Компании со значительной долей на рынке зачастую оказываются под пристальным вниманием антимонопольных органов. Этот интерес обычно вызван опасениями, что действия лидера рынка могут привести к устранению или ограничению конкуренции либо неблагоприятно повлиять на интересы других субъектов хозяйствования или потребителей. Под особым контролем антимонопольных органов находятся субъекты хозяйствования, признанные монополистами.
Пункт 2 статьи 12 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» определяет, что монопольным (доминирующим) положением считается положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке товара превышает 35 процентов, если он не докажет, что имеет значительную конкуренцию. Разумеется, один лишь факт достижения значения 35 процентов не означает для субъекта хозяйствования обретение статуса субъекта с монопольным положением. Однако это значение может использоваться компаниями для ориентира: приближение доли рынка к 35 процентам означает необходимость пересмотра основных подходов компании к ведению бизнеса и внедрения программ минимизации рисков в сфере антимонопольного законодательства.
Регулярное проведение внутренних юридических проверок в указанной сфере давно стало правилом для крупных транснациональных корпораций, которые дорожат не только своим бизнесом, но и репутацией. Задача правового аудита в сфере конкурентного права — пересмотр рутинной деятельности компании для выявления рисков и формирования рекомендаций по их минимизации. Методы, используемые в ходе таких проверок, могут охватывать, в частности, пересмотр договоров с дистрибьюторами, исследование подходов компании к ценообразованию, изучение практики общения с конкурентами (в том числе во время проведения встреч отраслевых ассоциаций) и даже ознакомление с перепиской топ-менеджмента компании (на предмет антиконкурентных договоренностей).
К юридическому аудиту в сфере конкурентного права международные компании привлекают юридические фирмы, специализирующиеся на местном законодательстве в этой сфере, а также ведущих мировых экспертов в указанной области. Неудивительно, что экспертиза местного бизнеса с точки зрения опытного специалиста со знанием мировой практики позволяет разработать эффективную программу минимизации рисков в сфере конкурентного права. Ведь законодательство Украины, так же, как и практика его применения Антимонопольным комитетом Украины, во многом построены на европейском праве. В частности, положения Закона Украины «О защите экономической конкуренции» об антиконкурентных согласованных действиях и злоупотреблении монопольным положением повторяют нормы Римского договора о создании Европейского сообщества — документа, определяющего основы антимонопольного права ЕС.
Рекомендации по минимизации рисков в сфере законодательства о конкуренции включают основные правила поведения с участниками рынка.
В первую очередь, стоит помнить, что цены, рынки и бизнес-планы не должны обсуждаться с конкурентами. Обмен между конкурентами коммерческой информацией (в том числе относительно цен на продукты (услуги), территории сбыта, условий поставок, объемов продаж, структуры затрат, прибыли, условий торговых программ, маркетинговых планов и т.п.) может быть воспринят антимонопольными органами как свидетельство антиконкурентного соглашения. При этом не имеет особого значения, преследуют ли участники обмена какие-либо «антиконкурентные» цели. Важен лишь тот факт, что обмен коммерческой информацией состоялся.
При этом обмен «конкурентной» информацией не будет иметь последствий, если он происходит в рамках договора с независимым агентством или отраслевой ассоциацией, при условии, что в результате обмена участники получают данные в консолидированном формате за определенный (продолжительный) период времени. Речь идет, например, об исследованиях рынка труда или обзоре объемов продаж продукции за исторический период.
Во время встреч с участниками торговых (отраслевых) ассоциаций важно помнить о рисках в сфере конкурентного права. Разумеется, участие в различных ассоциациях необходимо для построения эффективного бизнеса и поддержания диалога с конкурентами. Однако темы, подлежащие обсуждению на встречах участников таких ассоциаций, должны быть тщательно проработаны и согласованы с юридическим отделом. Рекомендуется предварительно составить план встречи и строго следовать ему.
При принятии же бизнес-решения важно оценить, как его реализация может повлиять на конкуренцию. Особенно это важно для компаний со значительной долей рынка. Все действия субъекта хозяйствования должны базироваться на экономическом обосновании — именно оно может уберечь компанию от обвинений со стороны антимонопольных органов в антиконкурентном поведении.
Кроме того, важно соблюдать правило о предоставлении свободы дилеру и дистрибьютору относительно установления цен на продукцию. Запрещается навязывать розничные цены. Однако они могут быть рекомендованы компанией-поставщиком.
На стадии разработки соглашений с дилерами и дистрибьюторами положения договоров должны тщательно анализироваться с точки зрения антимонопольного законодательства. В большей мере это относится к компаниям со значительной долей на рынке, так как существует высокий риск, что определенное положение договора (о ценах, территории, условиях продаж, ответственности) могут повлечь устранение или ограничение конкуренции на рынке. Каждое положение договора должно иметь под собой четкое экономическое обоснование.
Особое внимание антимонопольные органы уделяют положениям договоров о ценах. Цены должны быть одинаковыми для всех покупателей. Они могут отличаться, только если это связано с определенными экономическими факторами.
Компаниям с большой долей на рынке стоит избегать положений об эксклюзивности отношений дистрибьютора или дилера и запрете заключать соглашения с конкурентами. Такие положения ограничивают конкуренцию и могут быть расценены антимонопольными органами как неправомерные.
Договоры с дилерами и дистрибьюторами должны предусматривать право обеих сторон на расторжение соглашения (как по инициативе поставщика, так и по инициативе покупателя). Решение о расторжении договора с дилером (дистрибьютором) должно быть юридически обоснованным.
Не стоит забывать, что условия сотрудничества с дилерами и дистрибьюторами должны быть равными. Законодательство о конкуренции запрещает применять разные условия к равнозначным соглашениям с субъектами хозяйствования. Таким образом, условия сотрудничества могут отличаться только в случае четкого экономического обоснования. В первую очередь, это относится к ценам на продукцию (услуги).
Не допускается навязывание дополнительных обязательств, не затрагивающих предмет соглашения. Речь идет, например, об условии договора, согласно которому, помимо основного товара (услуги), контрагент должен приобрести дополнительный товар (услугу), поскольку такое «связывание» может отрицательно сказаться на интересах потребителя и может быть расценено как нарушение конкурентного законодательства.
Целесообразно разработать эффективную программу минимизации рисков и руководствоваться ею в ходе ежедневной деятельности компаний. Программа должна предусматривать проведение регулярных юридических аудитов и обучение персонала по вопросам антимонопольного законодательства. Безусловно, успех формирования безопасной стратегии ведения бизнеса компании во многом зависит от привлечения высококвалифицированных юристов в сфере конкурентного права.
ВАЛЛЕ Вера — руководитель практики корпоративного права ЮК «Алексеев, Боярчуков и Партнеры», г. Киев
Владимир СОЛОГУБ,
юрист ЮФ «Астерс»
Во время подготовки к M & A трансакции либо трансакции на рынке капиталов украинские компании проходят, среди других видов, юридический аудит и аудит вопросов соблюдения норм антимонопольного законодательства. Во время такого аудита могут быть обнаружены определенные дефекты.
Например, некорректное формирование группы. В первую очередь — приобретение либо создание компаний, а также приобретение активов без получения разрешения АМКУ на концентрацию. Такие нарушения происходят как умышленно, так и случайно. Согласно пункту 3 части 3 статьи 22 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», концентрацией не являются действия, предусмотренные частью 2 статьи 22 этого же Закона, которые осуществляются между лицами, связанными отношениями контроля. Подобное исключение возможно, только если такие отношения контроля в группе были установлены с соблюдением требований антимонопольного законодательства.
Компании, обращаясь в АМКУ для получения разрешения на концентрацию, очень часто не раскрывают в документах конечного бенефициарного собственника бизнеса и/или не раскрывают все отношения контроля такой группы. Например, если у бенефициарного собственника есть несколько направлений бизнеса, часто в заявлении раскрывают только те компании, которые непосредственно связаны с рынком концентрации.
Главное, что следует помнить, что срок давности за осуществление концентрации без получения разрешения АМКУ — пять лет, а штраф налагается на всю группу, исходя из финансовых показателей этой группы за год, предшествующий наложению штрафа. При этом если относительно одной и той же компании или активов осуществляются несколько «внутригрупповых» трансакций с нарушениями, то срок давности будет считаться с момента завершения последней трансакции, а штраф налагаться за каждую трансакцию с нарушением норм антимонопольного законодательства.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…