Субъектная польза — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Субъектная польза

Рубрика Тема номера
Использование Единой государственной электронной системы в сфере строительства обеспечит эффективное взаимодействие между субъектами строительства и компетентными органами власти

17 октября 2019 года Верховная Рада Украины приняла Закон № 199-ІХ (Закон), целью которого является усовершенствование процесса предоставления административных услуг в сфере строительства. Закон среди прочего предусматривает создание и запуск работы Единой государственной электронной системы в сфере строительства (Система). Согласно Закону Система предназначена для обеспечения создания, изменения, отправления, получения, хранения, обработки и иных операций с информацией, связанной со строительством объектов, а также для обеспечения электронного взаимодействия между физическими лицами, юридическими лицами, органами государственной власти и саморегулируемыми организациями в процессе предоставления административных услуг в сфере строительства. Предполагается, что объединение разрозненных реестров документов и информации, связанной со строительством объектов, а также процесса предоставления административных услуг в рамках единой Системы позволит эффективно бороться с коррупцией в строительной отрасли Украины.

Составляющие Системы

Система включает в себя три взаимосвязанных компонента, призванных в своей совокупности обеспечить ее надлежащее и эффективное функционирование. Так, Система состоит из:

— Реестра градостроительной деятельности (Реестр), предназначенного для сбора, накапливания, хранения, создания, обработки, учета всей необходимой и существенной информации об объектах строительства, участниках строительства и связи между ними;

— публичного портала Системы (портал), цель которого состоит в обеспечении доступа третьих лиц к информации, содержащейся в Реестре. Также портал содержит специальный чат-бот и калькулятор, с помощью которого любое лицо может в онлайн-режиме получить консультацию либо рассчитать класс последствий (ответственности) объекта, предварительно предоставив необходимую информацию;

— личного кабинета пользователя Системы, который призван выполнять двойную функцию: с одной стороны, через личный кабинет участники отношений в сфере строительства смогут получать административные услуги онлайн, с другой стороны, с помощью данного кабинета соответствующие лица смогут вносить информацию и подгружать документы в Реестр.

После полноценного внедрения Системы и запуска ее работы упомянутые компоненты заменят собой существующие онлайн-ресурсы в сфере строительства, такие как:

— Единый реестр разрешительных документов на строительство;

— Электронный кабинет в сфере градостроительной деятельности;

— Реестр градостроительных условий и ограничений;

— Реестр аттестованных лиц;

— Реестр лицензий на строительство объектов, по классу последствий (ответственности) принадлежащих к объектам со средними и значительными последствиями (СС2 и СС3).

Этапы внедрения Системы

Ответственность за внедрение и запуск работы Системы лежит на Кабинете Министров Украины (КМУ). Согласно Закону она должна быть полностью запущена в течение трех лет начиная с 1 декабря 2019 года. Для этих целей Закон предусматривает отдельные этапы внедрения Системы со своими задачами и конечными сроками.

В рамках первого этапа, до 1 декабря 2020 года, предусмотрено внесение в Систему следующей информации: о лицах, получивших лицензию на строительство объектов, по классу последствий (ответственности) принадлежащих к объектам со средними и значительными последствиями (СС2 и СС3); об экспертных организациях, проводящих экспертизу проектной документации; о компетентных органах государственной власти в сфере градостроительства и архитектуры; о надзорных и контролирующих органах в сфере строительства; о юридических лицах, разрабатывающих технические условия; об органах, выдающих заключение относительно оценки воздействия на окружающую среду; о саморегулируемых организациях в сфере строительства и др. Также на этом этапе предусмотрены имплементация и запуск Системы (за исключением функции возможности создания определенных документов (градостроительных условий и ограничений, технических условий, техпаспортов и др.) и заключения определенных электронных договоров (о предоставлении технических условий, экспертизе проектной документации, сертификации здания по показателям энергоэффективности и др.) с помощью Системы).

В рамках второго этапа, до 1 декабря 2021 года, предусмотрен запуск работы Системы в части возможности создания документов и заключения электронных договоров с помощью Системы.

В рамках третьего этапа, до 1 декабря 2022 года, предусмотрено внесение в Систему инвентаризационных дел, материалов технической инвентаризации, созданных до полноценного запуска работы Системы.

План внедрения

В целях выполнения поставленных задач КМУ разработал подробный план по эффективному внедрению Системы. В соответствии с планом в ходе первого этапа имплементации Системы запланированы ее запуск и эксплуатация в рамках экспериментального проекта. Так, Система стала доступной с 1 июля 2020 года и подлежит использованию в экспериментальных целях до 30 ноября 2020 года.

Следует отметить, что в ходе первого этапа и экспериментального запуска Системы использование Реестра всеми компетентными органами власти является обязательным:

— с 6 июля 2020 года — для создания и внесения в Реестр информации о документах, дающих право на выполнение подготовительных и строительных работ; о документах, свидетельствующих о вводе законченных строительством объектов в эксплуатацию; а также о всех изменениях, отказах в выдаче, приостановлениях и аннулированиях таких документов;

— с 15 июля 2020 года — для внесения в Реестр информации об экспертных организациях, осуществляющих экспертизу проектной документации; о саморегулируемых организациях в сфере архитектурной деятельности, а также для учета информации о лицензировании деятельности по строительству объектов, по классу последствий (ответственности) принадлежащих к объектам со средними и значительными последствиями (СС2 и СС3), и решениях о выдаче, приостановлении, или аннулировании выданных лицензий;

— с 1 сентября 2020 года — для создания и внесения в Реестр информации о градостроительных условиях и ограничениях, их изменениях, отказе в их выдаче и их отмене, а также для создания и внесения в Реестр информации о градостроительных условиях и ограничениях, выданных до первого этапа запуска Системы.

Что касается других участников строительства, то использование ими Системы в рамках первого этапа для внесения каких-либо сведений в Реестр (например, о проектной документации или результатах ее экспертизы) является диспозитивным и обусловлено наличием у них соответствующей технической возможности и уведомлением Министерства развития общин и территорий Украины о намерении использовать Систему.

Необходимо также отметить, что в рамках экспериментального проекта запланировано обеспечение возможности получения пользователями онлайн-услуг через Единый государственный веб-портал административных услуг «Дия» по подаче, изменению, выдаче и аннулированию документов, дающих право на выполнение подготовительных и строительных работ либо свидетельствующих о вводе завершенных строительством объектов в эксплуатацию:

— с 15 июля 2020 года — в отношении объектов, по классу последствий (ответственности) принадлежащих к объектам с незначительными последствиями (СС1);

— с 1 сентября 2020 года — в отношении объектов, по классу последствий (ответственности) принадлежащих к объектам со средними и значительными последствиями (СС2; СС3).

По завершении первого этапа запуска Системы, т.е. начиная с 1 декабря 2020 года, она подлежит использованию на постоянной основе.

Сопутствующие нововведения

В рамках создания и запуска работы Системы предполагается введение своего рода нового реквизита объекта — идентификационного кода. По задумке законодателей, идентификационный код подлежит присваиванию каждому объекту строительства, информация о котором внесена в Реестр, а также его составным частям (например, квартирам, парковочным местам, иным жилым/нежилым помещениям) для обеспечения быстрого и эффективного доступа ко всей доступной информации и документам, связанным с данным объектом строительства (его составной частью). Являясь реквизитом объекта строительства, идентификационный код в случае его наличия должен в обязательном порядке отражаться в ряде значимых документов (проектной документации, инвентаризационных материалах, разрешениях на строительство, сертификатах готовности объекта к эксплуатации и др.).

При предоставлении административных услуг с использованием Системы, связанных с получением права на выполнение подготовительных (строительных) работ, все поданные документы подлежат автоматическому распределению среди должностных лиц компетентных органов власти вне зависимости от фактического местонахождения объекта (принцип экстерриториальности). Данное нововведение направлено на минимизацию влияния человеческого фактора при взаимодействии пользователей административных услуг с должностными лицами компетентных органов власти и, как следствие, на обеспечение беспристрастности таких должностных лиц в ходе рассмотрения поданных документов и принятия решения.

Шаг вперед

По мнению автора статьи, окончательное внедрение и запуск работы Системы при успешном завершении экспериментального проекта, безусловно, станет большим шагом вперед в реформировании строительной отрасли Украины. Завершенная Система позволит автоматизировать все процессы строительства, перевести их в режим онлайн, сделать более прозрачными и простыми для пользователей, а также систематизировать чительную информацию, связанную со строительной деятельностью, в рамках и объединить всю знаединого информационного ресурса. Надлежащее использование Системы позволит обеспечить беспрепятственное и эффективное взаимодействие между участниками отношений в сфере строительства и компетентными органами власти, исключив всякую возможность для злоупотреблений и коррупции. Несомненно, все вышеперечисленное поспособствует общему развитию строительной отрасли Украины.

 

ФИЗЕР Георгий — юрист киевского офиса МЮФ Baker McKenzie

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA