормативная денежная оценка земель может вводиться в действие в середине бюджетного года

Госакт на право собственности на землю, выданный без определенного законом основания, является недействительным

Судебная практика

Залог платежом красен

Судебная практика

Судебные решения

Ответственность за продажу пива несовершеннолетнему

Тема номера

Вытеснение отношений

Ирония доли

Корпоративная патетика

С частями на выход

Частная практика

Клинический случай

Виртуальная лояльность

Інші новини

PRAVO.UA