Синхронный перевод — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Синхронный перевод

В парламенте зарегистрирован законопроект, предусматривающий перевод действующих судей без конкурса и на регулярной основе

За разговорами об остром кадровом дефиците в судах, о недостатке финансирования судебной системы, особенно в части заработных плат работникам аппаратов судов, из «обоймы» публичного обсуждения выпал вопрос «внутренних миграций» судей. Действительно, при переводе судьи в другой суд процесс осуществления правосудия в масштабах государства не меняется, ведь судья из системы не выпадает. Однако невозможность перевестись в другой суд непосредственно влияет на внутреннее состояние судьи, его настроение и продуктивность.

До 2014 года проблем с переводами, в отличие от процесса назначения на должность судьи, не было. В те времена главной задачей для кандидата в судьи было пройти замысловатый конкурс и быть назначенным на должность. Расстояние этого суда от родного дома судьи и места жительства его семьи — вопрос важный, но, безусловно, не ключевой. Главное — получить заветное назначение.

После 2014 года кадровые приоритеты были изменены. Тогдашнему составу Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС) пришлось в авральном порядке заниматься квалификационным оцениванием действующих судей, первым (а затем и вторым) конкурсом в Верховный Суд, конкурсами в первую и апелляционную инстанцию Высшего антикоррупционного суда, отбором кандидатов на должности судей впервые и многими другими вопросами. До перевода действующих судей по горизонтали (в другой суд той же инстанции) и по вертикали (в рамках карьерного роста в суд высшей инстанции) руки Комиссии не дошли.

1 августа 2019 года решением ВККС был объявлен конкурс на замещение 220 вакантных должностей в местных судах путем перевода, а 8 октября 2019 года он был отменен. Со вступлением в силу 7 ноября 2019 года Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и некоторые другие законы Украины относительно деятельности органов судейского управления» № 193-ІХ полномочия членов ВККС были прекращены.

Согласно пункту 8 статьи 79 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» № 1402-VIII (Закон) ВККС проводит конкурс на замещение вакантных должностей судей местного суда на основании рейтинга кандидатов на должность судьи и судей, изъявивших намерение быть переведенными в другой местный суд, по результатам квалификационных экзаменов, сданных в пределах процедуры отбора судей или процедуры квалификационного оценивания соответственно.

Толкование этой нормы и объявление двух разных конкурсов (для кандидатов в судьи и для действующих судей) ВККС, напомним, стало предметом судебного разбирательства (дело № 9901/378/19 было достаточно громким для всей судебной системы). Большая Палата Верховного Суда в постановлении от 29 января 2019 года признала, что такой формат решает задачу надлежащего формирования судейского корпуса. Суд отменил решение нижестоящей инстанции о том, что ВККС, объявляя конкурс только для кандидатов на должность судьи, находящихся в резерве, поставила в неравное положение (дискриминировала) других участников, имеющих право на участие в нем, — судей, которые захотели получить перевод в другие суды, отказал в удовлетворении иска и оставил в силе решение ВККС об объявлении конкурса для кандидатов в судьи (решение Комиссии от 2 июля 2019 года об объявлении конкурса на замещение вакантных должностей судей местных общих судов).

Но вернемся к проблеме с переводами судей.

8 сентября 2020 года в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» относительно перевода судей № 4072.

Авторами проекта предлагается исключить из частей 8 и 13 статьи 79 Закона конструкцию «и судей, которые изъявили намерение быть переведенными в другой местный суд». А часть 1 дополнить новым абзацем: «Отбор осуществляется на должности, которые остались вакантными после завершения процедур, урегулированных статьями 82 и 821 Закона». То есть конкурсы для кандидатов в судьи могут проводиться только после конкурсов для действующих судей. Обрадует ли такая конструкция кандидатов? Едва ли.

Перевод судьи урегулирован статьей 82 Закона. Часть 3 этой статьи устанавливает, что перевод судьи на должность в другой суд того же или низшего уровня может осуществляться без конкурса только в случаях реорганизации, ликвидации или прекращения работы суда, в котором судья занимает должность. В свое время эта статья позволила ВККС быстро решить вопрос перевода судей из зоны АТО, которые потеряли места своей работы (и даже дома) в связи с оккупацией. Теперь же авторы законопроекта № 4072 предлагают дополнить эту норму положением о том, что без конкурса также могут переводиться судьи, если на желаемую вакансию нет других претендентов.

Новая статья 821, предусмотренная проектом, определяет порядок проведения конкурса в случае перевода судьи в другой суд. По проекту информацию о наличии вакансий в судах ВККС будет получать не только от председателей местных и апелляционных судов, но и «из других источников». В течение 10 дней Комиссия обязана будет проверить и разместить на своем сайте и сайте судебной власти информацию о вакансии, а также определить срок, на протяжении которого судьи смогут подать заявления о переводе. Этот срок будет определяться ВККС в пределах от одного месяца до двух. Затем в течение месяца (не больше) со дня истечения срока приема заявлений Комиссия должна рассмотреть эти заявления и проверить соответствие претендентов некоторым критериям. Конкурс может проводиться ВККС только в случае, когда количество претендентов превышает количество вакансий в том или ином суде. Если же количество претендентов отвечает количеству вакансий, конкурс не будет проводиться.

Результаты конкурса, согласно проекту, определяются на основании совокупности оценки судьи на соответствие следующим критериям: стаж работы на должности судьи; количество отмененных судебных решений, принятых судьей на протяжении последних трех лет фактического осуществления полномочий, в соотношении с количеством рассмотренных дел за аналогичный период. Эти критерии должны оцениваться баллами, методологию оценивания должна определять Комиссия. В случае одинаковых результатов преимущество отдается более опытному судье — с большим стажем работы.

По мнению авторов проекта, установление сроков и периодичности объявления процедуры заполнения вакантных должностей путем перевода лишат ВККС возможности самостоятельно определять периодичность процедуры перевода, а также количество и наименование вакантных должностей, что «уменьшит коррупционные риски». Как в этом «конвейере» ВККС найдет место конкурсу для кандидатов в судьи в случае принятия законопроекта, остается загадкой.

Тем не менее этот документ очень тепло воспринят действующими судьями, о чем свидетельствует как минимум обращение, которое подписали более 200 служителей Фемиды, адресованное председателю Высшего совета правосудия (ВСП), с просьбой поддержать проект № 4072.

В обращении судьи акцентируют внимание на том, что реализация предложенных положений в части перевода судей предоставит возможность заполнить вакантные должности и уменьшить нехватку кадров в судах, где невозможно осуществлять правосудие (в связи с отсутствием судей или истечением их полномочий, пребыванием в декретном отпуске и пр.) и где фактическое количество судей составляет меньше 50 % предельной численности. «При этом предоставление действующим судьям преимуществ в замещении вакантных должностей в судах перед кандидатами на должность судьи является оправданным, поскольку будет содействовать заполнению вакантных должностей судей в судах, расположенных в областных центрах, с большим уровнем сложности и объемом работы, опытными судьями, работающими в других местных судах в течении трех лет. Количество вакантных должностей для кандидатов на должность судьи при этом не уменьшится», — считают инициаторы обращения. Они убеждены: «Воплощение в жизнь указанного законопроекта предоставить возможность судьям, назначенным на должности в местные суды, территориально отдаленные от места их жительства, воссоединиться с семьями, вернуться в свои дома, что гарантированно будет содействовать улучшению их эффективности».

Это обращение было отправлено судьями 11 сентября 2020 года. Прошел уже месяц, а консультативного заключения Высшего совета правосудия пока нет. Мы обратились в пресс-службу ВСП с вопросом, когда планируется рассмотрение документа для предоставления заключения, однако на момент написания статьи ответ так и не поступил.

 

Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA