Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности на Украине» определяет первичный документ как документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждающий ее выполнение. Также в указанном законе предусмотрены обязательные реквизиты первичного документа: название документа (форма), дата и место составления, название предприятия, от имени которого составлен документ, содержание и объем хозяйственной операции, единица измерения хозяйственной операции, должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность оформления, личная подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, которое участвует в осуществлении хозяйственной операции.
Согласно Закону Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности», перевозка грузов сопровождается товарно-транспортными документами, составленными на языке международного общения в зависимости от выбранного вида транспорта или на государственном языке, если груз перевозится по Украине.
К таким документам относятся:
— авиационная грузовая накладная (AirWaybill);
— международная автомобильная накладная (CMR);
— накладная СМГС;
— коносамент (BillofLading);
— накладная ЦИМ (CIM);
— грузовая ведомость (CargoManifest);
— другие документы, определенные законами Украины.
Факт предоставления услуг экспедитора (перевозчика) при перевозке подтверждается единым транспортным документом (ЕТД) или комплектом документов (железнодорожных, автомобильных, авиационных накладных, коносаментов и т.д.), отображающих путь следования груза от пункта его отправки и до пункта его назначения.
Такие документы, безусловно, относятся к первичным согласно украинскому законодательству.
Исходя из пункта 12 части 1 статьи 4 нового Таможенного кодекса (ТК) Украины, «экспресс-перевозчик» — это перевозчик, который с помощью какого-либо вида транспорта осуществляет ускоренную перевозку международных экспресс-отправлений по единому транспортному документу (общие авианакладные (AWB — airwaybill, MAWB — masterairwaybill), CMR, billoflading (коносамент) и т.д. экспресс-перевозчик также обеспечивает принятие, обработку, предъявление таких отправлений таможенным органам для таможенного контроля и таможенного оформления в местах их оформления, и выдачу получателям (возврат отправителям).
Вопрос заключается в том, можно ли считать другие документы, не указанные в пункте 12 части 1 статьи 4 ТК Украины, ЕТД. Отнесение тех или иных документов к таковым дает возможность облагать хозяйственные операции в сфере перевозок по нулевой ставке налога на добавленную стоимость (статья 195 Налогового кодекса (НК) Украины).
Однако в интерпретации НК Украины единый транспортный документ становится уже единым международным перевозным документом.
В то же время ТК Украины в пункте 30 статьи 4 приводит определение единого международного перевозного документа — это номерной товарно-сопроводительный документ, который является договором на перевозку каждого отдельного международного экспресс-отправления.
Получается некая терминологическая путаница, которая не на руку перевозчикам и их клиентам, поскольку налоговые органы «любят» такого рода несогласованности украинского законодательства и трактуют их не в пользу налогоплательщика.
В действующем постановлении Кабинета Министров Украины от 25 января 2002 года № 1948 «О некоторых вопросах осуществления таможенного контроля товаров и других предметов, перемещающихся (пересылающихся) через таможенную границу в международных почтовых и экспресс-отправлениях» (Постановление № 1948) ЕТД определен как документ, по которому осуществляется перевозка грузов (как единый транспортный документ могут использоваться общие авианакладные (AWB — airwaybill, MAWB — masterairwaybill, CMR, BILL OF LADING (коносамент) и т.д.
Таким образом, как в действующих нормативно-правовых актах, так и в новом ТК Украины, нет исчерпывающего перечня документов, которые можно считать едиными транспортными документами (едиными международными провозными документами). К тому же новая редакция ТК Украины не содержит и четкого определения понятия «единый транспортный документ», а также не называет реквизиты, которые должен содержать такой документ.
Статьей 237 нового ТК Украины определено, что порядок и условия осуществления таможенного контроля и таможенного оформления международных почтовых и экспресс-отправлений осуществляется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере финансов (Министерство финансов Украины).
Министерство финансов Украины на сегодняшний день еще не разместило на своем сайте проект документа, который урегулировал бы вопрос с экспресс-перевозками и ЕТД. До принятия Минфином соответствующего документа действует Постановление № 1948, поскольку в Переходных положениях нового ТК Украины отсутствует норма, отменяющая действие этого постановления. Кроме того, теми же Переходными положениями предусмотрено, что до принятия новых нормативно-правовых актов возможно применять старые нормы, если они не противоречат положениям ТК Украины.
До сих пор нет единого подхода в определении того или иного документа как единого транспортного, только в постановлении № 1948 дается более расширенное его определение. К единому транспортному документу может быть отнесен и манифест (он конкретно не назван таковым в новом ТК Украины).
Манифест — перечень международных экспресс-отправлений недокументального характера и/или сведения о международных экспресс-отправлениях документального характера (количество мест и их общий вес), которые содержатся в грузе. Манифест может использоваться во время таможенного оформления товаров и других предметов, которые перемещаются (пересылаются) через таможенную границу в международных экспресс-отправлениях, а также как ЕТД во время перемещения (пересылки) грузов в случае нахождения товаров и других предметов под таможенным контролем.
Позиция налоговой относительно статуса манифеста как единого транспортного документа базируется на письме от 27 апреля 2011 года № 8044/6/11-0116. Пока что налоговая считает, что перевозка, осуществляемая на основании манифеста, подлежит налогообложению НДС по ставке ноль процентов.
Будет ли сохранен Минфином статус манифеста и схожих с ним документов как единых транспортных — покажет время.
ВЛАСОВ Евгений — юрист ЮК «Альянс Ратушняк и Партнеры», г. Киев
Лилия ПАВЛОВА,
юрист МЮГ AstapovLawyers
Новый ТК Украины в целом несколько упрощает и детализирует порядок таможенного оформления товаров и коммерческих транспортных средств, в том числе и при осуществлении экспресс-перевозок.
Среди нововведений — увеличение стоимости товаров, которые могут беспошлинно ввозиться в международных почтовых и экспресс-отправлениях с 200 до 300 евро.
В то же время глава 21 ТК Украины, которая непосредственно регулирует перемещение товаров через таможенную границу Украины в экспресс-отправлениях, осталась без изменений.
Основные регулятивные акты отрасли — Порядок № 1948 и Инструкция по организации таможенного контроля и таможенного оформления международных экспресс-отправлений, утвержденная приказом Государственной таможенной службы от 3 сентября 2007 года — на сегодня все еще остаются без изменений.
Таким образом, основным позитивным ожиданием экспресс-перевозчиков является упрощение таможенного оформления коммерческого автомобильного транспорта, который уже сейчас выигрывает по соотношению цена/качество доставки у авиа- и железнодорожных перевозок.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…