Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Юридическая практика 42-43 (1191-1192) » Массовые беспорядки или право на протест

Массовые беспорядки или право на протест

Рубрика Дайджест
Право на мирные собрания гарантировано Конституцией Украины, а за массовые беспорядки грозит уголовная ответственность: в чем отличия?
Право на протест ограничено законами государства, которое строго карает за собрания, перешедшие в массовые беспорядки

Тема мирных собраний всегда актуальна для Украины — государства, политику которого время от времени определяют гражданские протесты, именуемые «майданами». При этом отдельный закон о мирных собраниях до сих пор не принят, несмотря на решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делам «Шмушкович против Украины» (жалоба № 3276/10) и «Веренцов против Украины» (жалоба № 20372/11), а также долгое разбирательство по делу № 826/19020/13-а о запрете киевского Майдана в 2013 году (Высший административный суд Украины отменил решения нижестоящих судов о запрете мирного собрания, Кассационный административный суд (КАС) в составе Верховного Суда (ВС) отказался открыть дело по вновь открывшимся обстоятельствам).

В основополагающем смысле право на мирные собрания гарантировано в Конституции Украины. Согласно статье 39 граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, шествия и демонстрации. При этом обязательно следует заблаговременно оповестить местные администрации или местные советы. По иску последних суд может запретить собрание или же установить ограничения в проведении, но исключительно с целью предотвратить беспорядки или преступления, для охраны здоровья или прав и интересов других людей.

Если же массовые беспорядки предотвратить не удалось, их зачинателям грозит уголовная ответственность, предусмотренная статьей 294 Уголовного кодекса (УК) Украины. Так, организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, захватом зданий или сооружений, насильственным выселением граждан, сопротивлением представителям власти с применением оружия или других предметов, которые использовались как оружие, а также активное участие в массовых беспорядках наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет. За те же действия, если они повлекли гибель людей или иные тяжкие последствия, грозит лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Вопрос как мирных собраний, так и массовых беспорядков заиграл новыми красками во время пандемии. При чрезвычайном положении конституционное право на мирные собрания может быть ограничено, а массовые беспорядки может вызвать приезд на обсервацию потенциально заболевших COVID-19.

Протест против уханьских туристов

Если уже в октябре при ежедневно растущем количестве заболевших COVID-19 многие игнорируют меры предосторожности, то в феврале, когда ситуация в Украине была относительно безопасной, неизвестной болезни очень боялись. На слуху были Новые Санжары — там громили автобус, привезший эвакуированных из Китая туристов на обсервацию. Действия сельчан, забросавших сопровождающих полицейских камнями, квалифицировали как массовые беспорядки. Приговоры двум гражданам Новосанжарский районный суд Полтавской области вынес 23 сентября с.г. (дела № 542/534/20, № 542/488/20). За активное участие в массовых беспорядках (собралось более тысячи людей, большинство не были идентифицированы), за причинение правоохранителям телесных повреждений разной степени тяжести пойманные нарушители приговорены к пяти годам лишения свободы. По соглашению о признании вины они освобождены от отбывания наказания с испытательным сроком в один год.

Протест против одесских ромов

Государство обязано защищать пострадавших от массовых беспорядков. Так считают ромы села Лощиновки на Одесчине, которых местные жители громили в 2016 году из-за убийства членом общины девочки. Суд постановил возместить шести ромам, пострадавшим во время погромов, по 10 тыс. грн морального вреда из госбюджета. По 10 тыс. грн каждому обязали выплатить местного голову, который от имени общины требовал, чтобы ромы убрались из поселка. Бездействие полиции, которая не пресекла массовые беспорядки, признано незаконным. Тем не менее постановлением КАС ВС от 14 мая 2020 года по делу № 815/94/17 это решение было отменено, дело направлено на повторное рассмотрение в первую инстанцию. Одесский окружной административный суд производство по делу приостановил до завершения уголовного производства касательно руководителя местной полиции. Особо в позиции КАС следует отметить отсылку к статье 23 Закона Украины «О Национальной полиции», которая устанавливает исчерпывающий перечень полномочий полицейских. Эта статья не предусматривает обязанности полиции прекращать массовые беспорядки. КАС ВС поручил окружному суду исследовать, обязаны ли были полицейские предотвратить погромы, была ли у них физическая возможность противодействовать большой толпе, действительно ли заявленный ущерб связан с бездействием полиции и был ли ущерб вообще.

Протест против Украины

До кассационной инстанции дошли и дела о массовых беспорядках у харьковского «Госпрома», скорее всего инспирированных извне. В частности, постановлением от 7 июля 2020 года по делу № 640/8977/14-к Кассационный уголовный суд (КУС) в составе ВС оставил в силе приговор харьковчанину и тбилисцу — участникам массовых беспорядков 2014 года в Харькове, проистекающих из пророссийских митингов. Подтверждая законность приговора, КУС ВС разъяснил диспозицию статьи 294 УК Украины, которой предусмотрены различные формы объективной стороны такого преступления, как массовые беспорядки. Указано, что исключение из обвинения таких действий, в которых выражаются массовые беспорядки (насилие над лицами, погромы, поджоги, уничтожение имущества, сопротивление представителям власти с применением оружия и других предметов, которые использовались в качестве оружия), не указывает на отсутствие основания для уголовной ответственности. Активное участие в массовых беспорядках, которые сопровождались захватом зданий или сооружений, также охватывается составом преступления по статье 294 УК Украины и является одной из форм его объективной стороны.

Форс-мажор

Отметим, что приговор суда по статье 294 Уголовного кодекса Украины может служить преюдициальным обстоятельством для определения наличия массовых беспорядков в определенное время. А поскольку массовые беспорядки как общественные явления относятся к обстоятельствам непреодолимой силы, подобные решения могут засвидетельствовать форс-мажор, позволяющий не выполнять обязательства без санкций.

Выводы

Право на мирный протест гарантировано в Украине, в то же время государство обязано реагировать на протест немирный, который в уголовном законодательстве квалифицируется как массовые беспорядки. Наказание как для зачинателей, так и для участников уличных мятежей довольно строгое, а избежать его редко удается. При этом открытым остается вопрос противодействия массовым беспорядкам — насколько законны действия правоохранителей при подавлении мятежей и будут ли они отвечать за бездействие. Претендовать на возмещения от государства пострадавшие в ходе беспорядков могут только в случае установления судом, что действия или бездействие правоохранителей, как представителей государства, были незаконными.

 

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: