Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Юридическая практика № 42 » Регистрационные споры

Регистрационные споры

Регистрация земельных участков в Государственном земельном кадастре (ГЗК)

Рубрика Тема номера
Ряд проблем, связанных с регистрацией земельных участков в Государственном земельном кадастре, были устранены, однако еще встречаются случаи неправомерных действий кадастровых регистраторов

В настоящее время проблем, связанных с регистрацией земельных участков в Государственном земельном кадастре (ГЗК), остается все так же много, и они не теряют своей актуальности. Такие проблемы возникают из-за множества факторов: объективных (наложение земельных участков друг на друга, ошибки в определении геометрии земельных участков) и субъективных, возникающих вследствие деятельности отдельных недобросовес­тных или недостаточно компетентных кадастровых регистраторов. И хотя некоторые из субъективных факторов в начале 2019 года были устранены путем усовершенствования регламентирования действий кадастровых регистраторов, на практике все же бывают случаи их неправомерных действий. В основном это неправомерные отказы в регистрации земельных участков или во внесении сведений в ГЗК. И не всегда такая неправомерность является очевидной — довольно часто некоторые недобросовестные кадастровые регистраторы умышленно либо по неосторожности используют несовершенство земельного законодательства. На отдельные моменты как объективных, так и субъективных факторов, касающихся ведения ГЗК, а также на некоторые изменения, произошедшие в этой сфере, хотелось бы обратить особое внимание.

Протокол проведения проверки

Так, в марте 2019 года вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины от 18 июля 2018 года № 710, которым внесены изменения в Порядок ведения Государственного земельного кадастра (Порядок № 710). Среди прочего Порядок № 710 предусматривает необходимость формирования протокола проведения проверки электронного документа в случае его несоответствия установленным требованиям.

Это изменение призвано минимизировать случаи безосновательных отказов кадастровых регистраторов в регистрации изменений в ГЗК. Раньше, если электронный документ не отвечал, по мнению кадастрового регистратора, установленным требованиям, в письменном отказе о внесении изменений в ГЗК кадастровый регистратор указывал, что электронный документ следует привести в соответствие с нормами земельного законодательства. Не всегда обычному землепользователю и его землеустроителю было понятно, в чем именно электронный документ не соответствует требованиям и что необходимо в нем исправлять. В связи с этим возникали ситуации, когда заинтересованное лицо, не понимая четких причин для отказа, обращалось в суд с требованием признать его противоправным, ведь другого законного способа противодействия, по его мнению, не было. Управление Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра (Госгеокадастр), в свою очередь, получало поле для маневров, поскольку уже в ходе спора могло детально обосновывать причины несоответствия электронного документа установленным требованиям или выявлять новые.

Сейчас ситуация изменилась. В каждом случае, если кадастровый регистратор решает, что электронный документ имеет недочеты, он должен составить протокол проведения проверки электронного документа. Только после этого он может принять решение об отказе с предоставлением такого протокола, в котором указаны конкретные причины несоответствия электронного документа, а заявитель, посоветовавшись предварительно со своим землеустроителем, вправе обратиться в суд с требованием признать отказ противоправным и обязать внести изменения в ГЗК.

Получение документации

После принятия постановления Кабинета Министров Украины от 22 ноября 2017 года № 890 (постановление № 890) частные юридические и физические лица могут получать в электронном виде документацию по землеустройству относительно практически любых земельных участков. Все это можно обосновать статьей 13 Конституции Украины, согласно которой все земли в пределах нашего государства изначально являются собственностью украинского народа.

Действительно, данная опция среди прочего должна была послужить удобным механизмом, способным предотвратить незаконный раздел земли и прочие рейдерские действия, связанные с земельными участками. Ведь где, как не в документации по землеустройству, можно получить сведения, на основании которых делался отвод земельного участка, изменялось его целевое назначение, был проведен раздел, а также установить, были ли получены все согласования на упомянутые действия. Однако возможность получения такой информации из Государственного фонда документации по землеустройству относительно интересующего участка ограничивается отсутствием привязки документации к конкретному участку в режиме реального времени. Заинтересованное лицо может выполнить поиск по документам исключительно по фамилии заявителя или наименованию юридического лица, но если они неизвестны, то, опять-таки, выборка увеличивается в десятки раз, потому что искать приходится по названию населенного пункта или другим идентифицирующим критериям. Более того, в случае поиска информации в местном фонде обработке будут подлежать около полумиллиона документов.

Техническая невозможность ГЗК

Согласно пункту 60 Порядка ведения Государственного земельного кадастра запись в Поземельной книге отменяется (восстанавливается) государственным кадастровым регистратором на основании решения суда. Но не все так однозначно: получили судебное решение, а потом исполнили путем регистрации новых данных о земельном участке. Возникают ситуации, когда вследствие утвержденной новой документации по землеустройству данные относительно земельного участка переносятся в архивный слой публичной кадастровой карты, а на месте старого участка появляются новые земельные участки как со сменой конфигураций (более проблематичный случай), так и без нее. Безусловно, в таком случае лицо обращается в суд с требованиями отменить регистрационные действия и восстановить данные о старом земельном участке. Однако при вынесении позитивного судебного решения результат, скорее всего, лишь зафиксируется в резолютивной части судебного документа. Связано это с тем, что Порядок ведения Государственного земельного кадастра не предусматривает возврата архивного земельного участка в категорию актуальных, поэтому в ГЗК отсутствует такая возможность технически. Таким образом, отсутствие информации о земельном участке, на которое лицо имеет, к примеру, право аренды, право постоянного пользования, может стать причиной дальнейших судебных процессов.

Подводя итог всему изложенному выше, следует отметить, что, несмотря на попытки усовершенствовать земельное законодательство в Украине, земельные споры остаются одной из самых распространенных категорий судебный дел. И пока в данной сфере будут существовать проблемы, в том числе связанные с регистрацией земельных участков в ГЗК, предпосылки для изменения данной статистики появляться не будут.

 

КАСЬЯНОВ Игорь — юрист АФ «Грамацкий и Партнеры», г. Киев

 


КОММЕНТАРИЙ
Не содержит механизмов
Наталья МАССАЛОВА, адвокат Lavrynovych &  Partners Law Firm
Одной из распространенных проблем, с которыми сталкиваются собственники или пользователи земли, является отказ кадастрового регистратора зарегистрировать земельный участок в связи с тем, что он налагается на участок, зарегистрированный ранее.
Проблема усугубляется, если наложение возникло не вследствие технической ошибки, а, например, из-за противоправной регистрации земельного участка.
Так, собственник земли, получивший отказ, не может самостоятельно обратиться с заявлением в органы Госгеокадастра об отмене противоправной записи, которая нарушает его права, поскольку действующее законодательство Украины не содержит необходимых механизмов и процедур такого обращения.
Верховный Суд в постановлении от 31 января 2019 года по делу № 826/14200/17 указал, что единственным эффективным способом защиты в данной ситуации является обращение в суд с требованием отменить незаконную запись о государственной регистрации участка.
Тем не менее кадастровые регистраторы зачастую отказываются исполнять судебные решения и отменять незаконную регистрацию, ссылаясь на отсутствие в пункте 114 Порядка ведения Государственного земельного кадастра такого основания для отмены, как судебное решение.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: