В условиях глобальных перманентных кризисов почти все страны реформируют свои налоговые системы, и Украина не является исключением. К сожалению, наша налоговая система сегодня выполняет функцию больше фискальную, чем стимулирующую. Это требует радикальных изменений. К тому же назрела необходимость оптимизации численности аппарата и сокращения расходов на его содержание.
До 2011 года Украина жила в условиях отсутствия кодифицированного налогового законодательства. И самой большой проблемой, с которой сталкивались инвесторы, была его сложность и запутанность. Перемены начались с принятия Налогового и нового Таможенного кодексов Украины. Повлияло ли принятие этих документов на улучшение ситуации в целом? Думаю, не особо, хотя некоторые позитивные моменты существуют, и это нельзя не отметить. Да и процесс совершенствования законодательства продолжается, о чем свидетельствуют многочисленные внесенные изменения.
Создание нового Министерства доходов и сборов Украины, которое будет правопреемником Государственной налоговой службы Украины и Государственной таможенной службы Украины, — это самый большой и очень смелый шаг за все годы независимости нашей страны. Ведь ни одному из правительств не удавалось объединить двух непримиримых «монстров». Такие реформы уже проводили у себя многие страны, в том числе Дания, Латвия, Эстония, Нидерланды, Великобритания. Мы использовали позитивный европейский опыт и рассчитываем на его преимущества. В первую очередь такое объединение должно служить катализатором для других общегосударственных реформ, стимулировать эффективное использование интеллектуального и профессионального потенциала специалистов, соединить информационные ресурсы и базы данных. С целью создания благоприятных условий для ведения и развития бизнеса, стимулирования инвестиционного климата большое внимание будет уделяться совершенствованию сервисных функций и борьбе с проявлениями коррупции. Плательщикам налогов будут предоставлять налоговые и таможенные сервисы по принципу единого окна. Все эти преимущества объединения двух структур были подтверждены опытом работы соответствующих органов европейских стран.
Итак, с января 2013 года на Украине действует Министерство доходов и сборов, которое теперь является главным органом исполнительной власти по вопросам формирования и реализации единой государственной налоговой и таможенной политики в части администрирования налогов и сборов, а также единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Кроме этого, министерство будет обеспечивать формирование и реализацию государственной политики в сфере борьбы с правонарушениями при применении налогового и таможенного законодательства и законодательства по вопросам уплаты единого социального взноса.
Долго велись дискуссии в отношении судьбы социальных фондов, которые являются отдельными саморегулируемыми организациями. Управление фондами осуществляли наблюдательные советы по принципу трехстороннего руководства: представители правительства, профсоюзов и работодателей. Эти фонды ежегодно собирали и распределяли миллиарды гривен. Предлагаемые нововведения коренным образом меняют порядок и задачи их работы, и поэтому категорически против передачи функций администрирования единого социального взноса другому ведомству выступали профсоюзы и работодатели.
Однако 18 марта 2013 года Президент Украины утвердил положение о Министерстве доходов и сборов Украины (Положение), регулирующее регламент его работы. Согласно этому регламенту, министерство все-таки начнет контролировать уплату единого социального взноса, а за Пенсионным фондом осталась функция ведения персонифицированного учета. Быстрому осуществлению задуманного мешает одна проблема — передача баз данных от Пенсионного фонда в Министерство доходов и сборов, ведь ее порядок на сегодня не утвержден, а без него формировать базы данных невозможно. Кроме того, не совсем ясно, необходимо ли будет налогоплательщикам отчитываться в двух органах. Ведь Пенсионный фонд настаивает на необходимости продолжения подачи отчетности, информация из которой нужна для расчета и выплаты пенсий. Эти моменты еще предстоит урегулировать.
Нельзя не сказать, что полномочия министерства значительно шире полномочий, которые имели налоговая и таможенная службы. Министерство доходов и сборов, как уже было упомянуто, теперь будет главным органом исполнительной власти по вопросам формирования единой государственной налоговой и таможенной политики в части администрирования налогов, а также единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Как видим, Министерство финансов Украины теперь лишено права формировать налоговую и таможенную политику и вследствие этого не будет влиять на наполнение государственного бюджета. В его сфере остается учет и распределение бюджета. В проекте Положения предусматривались также права Министерства доходов и сборов формировать политику в сфере госзакупок, самостоятельно проводить мероприятия по выявлению контрабанды наркотиков, но эти пункты были исключены Президентом. Вместо них добавлен новый: осуществление предварительного документального санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного, экологического контроля товаров при перемещении через границу. Ранее требовались разрешения соответствующих служб, что усложняло оформление товаров.
Подписанное Президентом Положение ответило на вопрос: остается ли в составе Министерства доходов и сборов налоговая милиция — пока остается, однако будущее ее не совсем понятно.
Создание же отдельного силового органа — службы финансовых расследований (финансовой полиции) сейчас активно обсуждается. Всех интересует его специальный статус и полномочия. Однако окончательное решение еще не принято, хотя проект закона о создании существует.
Какие положительные моменты от глобальной реорганизации ждут плательщиков налогов? Мы надеемся на упрощение процедур получения услуг администрирования, сокращение времени на обслуживание в госорганах и одновременное повышение качества налогового и таможенного сервиса, снижение уровня бюрократизации, устранение всех возможных разночтений законодательства, обеспечение конфиденциальности для налогоплательщиков.
Безусловно, такой масштабный проект имеет целый ряд возможных рисков. В первую очередь, это сами масштабы слияния и возможное сопротивление ему, как и любым переменам, со стороны персонала ведомств. Не исключены дефицит квалифицированных управленческих кадров и проблемы вследствие существования некоторых различий в корпоративных политиках ведомств. К тому же плательщики налогов всегда относятся ко всяким переменам с традиционным недоверием.
От того, насколько все пройдет эффективно и безболезненно (по крайней мере, с виду), будет зависеть дальнейшее улучшение отношений между бизнесом и государством. А от этих отношений напрямую зависит повышение налоговой культуры общества и уровня добровольной уплаты налогов. Нашему государству сейчас это очень нужно.
РОМАНЧУК Ярослав — адвокат, управляющий партнер Международного правового центра EUCON, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…