Особо важное создание — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №15 (798) » Особо важное создание

Особо важное создание

В условиях глобальных перманентных кризисов почти все страны реформируют свои налоговые системы, и Украина не является исключением. К сожалению, наша налоговая система сегодня выполняет функцию больше фискальную, чем стимулирующую. Это требует радикальных изменений. К тому же назрела необходимость оптимизации численности аппарата и сокращения расходов на его содержание.

До 2011 года Украина жила в условиях отсутствия кодифицированного налогового законодательства. И самой большой проблемой, с которой сталкивались инвесторы, была его сложность и запутанность. Перемены начались с принятия Налогового и нового Таможенного кодексов Украины. Повлияло ли принятие этих документов на улучшение ситуации в целом? Думаю, не особо, хотя некоторые позитивные моменты существуют, и это нельзя не отметить. Да и процесс совершенствования законодательства продолжается, о чем свидетельствуют многочисленные внесенные изменения.

Подтверждено опытом

Создание нового Министерства доходов и сборов Украины, которое будет правопреемником Государственной налоговой службы Украины и Государственной таможенной службы Украины, — это самый большой и очень смелый шаг за все годы независимости нашей страны. Ведь ни одному из правительств не удавалось объединить двух непримиримых «монстров». Такие реформы уже проводили у себя многие страны, в том числе Дания, Латвия, Эстония, Нидерланды, Великобритания. Мы использовали позитивный европейский опыт и рассчитываем на его преимущества. В первую очередь такое объединение должно служить катализатором для других общегосударственных реформ, стимулировать эффективное использование интеллектуального и профессионального потенциала специалистов, соединить информационные ресурсы и базы данных. С целью создания благоприятных условий для ведения и развития бизнеса, стимулирования инвестиционного климата большое внимание будет уделяться совершенствованию сервисных функций и борьбе с проявлениями коррупции. Плательщикам налогов будут предоставлять налоговые и таможенные сервисы по принципу единого окна. Все эти преимущества объединения двух структур были подтверждены опытом работы соответствующих органов европейских стран.

Итак, с января 2013 года на Украине действует Министерство доходов и сборов, которое теперь является главным органом исполнительной власти по вопросам формирования и реализации единой государственной налоговой и таможенной политики в части администрирования налогов и сборов, а также единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Кроме этого, министерство будет обеспечивать формирование и реализацию государственной политики в сфере борьбы с правонарушениями при применении налогового и таможенного законодательства и законодательства по вопросам уплаты единого социального взноса.

Коренные перемены

Долго велись дискуссии в отношении судьбы социальных фондов, которые являются отдельными саморегулируемыми организациями. Управление фондами осуществляли наблюдательные советы по принципу трехстороннего руководства: представители правительства, профсоюзов и работодателей. Эти фонды ежегодно собирали и распределяли миллиарды гривен. Предлагаемые нововведения коренным образом меняют порядок и задачи их работы, и поэтому категорически против передачи функций администрирования единого социального взноса другому ведомству выступали профсоюзы и работодатели.

Однако 18 марта 2013 года Президент Украины утвердил положение о Министерстве доходов и сборов Украины (Положение), регулирующее регламент его работы. Согласно этому регламенту, министерство все-таки начнет контролировать уплату единого социального взноса, а за Пенсионным фондом осталась функция ведения персонифицированного учета. Быстрому осуществлению задуманного мешает одна проблема — передача баз данных от Пенсионного фонда в Министерство доходов и сборов, ведь ее порядок на сегодня не утвержден, а без него формировать базы данных невозможно. Кроме того, не совсем ясно, необходимо ли будет налогоплательщикам отчитываться в двух органах. Ведь Пенсионный фонд настаивает на необходимости продолжения подачи отчетности, информация из которой нужна для расчета и выплаты пенсий. Эти моменты еще предстоит урегулировать.

Нельзя не сказать, что полномочия министерства значительно шире полномочий, которые имели налоговая и таможенная службы. Министерство доходов и сборов, как уже было упомянуто, теперь будет главным органом исполнительной власти по вопросам формирования единой государственной налоговой и таможенной политики в части администрирования налогов, а также единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Как видим, Министерство финансов Украины теперь лишено права формировать налоговую и таможенную политику и вследствие этого не будет влиять на наполнение государственного бюджета. В его сфере остается учет и распределение бюджета. В проекте Положения предусматривались также права Министерства доходов и сборов формировать политику в сфере госзакупок, самостоятельно проводить мероприятия по выявлению контрабанды наркотиков, но эти пункты были исключены Президентом. Вместо них добавлен новый: осуществление предварительного документального санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного, экологического контроля товаров при перемещении через границу. Ранее требовались разрешения соответствующих служб, что усложняло оформление товаров.

Подписанное Президентом Положение ответило на вопрос: остается ли в составе Министерства доходов и сборов налоговая милиция — пока остается, однако будущее ее не совсем понятно.

Создание же отдельного силового органа — службы финансовых расследований (финансовой полиции) сейчас активно обсуждается. Всех интересует его специальный статус и полномочия. Однако окончательное решение еще не принято, хотя проект закона о создании существует.

Позитив для плательщиков

Какие положительные моменты от глобальной реорганизации ждут плательщиков налогов? Мы надеемся на упрощение процедур получения услуг администрирования, сокращение времени на обслуживание в госорганах и одновременное повышение качества налогового и таможенного сервиса, снижение уровня бюрократизации, устранение всех возможных разночтений законодательства, обеспечение конфиденциальности для налогоплательщиков.

Безусловно, такой масштабный проект имеет целый ряд возможных рисков. В первую очередь, это сами масштабы слияния и возможное сопротивление ему, как и любым переменам, со стороны персонала ведомств. Не исключены дефицит квалифицированных управленческих кадров и проблемы вследствие существования некоторых различий в корпоративных политиках ведомств. К тому же плательщики налогов всегда относятся ко всяким переменам с традиционным недоверием.

От того, насколько все пройдет эффективно и безболезненно (по крайней мере, с виду), будет зависеть дальнейшее улучшение отношений между бизнесом и государством. А от этих отношений напрямую зависит повышение налоговой культуры общества и уровня добровольной уплаты налогов. Нашему государству сейчас это очень нужно.

РОМАНЧУК Ярослав — адвокат, управляющий партнер Международного правового центра EUCON, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Удовлетворительный взнос

Акцент

Палатный вид

В фокусе: КСУ

Подойти к делу с толком

В фокусе: УПК

Мировой порядок

Государство и юристы

Семейный рычаг

Государство и юристы

Новости законотворчества

Требования к судьям высших инстанций предлагают повысить

Допуск в Дом правительства ограничили

Государство и юристы

The UJBL: Интеллектуальная собственность — под защитой?

Особо важное создание

Государство и юристы

Новости законотворчества

Финансовые пирамиды могут запретить

Документы и аналитика

Времена застроя

Обжалование уведомления-решения

Зарубежная практика

Малый вход

Неделя права

Новости из-за рубежа

Статистика преступлений онлайн

В Швеции не хватает судей

Неделя права

Права — советам

Отплатят по делам

Дорожный приоритет

Апрельские казусы

Новости из зала суда

Судебная практика

ВХСУ не лишил компанию США торговой марки

Юрист обжаловал бездеятельность КМУ по «газовым контрактам»

Новости юридических фирм

Частная практика

ППФ «Пахаренко и Партнеры» — среди лучших компаний по защите прав в сфере интеллектуальной собственности

Подведены итоги 9-го стипендиального конкурса ЮФ «АНК»

МЮФ Dentons начала работу на рынке юруслуг

Комиссию по вопросам интеллектуальной собственности ICC Ukraine возглавила начальник отдела ППФ «Пахаренко и Партнеры»

Chambers Global рекомендует ЮФ «Ильяшев и Партнеры» в числе ведущих в сфере разрешения споров

МЮФ Integrites успешно защитила интересы KWS на Украине

ЮФ «Авеллум Партнерс» консультирует ПриватБанк по вопросам размещения еврооблигаций

АО «Гесторс» сопровождало проект по инвестированию инновационного терминала Big Pad в РФ

Алексей Пустовит — новый партнер ЮФ «Астерс»

ЮФ «Лавринович и Партнеры» консультирует X5 Retail Group на Украине

Отрасли практики

Залоговые выводы

Конфликт интересен

В оборотном порядке

Рабочий график

Ультиматум Евросуда

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Противоправное разрешение

Поставили товар с дефектом

Это только начало

Самое важное

Последнее предубеждение

Ожидаемая проверка

Сложности перехода

Кадровое лишение

Судебная практика

Неубийственный аргумент

О частной жизни компаний

Судебная практика

Судебные решения

Субъекты хозяйствования вправе предусматривать в договоре одновременное взимание пени и штрафа

Суд не ограничен определенным кругом обстоятельств при восстановлении срока на обжалование решения

Тема номера

Мрак по расчету

Нерадивая информация

Тень открытых дверей

Сдвиг по фразе

Публичная дезинформация

Частная практика

Допускной режим

Вещные вопросы

Юридический форум

Фармальное общение

Інші новини

PRAVO.UA