Имплементация стандартов FATF — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 42 » Принять упрощение

Принять упрощение

Имплементация стандартов FATF

Правительственным законопроектом предлагается упростить процедуры отчетности по финансовым операциям для субъектов первичного финансового мониторинга

Подписав Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, Украина взяла на себя очень много обязательств по имплементации европейских стандартов в национальное законодательство. Одним из них является имплементация стандартов Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), а также стандартов, равнозначных тем, которые были приняты в ЕС.

Несмотря на то что часть положений Директивы ЕС 2015/849 о предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег и финансирования терроризма и Регламента ЕС 2015/847 об информации, сопровождающей денежные переводы, уже содержатся в действующем законодательстве — в Законе Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», — процесс имплементации этих актов ЕС не завершен даже с учетом множественных изменений, внесенных в документ после его принятия.

В конце прошлого года правительством уже делалась попытка закрепить на законодательном уровне новые стандарты в этой сфере (19 декабря 2018 года в парламенте был зарегистрирован правительственный законопроект № 9417), но парламент прошлого созыва так и не рассмотрел его. Новая власть не стала откладывать в долгий ящик решение этого вопроса и подала на рассмотрение парламента практически аналогичный законопроект (рег. № 2179) с учетом предложений международных экспертов Еврокомиссии и Международного валютного фонда (МВФ).

«Проект закона № 2179 направлен на усовершенствование и уточнение отдельных норм законодательства по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, а также на согласование и улучшение положений законодательных актов, обеспечение реализации положений новых международных стандартов в сфере противодействия отмыванию средств и борьбы с финансированием терроризма», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Министерства финансов Украины, специалисты Минфина работали над законопроектом № 2179 совместно с Государственной службой финансового мониторинга (Госфинмониторинг), Национальным банком Украины (НБУ) и международными экспертами проекта Агентства США по международному развитию (USAID) «Трансформация финансового сектора в Украине».

Ключевой вопрос, на который обращается внимание, — упрощение процедур в сфере отчетности о финансовых операциях для субъектов первичного финансового мониторинга (СПФМ) (банков, страховщиков, кредитных союзов, ломбардов, бирж, платежных организаций и других финансовых учреждений). Размер суммы финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, увеличивается со 150 до 400 тыс. грн. К слову, в предыдущей версии законодательной инициативы, в законопроекте № 9417 этот порог предлагалось увеличить до 300 тыс. грн. Тем не менее для субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги в сфере лотерей и/или азартных игр, порог составит 30 тыс. грн. Количество признаков для обязательной отчетности о финоперациях, о которых субъекты первичного финансового мониторинга должны уведомлять, в обоих законопроектах, сокращено с 17 до четырех. В частности, это зачисление или перевод средств, предоставление или получение кредита (займа), осуществление других финансовых операций в случае, если хотя бы одна из сторон — участников финансовой операции имеет соответствующую регистрацию, место жительства или местонахождение в государстве (на территории), не выполняет или ненадлежащим образом выполняет рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения (в том числе дипломатическое представительство, посольство, консульство такого иностранного государства), либо одной из сторон — участников финансовой операции является лицо, имеющее счет в банке, зарегистрированном в указанном государстве (территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины, на основе выводов международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения, и подлежит обнародованию. Остальные признаки касаются финансовых операций политически значимых лиц, членов их семей и/или связанных лиц, а также операций по переводу средств за границу (в том числе в страны, включенные Кабинетом Министров Украины в перечень офшорных зон) и операций с наличными (внесение, перевод, получение средств).

Детальнее с остальными положениями законопроекта, которые за этот короткий период практически больше не претерпели изменений, можно ознакомиться в материале «Хватит мыть!», опубликованном в газете «Юридическая практика» № 1-2 от 8 января 2019 года.

Существенные отличия законопроектов № 9417 и № 2179 содержатся в разделе «Заключительные и переходные положения». Например, статью 964 «Юридические лица, к которым применяются меры уголовно-правового характера» Уголовного кодекса (УК) Украины предложено дополнить положением, предусматривающим возможность применения мер уголовно-правового характера в случае реорганизации установленных нормами Кодекса юридических лиц к их правопреемникам, к которым перешли имущество, права и обязанности, связанные с последствиями совершения уголовных преступлений.

Предлагается также увеличить и штрафные санкции, предусмотренные статьей 967 УК Украины до 100 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (сейчас граничный порог — 75 тысяч) в случае, если неправомерная выгода не была получена или ее размер невозможно вычислить.

Существенно измениться может статья 209 УК Украины, в первую очередь в формулировке, согласно которой ею устанавливается ответственность за легализацию (отмывание) имущества, полученного в результате общественно опасного виновного деяния. Новая редакция нормы предусматривает, что приобретение, владение, использование имущества, в отношении которого фактические обстоятельства указывают на его получение в результате общественно опасного виновного деяния, в том числе осуществление финансовой операции, совершение сделки с таким имуществом, и/или перемещение, изменение формы (преобразования) такого имущества, и/или совершение действий, направленных на сокрытие, маскировку происхождения такого имущества или владения им, права на такое имущество, источники его происхождения, местонахождение, если эти деяния совершены лицом, которое знало или должно было и могло знать, что такое имущество прямо или косвенно, полностью или частично получено в результате общественно опасного виновного деяния, караются лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет с конфискацией имущества. К слову, в части сроков уголовного наказания авторы оставляют их такими же, как и в действующей норме.

Более того, Кодекс предложено дополнить совершенно новыми статьями, устанавливающим наказание за прохождение обучения терроризму, а также въезд в Украину и выезд из нее с террористической целью. В частности, может быть установлено, что выезд иностранца или лица без гражданства из Украины в другую страну (кроме страны гражданской принадлежности или страны прежнего постоянного проживания), выезд гражданина Украины из Украины в другую страну (кроме страны постоянного проживания) с целью организации, подготовки или совершения уголовных преступлений, предусмотренных статьями 258–2586 УК Украины, а также въезд в Украину иностранца или лица без гражданства (за исключением лиц, постоянно проживающих в Украине) с той же целью караются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без нее.

Соответствующие изменения предлагается внести и в уголовно-процессуальное законодательство.

В целом же Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» предложено принять в новой редакции, тем самым обеспечив выполнение рекомендаций FATF, МВФ, Еврокомиссии и Комитета Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA