Публичная дезинформация — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №15 (798) » Публичная дезинформация

Публичная дезинформация

Рубрика Тема номера

Нормативное регулирование недобросовестной конкуренции все чаще является темой многочисленных круглых столов, конференций, семинаров, форумов и публикаций печатных изданий. Причиной тому служит усиленный контроль со стороны Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) за поведением хозяйствующих субъектов по отношению к их потребителям и конкурентам. По мнению регуляторных органов, вся информация относительно истинного происхождения продуктов, способа производства, источника, качества, пригодности к использованию, стандартов, технических характеристик должна быть четко указана на упаковках и этикетках товаров, а также в рекламных материалах и акционных предложениях. О «наставлениях» такого рода компании нередко забывают, а иногда и вовсе не знают о них. Исполняя требования отдельных нормативных актов, к примеру, законов Украины «О рекламе», «О безопасности и качестве пищевых продуктов» и прочих, предприятия и их представители могут даже не задумываться, что далеко не всегда в их рекламных кампаниях соблюдаются нормы законодательства о защите от недобросовестной конкуренции. Более того, зачастую маркетинговые отделы не согласовывают рекламные и/или акционные кампании с юристами.

Ложная реклама

Любые действия, противоречащие торговым и другим честным обычаям в хозяйственной деятельности, определяются Законом Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» (Закон) как недобросовестная конкуренция.

Следует отметить, что с момента его принятия Закон неоднократно изменялся, дорабатывался и приводился в соответствие с современными международными стандартами.

Одним из последних изменений было введение статьи 151. Эта статья, помимо прочих недобросовестных действий, уже указанных в Законе (неправомерное использование обозначений, дискредитация конкурентов, сравнительная реклама), определила нарушением действия, заключающиеся в распространении вводящей в заблуждение информации хозяйствующим субъектом, в том числе посредством использования рекламы, содержащей неполную, неточную, ложную информацию.

АМКУ инициировал введение такой нормы с целью предотвращения действий, позволяющих хозяйствующим субъектам несправедливо получать преимущества при привлечении клиентов к покупке собственных товаров/услуг.

Наработанная практика

Сегодня АМКУ достиг значительных результатов в раскрытии дел о недобросовестной конкуренции. При этом основная масса рассмотренных дел касалась нарушений, предусмотренных именно статьей 151 Закона. Среди таковых можно выделить распространение компаниями недобросовестной рекламы, маркировку товаров, преувеличение своих заслуг и, как следствие, размещение неправдивой информации на упаковке товаров, формирование своей политики скидок и других существенных условий в очень завуалированной форме. Подтверждением тому является статистика АМКУ. Как указано в отчете АМКУ за 2012 год, 91 % от общего количества нарушений в виде недобросовестной конкуренции, рассмотренных Комитетом, составляет распространение хозяйствующими субъектами вводящей в заблуждение информации.

Многочисленные нарушения такого рода были выявлены и прекращены АМКУ, помимо прочих социально значимых рынков, на рынке фармацевтики и продуктов питания. Самым показательным делом 2012 года в сфере пищевой промышленности является нарушение Закона крупной компанией-производителем напитков путем размещения на упаковках своей продукции надписи «Одобрено Министерством здравоохранения Украины», в то время как подобного одобрения указанное министерство не давало.

В фармацевтическом секторе стоит отметить дело с участием национального производителя лекарственных препаратов. Нарушение заключалось в распространении ненадлежащей рекламы препарата «Амизон». Рекламный ролик содержал следующее утверждение: «9 из 10 украинцев выбирают именно «Амизон». Как следствие, АМКУ счел, что у граждан могло сложиться ложное впечатление о том, что 90 % — процент от всего количества украинцев. На самом деле — это лишь количество тех людей, которые перенесли грипп, простуду и кашель и при этом использовали лекарственное средство «Амизон».

Учитывая статистику последних лет работы АМКУ, можно отметить тот факт, что регулятор за недолгое время наработал значительную практику в сфере раскрытия нарушений при проведении хозяйствующими субъектами рекламных кампаний, маркировке товаров, а также нарушений, связанных с преувеличением значимости и свойств товара. Несмотря на уже сформированную практику, АМКУ продолжает раскрывать все новые формы нарушений статьи 151 Закона. В последнее время его внимание все чаще привлекают акционные предложения компаний.

Последние тенденции

Одним из примеров наметившихся тенденций можно назвать дело о недобросовестной конкуренции, в рамках которого АМКУ наложил штраф на реализатора энергетических напитков под торговой маркой Black. Эта компания выступила организатором и исполнителем акции, связанной с проведением чемпионата Евро-2012. Но, как было установлено, она не указала на этикетке такой продукции срок акции, тем самым распространила неполную информацию.

Также в конце 2012 года АМКУ оштрафовал реализатора товаров широкого потребления, который в рекламных материалах указывал неправдивую и не четко сформулированную информацию о розыгрыше и получении призов. В данном случае речь идет о сведениях относительно победителей акций этой компании.

Еще один пример недобросовестного акционного предложения, прекращенного АМКУ, — розыгрыш призов. Зачастую с целью поднятия продаж производители прибегают к таким уловкам, как размещение условий и сроков действия акции на обратной стороне упаковки (наружной наклейки в случае с напитками). Таким образом, для того чтобы прочитать соответствующие условия, необходимо сначала приобрести данный продукт. Только после этого покупатель может снять упаковку, так как в противном случае имеет место повреждение внешнего вида товара. В результате встречаются неоднократные случаи приобретения «акционной» продукции после окончания срока действия самой акции.

Все больше нарушений приходится наблюдать в крупных торговых сетях отделов бытовой химии и косметики по уходу за телом. К примеру, на средствах для мытья полов, поглощающих влагу салфетках, порошках для стирки и мытья посуды, средствах по уходу за телом и лицом и многих других товарах часто используется утверждение «n % бесплатно». В то же время рядовому потребителю не представляется возможным выяснить правдивость этого утверждения, поскольку не всегда можно просчитать, а действительно ли эти «n %» предоставляются бесплатно, или же это очередная уловка, так как аналогичного товара для сравнения нет на полках магазина.

Другой разновидностью обмана является лозунг «Купи один и получи второй в подарок совершенно бесплатно». Именно на такую наивность и рассчитывают некоторые производители. Как правило, при покупке товара, на который распространяется эта программа, автоматически оплачивается и «второй бесплатный подарок». В продаваемый товар или уже заложена стоимость подарков, или же дополнительные условия написаны мелким шрифтом в сноске в «укромном месте».

Таким образом, «подарком» за проведение акций такого рода может послужить штраф АМКУ.

Штрафы по максимуму

Согласно Закону, правонарушители рискуют столкнуться со штрафными санкциями в размере до 5 % от их валового совокупного дохода (продаж) за последний финансовый год. До поры до времени максимальный штраф за описанные нарушения на практике составлял приблизительно 1,6 млн гривен — сумма, которая в 2012 году увеличилась сначала до 3 млн гривен, а впоследствии — до 7,6 млн гривен. Так, статистика наложения штрафов АМКУ в прошедшем году за действия в виде недобросовестной конкуренции свидетельствует о пятикратном увеличении по сравнению с максимальным размером штрафа за этот вид нарушения в 2011 году. Всего в 2012 году за описанные нарушения АМКУ применил штрафные санкции на сумму 22 млн гривен.

Такая динамика штрафных санкций подтверждает тот факт, что государство в лице АМКУ стремительно усиливает контроль над деятельностью хозяйствующих субъектов, целью которого является сведение к минимуму проявлений недобросовестной конкуренции.

ГВОЗДЬ Валентина — старший юрист ЮФ Sayenko Kharenko, г. Киев,

КУЙДА Юлия — юрист ЮФ Sayenko Kharenko, г. Киев


Комментарий

Категории санкций

Екатерина ЧЕНКСЕВА,
юрист ЮФ ILF

Действующим законодательством Украины установлены определенные меры ответственности за нарушения в сфере защиты экономической конкуренции, которые можно условно разделить на несколько категорий. Это хозяйственно-организационные санкции, которые побуждают субъекта хозяйствования к прекращению противоправных действий. К ним относятся такие меры, как принудительное разделение субъекта хозяйствования, злоупотребляющего монопольным положением на рынке; блокирование ценных бумаг; требование обязательного опровержения в официальных печатных изданиях неправдивых и неточных сведений; отмена по требованию антимонопольных органов лицензий, прекращение операций внешнеэкономической деятельности и др. Хозяйственно-административные штрафы — денежные суммы, взыскиваемые за нарушения антимонопольного права.

Возмещение вреда — в большинстве случаев взыскание имущественного вреда, нанесенного конкурентам, потребителям, государству нарушителем. И последняя категория — безвозмездное изъятие имущества.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Удовлетворительный взнос

Акцент

Палатный вид

В фокусе: КСУ

Подойти к делу с толком

В фокусе: УПК

Мировой порядок

Государство и юристы

Семейный рычаг

Государство и юристы

Новости законотворчества

Требования к судьям высших инстанций предлагают повысить

Допуск в Дом правительства ограничили

Государство и юристы

The UJBL: Интеллектуальная собственность — под защитой?

Особо важное создание

Государство и юристы

Новости законотворчества

Финансовые пирамиды могут запретить

Документы и аналитика

Времена застроя

Обжалование уведомления-решения

Зарубежная практика

Малый вход

Неделя права

Новости из-за рубежа

Статистика преступлений онлайн

В Швеции не хватает судей

Неделя права

Права — советам

Отплатят по делам

Дорожный приоритет

Апрельские казусы

Новости из зала суда

Судебная практика

ВХСУ не лишил компанию США торговой марки

Юрист обжаловал бездеятельность КМУ по «газовым контрактам»

Новости юридических фирм

Частная практика

ППФ «Пахаренко и Партнеры» — среди лучших компаний по защите прав в сфере интеллектуальной собственности

Подведены итоги 9-го стипендиального конкурса ЮФ «АНК»

МЮФ Dentons начала работу на рынке юруслуг

Комиссию по вопросам интеллектуальной собственности ICC Ukraine возглавила начальник отдела ППФ «Пахаренко и Партнеры»

Chambers Global рекомендует ЮФ «Ильяшев и Партнеры» в числе ведущих в сфере разрешения споров

МЮФ Integrites успешно защитила интересы KWS на Украине

ЮФ «Авеллум Партнерс» консультирует ПриватБанк по вопросам размещения еврооблигаций

АО «Гесторс» сопровождало проект по инвестированию инновационного терминала Big Pad в РФ

Алексей Пустовит — новый партнер ЮФ «Астерс»

ЮФ «Лавринович и Партнеры» консультирует X5 Retail Group на Украине

Отрасли практики

Залоговые выводы

Конфликт интересен

В оборотном порядке

Рабочий график

Ультиматум Евросуда

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Противоправное разрешение

Поставили товар с дефектом

Это только начало

Самое важное

Последнее предубеждение

Ожидаемая проверка

Сложности перехода

Кадровое лишение

Судебная практика

Неубийственный аргумент

О частной жизни компаний

Судебная практика

Судебные решения

Субъекты хозяйствования вправе предусматривать в договоре одновременное взимание пени и штрафа

Суд не ограничен определенным кругом обстоятельств при восстановлении срока на обжалование решения

Тема номера

Мрак по расчету

Нерадивая информация

Тень открытых дверей

Сдвиг по фразе

Публичная дезинформация

Частная практика

Допускной режим

Вещные вопросы

Юридический форум

Фармальное общение

Інші новини

PRAVO.UA