Прийти в осознание — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Прийти в осознание

За последние годы роль комплаенса возросла, а сама культура ведения бизнеса в Украине улучшилась, уверена директор по комплаенсу и этике компании «Киевстар» Татьяна Кирик
Татьяна КИРИК: «Киевстар» быстро смог перейти на гибридную модель управления, организовать удаленную работу и не потерять при этом продуктивность»

Комплаенс не стоит на месте. Развиваясь в мировом масштабе, он набирает все большую популярность и в Украине. Комплаенс-функция становится необходимой для должной и эффективной организации бизнес-процессов. Безусловно, приход пандемии внес свою лепту в работу бизнесов всего мира, комплаенс-процессы — не исключение. О том, какую роль играет диджитализация в компании, как происходила «перестройка» сотрудников на дистанционную работу, какие вызовы стоят перед комплаенс-отделом, а также о последних трендах и актуальных вопросах в мире комплаенса мы говорили с Татьяной Кирик, директором по комплаенсу и этике компании «Киевстар».

— Как перестроились бизнес-процессы в вашей компании с учетом пандемии и перехода на удаленную работу?

— Дистанционная работа для нас — не новинка. И раньше практически каждый сотрудник «Киевстара» по согласованию со своим руководителем мог один день в неделю работать удаленно. Все инструменты для этого у нас есть под рукой.

Как и в обычном режиме, сотрудники выполняют задачи в рамках KPI (Key Performance Indicator), общаются с коллегами через электронные каналы коммуникаций, проводят онлайн-совещания, мозговые штурмы, обсуждения. Всех сотрудников, которые работают дистанционно, компания обеспечила служебными ноутбуками или другими девайсами для выполнения их обязанностей и связи. У нас есть защищенный доступ к единой корпоративной сети и базам данных, что позволяет работать без привязки к офису.

Менеджмент компании также работает дистанционно. Совещания проводятся даже чаще, чем в докарантинный период. В частности, еженедельно собирается антикризисный комитет, где обсуждается текущая ситуация и составляется план действий. Также каждую неделю менеджмент проводит онлайн-встречи со всеми сотрудниками компании, где они могут получить ответы на актуальные вопросы.

Сотрудники технической дирекции, которые занимаются поддержкой сети, конечно, не могут перейти на удаленный график. Они продолжают работать «в полях», чтобы обеспечить нас с вами бесперебойной связью и Интернетом, за что мы очень им благодарны. Компания обеспечивает им безопасные условия труда: транспорт, маски, средства дезинфекции и т.д.

Кроме того, что «Киевстар» быстро смогла перейти на гибридную модель управления, организовать удаленную работу и не потерять при этом продуктивность, компания также разрабатывает и предлагает бизнес-клиентам продукты для организации удаленной работы. Чтобы помочь им быстрее и эффективней это сделать, была разработана программа с комплексом решений для бизнеса «Офис там, где вы». Сейчас большинство компаний — клиентов «Киевстара» полностью перешли на удаленную работу.

— Что стало основным вызовом в процессе диджитализации? На что следует обращать внимание юристам и комплаенс-специалистам компании при внедрении диджитал-решений?

— Все комплаенс-согласования в «Киевстаре» диджитализированы. Никаких бумажных согласований. Мы начали этот процесс еще с 2014 года. Практически все решения разработаны и внедрены силами команд IT и комплаенса «Киевстара». Диджитализация упрощает и ускоряет процессы согласования для бизнеса, делает их более прозрачными и реализует в упрощенной форме функцию хранения всего документооборота и подтверждающих документов.

Вместе с тем важно четко понимать процесс (процедуру или политику). Если сама процедура нечеткая, усложнена и непонятна последовательность действий согласователей, такой процесс тяжело внедрить в онлайн-среду. Путь к диджитализации достаточно сложный, но результат того стоит, эффективность работы повышается значительно.

