Правительство надеется на помощь парламента в борьбе с домашним насилием. 14 марта с.г. в Верховном Совете Украины был зарегистрирован законопроект «О предотвращении и противодействии домашнему насилию» (№ 2539), разработанный Кабинетом Министров Украины. Есть надежда, что ради решения такой социальной проблемы представители разных политических сил готовы отложить в сторону свои противоречия. К слову, с этой проблемой государство уже предпринимало попытки бороться и раньше. С принятием 15 ноября 2001 года Закона Украины «О предупреждении насилия в семье» (Закон) начато формирование целостной системы противодействия семейному насилию. Но, как указывается в пояснительной записке, механизм противодействия насилию в семье является недостаточно совершенным и действенным, Закон содержит определенные пробелы, несогласованности с другими нормативно-правовыми актами, которые препятствуют надлежащему и эффективному его применению. Теперь же депутатам предлагается пересмотреть подход в этой сфере.
Как известно, изложенное в Семейном кодексе Украины определение семьи исключает из круга лиц, на которых распространяется действие Закона, бывших супругов при условии совместного проживания. Учитывая указанное, законопроектом предлагается заменить определение «насилие в семье» и определить его как «домашнее насилие».
Расширяется круг органов и учреждений, на которые возлагается осуществление мер по предотвращению и противодействию насилию. К органам, входящим в эту систему, предлагается также отнести местные государственные администрации; органы местного самоуправления; центры социальных служб для семьи, детей и молодежи; учреждения системы образования; учреждения здравоохранения. Так, школы обязаны будут выявлять среди учеников (а поликлиники — среди пациентов) пострадавших от домашнего насилия.
К имеющимся кризисным центрам и центрам медико-социальной реабилитации прибавятся также центры социально-психологической помощи, приюты для детей, службы по делам детей и центры социально-психологической реабилитации детей. В частности, центр социально-психологической помощи круглосуточно будет предоставлять помощь и временное убежище жертвам домашних конфликтов.
Законопроектом предусмотрено новое средство реагирования — «временное ограничение прав». Мерами временного ограничения прав лица, совершившего домашнее насилие, являются: запрет находиться в месте совместного проживания с лицом, пострадавшим от домашнего насилия; устранение препятствий в пользовании имуществом, которое находится в общей собственности или является собственностью лица, пострадавшего от домашнего насилия; ограничение общения с ребенком в случае, когда насилие совершено в отношении ребенка.
Действующий Закон среди специальных средств предотвращения и противодействия домашнему насилию предусматривает лишь официальное предупреждение, взятие на профилактический учет, вынесение защитного предписания и направление для прохождения коррекционной программы. В законопроекте защитное предписание предлагается именовать «временным ограничительным предписанием».
Важно, что решение о применении временного ограничения прав и направлении лиц, совершивших домашнее насилие, для прохождения коррекционной программы предлагается возложить на суды. По нынешнему Закону направлять лиц, совершивших насилие в семье, на прохождение коррекционной программы имеют право уполномоченные подразделения органов внутренних дел. Меры временного ограничения прав могут применяться на срок от 3 до 12 месяцев после окончания срока действия временного ограничительного предписания в случае его вынесения.
Кроме того, порядок вынесения временного ограничительного предписания проще по сравнению с порядком вынесения защитного предписания. По действующему порядку предписание выносится работниками уполномоченных подразделений органов внутренних дел по согласованию с начальником соответствующего органа внутренних дел и прокурором. Срок его действия не может превышать 90 дней. А, согласно законопроекту, предписание выносится без согласования с прокурором, но на срок не более месяца. Кроме того, сейчас предписанию должно предшествовать «официальное предупреждение о недопустимости насилия».
Предписание предусматривает запрет: получать информацию о месте пребывания лица, пострадавшего от домашнего насилия; разыскивать человека, пострадавшего от домашнего насилия; посещать жертву домашнего насилия; вести телефонные переговоры с пострадавшим лицом или контактировать с ним с помощью других средств связи.
Также документ вносит изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях. Прогрессом является то, что совершение домашнего насилия, невыполнение временного ограничительного предписания, нарушение мер временного ограничения прав лица или непрохождение коррекционной программы не могут наказываться исправительными работами, то есть отчислениями из зарплаты. Это нарушение может наказываться административным арестом, общественными работами и штрафом. Правда, сохранение возможности наложения штрафов выглядит не совсем оправданным, учитывая намерения законодателей. Ведь штраф, как и исправительные работы, «бьет» по заработку нарушителя, следовательно, и по семейному бюджету.
Еще один блок нововведений может вызвать негативную реакцию со стороны религиозных организаций, выступающих против так называемой «ювенальной юстиции». Они могут посчитать подтвержденными свои многолетние опасения насчет стремления государства вмешиваться в семейную жизнь, оправдываясь интересами детей.
Отметим также, что проектом вводится понятие «жестокое обращение с ребенком в семье», которое будет включать в себя не только умышленные действия по отношению к ребенку, но и бездеятельность родителей.
Кроме того, законопроект позволяет, как и нынешний Закон, принимать меры по предотвращению и противодействию домашнему насилию «по заявлениям физических и юридических лиц», а не только лично от пострадавших. Принимать меры по защите совершеннолетних жертв насилия можно лишь по их согласию, тогда как для защиты детей или недееспособных членов семей — без их согласия. Меры принимаются даже если есть «угроза совершения насилия». Согласно статье 9 законопроекта, областные и районные советы наделены полномочиями выявлять семьи, в которых существует угроза совершения домашнего насилия, во время социального инспектирования семей. То есть фактически каждая семья может ожидать социального инспектирования и по его результатам она может быть признана семьей, в которой существует угроза совершения домашнего насилия. Возможность инспектирования даже без любых заявлений определенно продиктована тем, что насилие в семье является проблемой латентной (далеко не всегда жертвы решатся просить о помощи). Естественно, говорить об угрозе лишения родительских прав, которая в массовом сознании ассоциируется с защитой прав детей, здесь нельзя. Но такие визиты способны повлиять на формирование имиджа неблагополучной семьи. В законопроекте инспектирование урегулировано лишь на общем уровне, поэтому не исключено, что такой рычаг может быть использован с различными целями, в том числе и с намерением причинить ущерб репутации.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…