Нерадивая информация — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №15 (798) » Нерадивая информация

Нерадивая информация

Рубрика Тема номера

Модернизация экономики должна осуществляться ради улучшения качества жизни граждан. И достижение этого результата определяется тем, что и какого качества сегодня мы производим, насколько мы честны, когда рекламируем продукт, который собираемся продавать.

В круговороте семинаров и конференций бизнес с огромным желанием впитывает сказанное и увиденное от контролирующих органов и крупных специалистов юридического бизнеса, кто с целью честно вести свою деятельность и избежать наказания (и таких большинство), а кто — уйти от ответственности.

Интерес бизнеса к принятым решениям Антимонопольного комитета Украины (АМКУ, Комитет) в части пресечения нарушений, выраженных в распространении информации, вводящей в заблуждение, не иссякает.

Полезная конкуренция

Известно, что конкуренция побуждает производителей предлагать более привлекательные альтернативы цены и качества. Увеличение объемов продаж путем удовлетворения потребностей потребителей расширяет количество вариантов выбора, а возможность уменьшить расходы мотивирует каждого продавца удовлетворять спрос.

Именно конкуренция стимулирует продавцов предоставлять правдивую, полезную информацию о своих товарах и выполнять обещания в отношении цены и качества. Политика в сфере защиты прав потребителей направлена на лишение продавцов возможности увеличивать объем продаж путем предоставления неправдивой информации о продукции или применения недобросовестных методов. Такой подход призван защитить интересы каждого отдельного потребителя и потребителей в целом и способствовать конкуренции.

Введение в заблуждение покупателей группой продавцов может привести к появлению у потребителей сомнений в безукоризненности всей индустрии или к разочарованию в рынке в целом (это очень заметно на рынках фармацевтики и продуктов питания).

Задача АМКУ — остановить и скорректировать деятельность, которая наносит существенный вред наибольшему количеству потребителей и бизнесу. При рассмотрении дел Комитет принимает во внимание тип и степень такого вреда.

Еще более четырех лет назад АМКУ получил возможность проводить расследования по собственной инициативе при распространении информации, вводящей в заблуждение. Под прицел, как правило, попадают компании, которые имеют масштабную рекламу на национальном ТВ, радио, в печатных изданиях, осуществляют свою деятельность в разных регионах и против которых подано много жалоб потребителей.

На семинарах, конференциях всегда задают одни и те же вопросы: как исключить ошибки при рекламировании, чем руководствоваться при разработке рекламы? Почему же АМКУ до сих пор не разработал рекомендаций и методики? Дело в том, что ограничиться единым советом для всех здесь невозможно, ведь то, что разрешено или допустимо на одном рынке, неприемлемо на другом. Конечно, начинать с чего-то нужно. Однако сделать некоторые обобщения для фармацевтического бизнеса или рынка продуктов питания можно и нужно уже сегодня, основываясь на существующей практике АМКУ.

Руководство для рекламодателя

По моему убеждению, чем лучше дизайн, тем выше эффективность рекламы. Все рекомендации должны быть строго привязаны к рынку, но с учетом подходов АМКУ возможно дать некоторые общие советы хорошего дизайна:

1. Последовательное форматирование объявлений и раскрытие информации играет важную роль. Проверьте всю структуру рекламы, чтобы убедиться, что другие элементы — текст, графика, гиперссылка или звуки — не отвлекают внимание потребителя от восприятия информации.

2. Много споров относительно размера шрифта. И как бы откровенно это ни звучало, размер имеет значение. Не прячьте уточняющую информацию. Если раскрытие информации «спрятано» в длинном параграфе не связанного с ним текста, оно не будет эффективным и вызовет серьезные вопросы у АМКУ.

3. Обязательно следует учитывать цвет. Если объявление имеет определенное цветовое или графическое оформление, раскрытие информации должно иметь аналогичный формат.

4. Особое внимание уделите тому, с чьей точки зрения должна толковаться реклама. Обычно АМКУ рассматривает рекламу с точки зрения среднестатистического потребителя (хотя никто точно не определил, кто это такой). Если реклама апеллирует к определенной группе людей (дети, люди преклонных лет), АМКУ рассматривает рекламу с их позиции. Если реклама игрушки направлена на детей в возрасте от четырех до шести лет, АМКУ смотрит на такую рекламу глазами ребенка указанного возраста.

5. Оценивая рекламу, необходимо рассматривать все рекламное сообщение, включая все тексты и изображения, чтобы определить «общее впечатление», которое оно производит на потребителя.

Согласно статье 30 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», органы АМКУ по делам о недобросовестной конкуренции принимают обязательные для выполнения решения, в частности, о признании факта недобросовестной конкуренции, ее прекращении и официальном опровержении за счет нарушителя распространенных им неправдивых, неточных или неполных сведений. Сегодня органы АМКУ, на мой взгляд, недостаточно «активно» применяют норму, обязывающую нарушителя официально заявить о неправдивой рекламе тем же способом, которым она была распространена. Важность «исправительной рекламы» велика как в качестве показательного примера для конкурентов, так и в обеспечении потребителей правдивой информацией о товаре. Целесообразным представляется требование АМКУ о размещении провинившимся «отказа от ложной информации» в своей рекламе и на упаковке.

Следующий очень важный вопрос: кто несет ответственность за распространение неправдивой рекламы? Закон Украины «О рекламе» четко определяет круг таких субъектов — это рекламодатели, производители и распространители рекламы. Часто мы узнаем, что в незаконных действиях участвовали не только рекламодатели, но и создатели рекламы. Возьмем, к примеру, рекламный ролик известной марки автомобиля, который в страшной гонке остается невредимым в отличие от других автомобилей. Особенность ролика в том, что для его съемки производителем рекламы были проведены «укрепляющие» действия для рекламируемого автомобиля. Без них известный автомобиль имел бы такой же итог гонки, как и его «собратья». За распространение подобной рекламы должны отвечать как ее заказчик, так и производитель, ведь все получили выгоду от создания столь креативного ролика.

Предупредить нарушение

Еще одна важная проблема — просвещение потребителей. Потребители, которым известно об обманчивых или запутанных деловых практиках при рекламировании, могут лучше защищаться от потенциального вреда. Преимущество образовательных материалов заключается в том, что их подготовка и распространение требуют меньше времени (правда, денежно более затратно), чем рассмотрение дел или подготовка правил. Контролирующие органы не могут предупредить все случаи нарушений. Предупреждение вреда является наилучшим способом защиты, а уверенность потребителей полезна и для бизнеса. Вывод один — деятельность контролирующих органов должна включать просвещение потребителей.

АМКУ необходимо начать подготовку и распространение материалов для образования потребителей и желательно при участии Государственной инспекции по защите прав потребителя. Этим путем идут все конкурентные ведомства Европы и США.

И напоследок хотелось бы упомянуть еще об одном способе защиты бизнеса и потребителя — отраслевой саморегуляции. Как бы бизнес ни жаловался на «строгость» АМКУ, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, необходимо начать «с себя», то есть с саморегуляции. Потребители более защищены в ситуации, когда бизнес считает, что должен самостоятельно регулировать свое поведение. Бизнес также должен понимать, что саморегуляция часто работает эффективнее и гибче, нежели государственная регуляция. Эффективная саморегуляция уменьшает необходимость действий госорганов, но не является ее заменой.

Подводя итог вышеизложенного, можно сделать вывод, что хороший дизайн, ответственность, просвещение и саморегуляция являются необходимыми составляющими «беспроблемной рекламы».

КОНДРАТЬЕВА Оксана — начальник отдела конкурентного права и рекламы патентно-правовой фирмы «Пахаренко и Партнеры», председатель комиссии по вопросам интеллектуальной собственности и недобросовестной конкуренции ICC Украина, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Удовлетворительный взнос

Акцент

Палатный вид

В фокусе: КСУ

Подойти к делу с толком

В фокусе: УПК

Мировой порядок

Государство и юристы

Семейный рычаг

Государство и юристы

Новости законотворчества

Требования к судьям высших инстанций предлагают повысить

Допуск в Дом правительства ограничили

Государство и юристы

The UJBL: Интеллектуальная собственность — под защитой?

Особо важное создание

Государство и юристы

Новости законотворчества

Финансовые пирамиды могут запретить

Документы и аналитика

Времена застроя

Обжалование уведомления-решения

Зарубежная практика

Малый вход

Неделя права

Новости из-за рубежа

Статистика преступлений онлайн

В Швеции не хватает судей

Неделя права

Права — советам

Отплатят по делам

Дорожный приоритет

Апрельские казусы

Новости из зала суда

Судебная практика

ВХСУ не лишил компанию США торговой марки

Юрист обжаловал бездеятельность КМУ по «газовым контрактам»

Новости юридических фирм

Частная практика

ППФ «Пахаренко и Партнеры» — среди лучших компаний по защите прав в сфере интеллектуальной собственности

Подведены итоги 9-го стипендиального конкурса ЮФ «АНК»

МЮФ Dentons начала работу на рынке юруслуг

Комиссию по вопросам интеллектуальной собственности ICC Ukraine возглавила начальник отдела ППФ «Пахаренко и Партнеры»

Chambers Global рекомендует ЮФ «Ильяшев и Партнеры» в числе ведущих в сфере разрешения споров

МЮФ Integrites успешно защитила интересы KWS на Украине

ЮФ «Авеллум Партнерс» консультирует ПриватБанк по вопросам размещения еврооблигаций

АО «Гесторс» сопровождало проект по инвестированию инновационного терминала Big Pad в РФ

Алексей Пустовит — новый партнер ЮФ «Астерс»

ЮФ «Лавринович и Партнеры» консультирует X5 Retail Group на Украине

Отрасли практики

Залоговые выводы

Конфликт интересен

В оборотном порядке

Рабочий график

Ультиматум Евросуда

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Противоправное разрешение

Поставили товар с дефектом

Это только начало

Самое важное

Последнее предубеждение

Ожидаемая проверка

Сложности перехода

Кадровое лишение

Судебная практика

Неубийственный аргумент

О частной жизни компаний

Судебная практика

Судебные решения

Субъекты хозяйствования вправе предусматривать в договоре одновременное взимание пени и штрафа

Суд не ограничен определенным кругом обстоятельств при восстановлении срока на обжалование решения

Тема номера

Мрак по расчету

Нерадивая информация

Тень открытых дверей

Сдвиг по фразе

Публичная дезинформация

Частная практика

Допускной режим

Вещные вопросы

Юридический форум

Фармальное общение

Інші новини

PRAVO.UA