Что касается реализации нашей комплаенс-функции во время пандемии и карантина, могу сказать, что неожиданно у нас появилось много дополнительной работы. В период пандемии «Киевстар» активно помогала абонентам. Например, компания давала бонусы на роуминг для тех, кто в марте задержался не по своей воле за границей, бонусы на мобильную связь для медиков, также компания закупила многоразовые защитные костюмы для докторов, 20 мониторов для поддержания жизнедеятельности пациентов и 10 аппаратов искусственной вентиляции легких. Общая сумма помощи составила около 80 миллионов гривен.

Благотворительная помощь требует особого внимания, оценки рисков и согласования со стороны комплаенс-подразделения, поэтому процесс утверждения у нас в компании сложный, и нужно было его осуществить по каждому из проектов и в кратчайшие сроки.

— Какие из внедренных в компании диджитал-решений уже доказали свою эффективность? Над чем продолжаете работать и что совершенствуете?

— На сегодняшний день в «Киевстаре» мы перенесли в диджитал-формат все существующие в компании комплаенс-согласования, а их более десяти. Один из продуктов, который создан в 2014 году и показывает свою эффективность уже многие годы, — онлайн-реестр подарков и проявлений гостеприимства. Также очень удобным как для сотрудников, так и для реализации комплаенс-функции, в рамках которой обрабатываются данные, является онлайн-анкетирование в отношении конфликтов интересов, которое успешно используется в нашей компании уже четыре года.

На данный момент мы работаем над порталом для бизнес-партнеров, чтобы более эффективно доносить до них наши комплаенс-принципы и стандарты, проводить для них онлайн комплаенс-тренинги.

— Какие вы можете выделить тенденции в сфере комплаенса в целом? Соответствует ли глобальным трендам повестка дня украинских компаний?

— Что касается тенденций в развитии международного комплаенса, то мы наблюдаем повышенное внимание правоохранительных органов к преступлениям, связанным с COVID-19 (например, мошенничество, присвоение имущества, нецелевое использование средств, поставки контрафактной продукции, отмывание денег). По сообщениям правоохранительных органов США, Великобритании и ряда других стран, расследование преступлений, связанных с COVID-19, является одним из ключевых приоритетов их национальных ведомств. Такая ситуация требует от компаний дополнительной осмотрительности при реализации проектов корпоративной социальной ответственности, связанных с COVID-19.

Наблюдается увеличение расследований в сфере anti-money laundering (борьба с отмыванием денег, AML). AML-комплаенс в ближайшие годы станет очень важной темой не только для финансовой, банковской и страховой индустрий, но и для всего бизнес-рынка в целом, что потребует развития дополнительных экспертиз среди комплаенс-офицеров и обновления комплаенс-программ.

Мы также видим увеличение количества расследований и случаев применения санкций к компаниям за нарушения различных международных санкционных и экспортно-импортных режимов. На эти комплаенс-аспекты я советую обратить внимание и оценить свои риски всем компаниям, которые ведут международную торговлю.

С моей точки зрения, за последние годы роль комплаенса возросла и сама культура ведения бизнеса в Украине улучшилась. Наличие комплаенс-функции теперь не редкость не только в международных компаниях, отделы, выполняющие ее, появились и активно проявляют себя и в украинских компаниях. С одной стороны, это результат строгих и жестких правил, установленных как международным, так и украинским законодательством. С другой стороны, это более высокая осознанность украинского бизнеса и необходимость вести бизнес этично и прозрачно.

— Что бы вы отнесли к обязательным элементам эффективной комплаенс-политики в нынешних условиях?

— Я сторонник классических 11 принципов эффективной комплаенс-программы, которые общеизвестны и отражаются во многих международных документах. Это необходимость так называемого тона сверху (от менеджмента) в отношении комплаенса и этики, независимость сотрудников, выполняющих комплаенс-функции, система комплаенс-тренингов, внедрение комплаенс-процедур и политик, проведение регулярной оценки комплаенс-рисков бизнесом и т.д. Всем рекомендую для эффективности комплаенс-функции в бизнесе использовать эту модель и принципы.

Беседовала Алена СТУЛИНА, «Юридическая практика»

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA