Обыкновенный интерес к Украине как среде инвестирования в условиях предшествующих футбольных событий, безусловно, возрастает. Однако построить стадионы и подправить дороги — далеко не основное, что необходимо сделать в условиях «повышенного внимания».
В последнее время у инвесторов растет спрос на услуги консалтинга в вопросах инвестиционного климата на Украине. Это свидетельствует о первых шагах на пути к инвестированию. В международной практике в таких случаях в поле зрения иностранного бизнеса попадают новые инвестиционные проекты, приоритетные направления развития экономики, снижение налоговой нагрузки в определенных отраслях. Проанализировав отечественное законодательство, которое оказывает определяющее влияние на инвестирование, тяжело сказать, что предлагает инвестору Украина.
Налоговый кодекс (НК) Украины предусматривает отдельные преференции для стратегических отраслей. Так, согласно статье 154 НК Украины, освобождаются от уплаты налога на прибыль предприятия топливно-энергетического комплекса, сферы коммунальных услуг и образования в пределах фактических расходов, которые не превышают общую годовую сумму, предусмотренную утвержденными инвестиционными проектами. Ряд льгот предусмотрен для предприятий, внедряющих на производствах энергоэффективные технологии. Льготы по налогу на прибыль, установленные Переходными положениями НК Украины, делают привлекательными для инвестиций ряд отраслей. К ним относятся: альтернативная энергетика (производители биотоплива, тепловой и/или электрической энергии, которая производится с использованием биологических видов топлива, техники, устройств для производства и/или реконструкции технических или транспортных средств, которые потребляют биотопливо, освобождены от уплаты налога на прибыль до 1 января 2020 года); добыча и использование газа (метана) (освобождение также действует до 1 января 2020 года); издательская деятельность; кинематограф; судостроение; самолетостроение (освобождены до 1 января 2021 года) и некоторые другие. Анализ статьи 197, подраздела 2 Переходных положений НК Украины, которые устанавливают налоговые льготы по уплате налога на добавленную стоимость, позволяет сделать вывод о привлекательности для инвесторов все тех же отраслей хозяйствования.
Однако практика показывает, что инвестиции будут направляться туда, куда удобно, безопасно и выгодно иностранному инвестору. Отчасти из-за этого украинский кинематограф, альтернативная энергетика и иные сферы не пользуются значительным спросом у инвестора.
Поэтому позиционированные направления развития экономики страны, в частности, сельское хозяйство, пищевая промышленность, не могут быть инвестиционно привлекательными без соответствующих налоговых преференций (в частности нормативных).
Кроме того, немаловажно, насколько привлекательной (а, в первую очередь, простой и прозрачной) покажется инвестору система администрирования налогов на Украине. Безусловно, Государственная налоговая служба Украины (ГНС) делает сейчас в этом направлении немало, пытаясь фискальную направленность перевести в русло сервисного органа. Среди последних таких действий ГНС следует упомянуть, что 30 мая с.г. запущена система бесплатной выдачи электронных ключей ГНС, которая направлена на создание условий для привлечения налогоплательщиков к переходу на подачу отчетности в электронном виде.
С 1 мая с.г. вступил в силу новый Таможенный кодекс (ТК) Украины, который, как представляется, должен улучшить положение инвестора. Во-первых, таможенное оформление товаров, которые ввозятся на Украину как вклад иностранного инвестора в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями, осуществляется в первоочередном порядке (статья 251 ТК Украины).
Во-вторых, положительный эффект имеет обнародование базы таможенной стоимости товаров, что привнесло прозрачность в процедуру определения такой стоимости органами Государственной таможенной службы Украины.
Думаю, не стоит в очередной раз говорить об уже освещенных в СМИ достоинствах нового ТК Украины. Посмотрим, как изменится ситуация, когда положения Кодекса начнут применять на практике и насколько это улучшит положение инвестора.
Максимальное наполнение доходной части государственного бюджета — вероятно, не первоочередное следствие необходимых изменений в сфере инвестирования. Такое наполнение будет иметь место, однако позже — после вложения, оборота инвестиций. Именно такая стратегия лежит в основе реформирования инвестиционного законодательства европейских государств.
Почему бы не попробовать реализовать широко известные и понятные иностранному инвестору проекты, базирующиеся на конструкциях lease-back (покупка с последующей сдачей в аренду недвижимости, в частности для туристических целей), safe harbor lease (аренда для перевода налоговых льгот права собственности от арендатора, который не может ими воспользоваться, к арендодателю, который может использовать такие льготы) и других? Такие проекты станут привлекательными не только для иностранных инвесторов, но и будут способствовать инвестиционной активности наших сограждан.
Вопрос реформирования инвестиционного законодательства зависит больше от реформирования корпоративного, гражданского, хозяйственного, налогового законодательства, нежели от внесения изменений в сам Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования». Несовершенство указанного законодательства, а также практики его применения влечет за собой наличие необоснованно емких процедур, возможность злоупотреблений и, в частности, недобросовестных поглощений, что и отпугивает инвесторов.
Давно пора запускать предусмотренный и действующий на Украине (пока только на уровне научных работ) механизм правоотношений доверительной собственности в его классическом понимании. Это предоставит определенные гарантии контроля над активами и их защиты в целом.
Тем не менее, Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами Украины продолжает усиленно работать над проектом Инвестиционного кодекса Украины. Уже подготовлен законопроект «О национальных проектах Украины». Примем очередной закон или кодекс и… хлынут на Украину инвестиции.
САМСИНА Татьяна — адвокат, старший партнер международного правового центра EUCON, г. Киев
Сегодня основным нормативно-правовым актом, который регулирует вопросы иностранного инвестирования на территории Украины, является Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» от 19 марта 1996 года. Однако закрепленные в нем общие положения о гарантиях защиты государством иностранных инвестиций не находят должного применения на практике. Новых же механизмов защиты не предусмотрено, как не предусмотрено и эффективных стимулирующих инструментов, реализация которых позволит привлекать инвестиции.
Согласно статье 3 вышеуказанного Закона, иностранные инвестиции могут осуществляться в нескольких формах: долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с украинскими юридическими и физическими лицами, или приобретение доли действующих предприятий; создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, или приобретение в собственность действующих предприятий; приобретение не запрещенного законами Украины недвижимого или движимого имущества; приобретение самостоятельно или при участии украинских юридических или физических лиц прав на пользование землей и использование природных ресурсов на территории Украины; приобретение других имущественных прав; хозяйственная деятельность на основе соглашений о распределении продукции; в других формах, не запрещенных законами Украины.
Основные преграды для перечисленных форм инвестирования содержат нормы налогового и таможенного законодательства.
Александр ОНИЩЕНКО,
управляющий партнер АК «Правочин»
Проблема усовершенствования украинского налогового законодательства — комплексная и многогранная. Простых решений здесь быть не может, но в тезисном изложении следует отметить несколько основных позиций.
Налоговая система сложная, перегруженная слишком сложными конструкциями и плохо (иногда многозначительно) выписана с точки зрения законодательной техники. К этому следует добавить большое количество налогов и, на мой взгляд, искусственно усложненный процесс их администрирования.
Плохо работающий механизм возмещения НДС, что, в свою очередь, приводит к массовому уклонению от уплаты этого налога, «тенизации» и коррупции в этой сфере. В первую очередь страдают экспортеры, чей бизнес часто непосредственно зависит от своевременного возмещения НДС.
Нестабильность налогового законодательства, непрогнозируемые изменения, иногда концептуального характера, а также фискальные, часто лишенные здравой логики, разъяснения налоговой службы, воспринимаемые как руководство к действию налоговыми органами на местах.
Конечно же, разрешение упомянутых проблем не может сразу сделать экономику Украины инвестиционно привлекательной, однако будет существенным шагом в этом направлении. В то же время топтание на месте в вопросах либерализации налогового законодательства, демонстрируемое Украиной на протяжении последних лет, не способно оживить экономику и обеспечить постоянный приток инвестиций.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…