Уголовный процессуальный кодекс (УПК) Украины, вступивший в силу с 19 ноября 2012 года, привнес много нового в правовую систему Украины. Изменились стадии уголовного производства: одни процедуры канули в Лету, другие — введены, а также терминология, подходы и принципы (по крайней мере, на бумаге). Однако изменились они только непосредственно в УПК, а во множестве других законов, в той или иной степени связанных с уголовным преследованием органами, участвующими в этом процессе, ничего не изменилось. В них употребляется еще старая терминология Уголовно-процессуального кодекса, действовавшего без малого 40 лет.
Безусловно, по принципам преимущества юридической силы более нового закона перед более старым, сегодня все участники уголовного производства руководствуются именно правилами или терминами УПК Украины, однако формальная несогласованность должна быть устранена, для того чтобы было общее понимание.
Напомним, что в апреле 2012 года, когда принимался УПК Украины, парламентарии отказались от принятия к нему больших «заключительных и переходных» положений, в которых были бы отображены связанные с принятием УПК Украины изменения в другие законодательные акты, а принятие отдельного акта оказалось отложенным на неопределенный срок.
Таким образом, законопроект, разработанный Кабинетом Министров Украины еще в октябре 2012 года и принятый за основу 20 ноября 2012 года, только сейчас был подготовлен к принятию во втором чтении. Свое одобрение для его принятия дал 17 апреля 2013 года Комитет Верховного Совета Украины по вопросам верховенства права и правосудия. Стоит отметить, что существенных изменений проект не претерпел, а его просроченная актуальность свела дебаты в комитете о целесообразности конкретных изменений к минимуму.
Итак, что же предлагает изменить проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приведения законодательства в соответствие с Уголовным процессуальным кодексом Украины» (рег. № 0894)?
Несмотря на внесение изменений в целый ряд законов и кодексов Украины, все изменения сводятся к согласованию терминологии: вместо преступлений — уголовные правонарушения, вместо следствия — досудебное следствие, вместо следственных органов — органы досудебного расследования, вместо подсудимого — обвиняемый, вместо возбуждения уголовного дела — открытие уголовного производства, вместо санкции и решения суда — определение следственного судьи, вместо вынесения постановления о привлечении как обвиняемого — вручение уведомления о подозрении и прочие. А заодно и подчистили акты в части упоминания в них военных судов (ликвидированных еще в 2010 году) и военных прокуратур.
Кроме того, законопроект предлагает интеграцию в законодательство таких видов наказания и меры пресечения, как домашний арест, взятие (а не только держание) под стражу; гарантий тайны свидетеля; гарантий возмещения государством вреда, причиненного вследствие уголовного правонарушения.
Соответствующие изменения должны быть внесены в такие кодифицированные акты: Кодекс Украины об административных правонарушениях (статьи 35 и 21215); Хозяйственный процессуальный кодекс Украины (статьи 79 и 90); Уголовный кодекс Украины (статьи 49, 691, 3683, 3684, 371, 373, 374, 384, 386); Семейный кодекс Украины (статьи 73, 110, 164); Хозяйственный кодекс Украины (статья 201); Гражданский кодекс Украины (статьи 295, 1177, 1191); Уголовно-исполнительный кодекс Украины (статья 59); Гражданский процессуальный кодекс Украины (статья 41); Кодекс административного судопроизводства (статьи 57, 182); Бюджетный кодекс Украины («Заключительные и переходные положения», пункт 10); Воздушный кодекс Украины (пункт 66 статьи 1); Таможенный кодекс Украины (статьи 16, 17, 45, 346, 353, 354, 452, 485, 496, 507, 521).
Кроме того, не останутся без изменений и Законы Украины, а именно: «О милиции» (статьи 7, 26); «О службе безопасности Украины» (статьи 10, 15); «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Украины» (статьи 2, 9, 10); «О государственной контрольно-ревизионной службе на Украине» (статья 12); «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» (статья 18); «О предварительном заключении» (статья 8); «О порядке выезда с Украины и въезда на Украину граждан Украины» (статья 6); «Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей» (статьи 5, 6, 7, 8, 11, 111, 112); «О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ими» (статья 3); «Об информационных агентствах» (статья 2); «Об обращениях граждан» (статья 12); «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов» (статья 15); «Об Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Украины» (пункт 59); «Об Уставе гарнизонной и постовой служб Вооруженных Сил Украины» (пункты 9, 28, 111, 218 и приложения 1 (пункт 2), 12, (пункты 2, 4, 8, 26, 261, 28, 48, 51); «О Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Украины» (пункты 82, 911, 110, 115); «О психиатрической помощи» (статья 21); «О правовом режиме чрезвычайного положения» (статья 16); «О банках и банковской деятельности» (статьи 46, 75); «О статусе народного депутата Украины» (статья 3); «О дипломатической службе» (статья 28); «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» (статья 8); «О Военной службе правопорядка в Вооруженных Силах Украины» (статьи 1, 3); «О контрразведывательной деятельности» (статья 6); «О Государственной пограничной службе» (статьи 19, 20, 24); «О демократическом гражданском контроле над Военной организацией и правоохранительными органами государства» (статья 23); «О государственной специальной службе транспорта» (статья 5); «О государственной уголовно-исполнительной службе Украины» (статья 14); «О международном частном праве» (статья 81); «О Дисциплинарном уставе таможенной службы Украины» (пункты 24, 33); «Об общей структуре и численности Службы безопасности Украины» (статья 1); «О телевидении и радиовещании» (статьи 57, 59); «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Украины» (статьи 15, 17); «О военной обязанности и воинской службе» (статья 5); «О Государственной службе специальной связи и защите информации Украины» (статья 16); «О Дисциплинарном уставе Государственной службы специальной связи и защите информации Украины» (статьи 17, 18); «О Дисциплинарном уставе службы гражданской защиты» (пункты 58, 66, 67, 851); «О Регламенте Верховного Совета Украины» (статья 88); «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (статья 19); «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» (статьи 17, 18, 22); «О защите персональных данных» (статья 7); «Об исполнительном производстве» (статьи 10, 44, 90); «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» (статьи 19, 22); «Об особенностях обеспечения гражданского порядка и общественной безопасности в связи с подготовкой и проведением футбольных матчей» (статья 13); «О выборах народных депутатов Украины» (статья 74); «О судебном сборе» (статьи 3, 5); «О противодействии торговле людьми» (статьи 3, 7); «О государственной службе» (статьи 52, 55); «О внесении изменений в Закон Украины» «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (статья 99) — это, отметим, отдельный национальный феномен — изменять закон, которым изменяется другой закон; «О системе гарантирования вкладов физических лиц» (статьи 35, 37); «Об охранной деятельности» (статьи 10, 12, 13, 16, 18) и Постановление Верховного Совета Украины «Об утверждении Дисциплинарного устава прокуратуры Украины» (статья 12).
Стоит ожидать, что после утверждения настоящего законопроекта как закона (а его появление в повестке дня пленарного заседания парламента ожидается на ближайшей пленарной неделе на 14—17 мая 2013 года) и вступления его в силу как минимум на терминологическом уровне не будет возникать вопросов с применением норм УПК Украины сотрудниками правоохранительных, а также других органов, в той или иной степени принимающих участие в осуществлении уголовного производства.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…