Верховный Совет Украины 24 мая с.г. утвердил законопроект «О государственной поддержке развития индустрии программной продукции» (Законопроект № 8267), который устанавливает формы и условия государственной поддержки этой индустрии. Также парламентом был утвержден законопроект «О внесении изменений в раздел ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения субъектов программной продукции» (Законопроект № 9744), предоставляющий налоговые льготы для отрасли информационных технологий.
Принятые законопроекты, в случае подписания их Президентом Украины, могут оказать положительное влияние на дальнейшее развитие индустрии информационных технологий на Украине. Сразу следует сделать оговорку, что налоговые льготы, как и государственная поддержка, не распространяется на электронную коммерцию (продажу товаров, услуг, работ с помощью интернет-магазинов, информационных ресурсов).
Законопроект № 8267 предусматривает, что его положения распространяются на субъекты хозяйствования индустрии программной продукции, определяемые Налоговым кодексом (НК) Украины, а также общественные отношения, связанные с их деятельностью. В настоящее время в НК Украины отсутствуют какие-либо критерии для определения субъектов хозяйствования индустрии программной продукции, поэтому законодатель ввел критерии определения субъектов индустрии программной продукции в Законопроекте № 9744. Согласно этому законопроекту, субъектом индустрии программной продукции является субъект хозяйствования, который на протяжении предыдущих четырех последовательных отчетных налоговых кварталов (то есть двенадцати месяцев) одновременно соответствует следующим критериям:
1. Удельный вес прибыли субъекта от осуществления видов экономической деятельности составляет не менее 70 % прибыли от всех видов экономической деятельности по реализации товаров, предоставлению услуг/работ.
2. Первичная стоимость основных средств и/или нематериальных активов превышает 50 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного года (по состоянию на 2012 год и до начала 2013 года такая сумма будет составлять 53 650 гривен).
3. У субъекта отсутствует налоговая задолженность.
4. Относительно субъекта не принято постановление о признании должника банкротом согласно Закону Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом».
Законопроект № 8267 устанавливает формы государственной поддержки развития индустрии программной продукции: 1) введение особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции; и 2) иные формы государственной поддержки, разрабатываемые центральным органом исполнительной власти по вопросам науки, инноваций и информатизации; других фундаментальных нововведений законопроектом не предусмотрено. К сожалению, законопроект имеет скорее обобщенно-виртуальный характер, нежели характер последовательного плана действий по развитию отрасли. Такой недостаток характерен для большинства концептуальных документов (программ, деклараций, меморандумов, концепций и прочих подобных документов), о которых после принятия преимущественно забывают.
Законопроект № 9744, которым вносятся изменения в НК Украины, напротив, предусматривает четкие правила налогообложения субъектов индустрии программной продукции и условий для получения налоговых льгот. Так, он предусматривает следующие изменения в НК Украины:
1. С 1 января 2013 года до 1 января 2023 года освобождается от налогообложения НДС поставка программной продукции, созданной субъектом в результате осуществления экономической деятельности.
2. С 1 января 2013 года по 1 января 2023 года ставка налога на прибыль предприятия составляет 5 %.
3. Ведение налогового учета по прибыли/расходам, связанным с производством программной продукции отдельно от других видов деятельности субъекта. Соответственно налогообложение прибыли, полученной от других видов деятельности, нежели производство программной продукции, должно облагаться налогом на общих основаниях, с учетом особенностей НК Украины.
Для получения налоговых льгот субъект хозяйствования в сфере информационных технологий должен: 1) соответствовать квалификационным требованиям; 2) получить свидетельство о регистрации субъекта, применяющего особенности налогообложения; 3) осуществлять виды деятельности, указанные в пункте 1.5 Законопроекта № 9744.
Порядок получения свидетельства о регистрации субъекта, применяющего особенности налогообложения, достаточно подробно урегулирован Законопроектом № 9744. Для получения свидетельства подается заявление для регистрации. Кроме того, необходимо подать пакет документов, включающий финансовую отчетность и копии первичных документов, подтверждающих право на налоговые льготы, в том числе заключение Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины (Государственное агентство) относительно соответствия фактических видов экономической деятельности субъекта индустрии программной продукции видам экономической деятельности, предусмотренным Законопроектом № 9744. Заключение государственного агентства должно выдаваться в течение десяти рабочих дней и будет действительно последующие девяносто дней. Свидетельство выдается в течение пятнадцати рабочих дней с момента получения заявления на регистрацию.
К сожалению, на этом этапе как раз и возникают наибольшие риски для компаний, желающих воспользоваться налоговыми льготами. Такой порядок получения свидетельства о регистрации крайне бюрократичен и отменяет все заявления государства о намерениях внедрения принципа «единого окна». Более того, предусмотренное получение заключения Государственного агентства напоминает ситуацию, когда необходимо «получить справку о получении справки». Не нужно, наверное, напоминать, что именно сверхбюрократические процедуры являются причиной возникновения коррупционных рисков. При этом порядок получения заключения Государственного агентства еще не установлен.
Также в дальнейшем возможна ситуация, при которой нагрузка на предприятие для администрирования налога будет настолько высока и забюрократизирована, что налоговые льготы перестанут быть интересными для бизнеса, и государство получит обратный эффект, чем ожидалось.
Важным моментом является то, что для подтверждения права субъекта на применение налоговых льгот налоговая служба имеет право провести документальную внеплановую выездную проверку в течение десяти дней после получения заявления субъекта на регистрацию. Относительно вновь созданных субъектов хозяйствования, получивших свидетельство о регистрации субъекта, применяющего особенности налогообложения, налоговая служба осуществляет (в обязательном порядке) внеплановую выездную проверку по окончании двух кварталов от даты регистрации субъекта, применяющего особое налогообложение.
Предложенные налоговые льготы должны оказать положительное влияние на всех участников программно-информационного рынка на Украине. Эти льготы интересны, даже несмотря на традиционно усложненный порядок администрирования льготных налогоплательщиков. Существующая налоговая система (предложенные налоговые льготы, а также упрощенная система налогообложения) может оказаться хорошей базой для привлечения и работы разных по величине компаний и предпринимателей. При этом можно только надеяться, что стимулирование развития информационной отрасли на Украине не будет сводиться только к налоговым льготам.
ОБЕРКОВИЧ Сергей — партнер ЮФ «Гвоздий и Оберкович», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…