Тотальный инхаус — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Тотальный инхаус

Не допустить правового хаоса и переосмыслить бизнес-процессы — главные задачи инхаусов в карантинной реальности, убеждены участники VIII ежегодного форума юрисконсультов
Кризис, безусловно, принес ряд неприятных вызовов, но в то же время открыл новые возможности для бизнеса, убеждены участники мероприятия

Мир больше не будет прежним. И те компании, которые быстрее адаптируются к новым правилам игры, будут более конкурентоспособными. Эти тезисы красной нитью прошли сквозь доклады и обсуждения VIII ежегодного форума юрисконсультов, организованного «Юридической практикой» 7 октября при поддержке генерального партнера форума ЮК «Алексеев, Боярчуков и Партнеры» и экспертного — TEFFI Law Firm.

Бизнес v. карантин

Открыли форум индикация основных вызовов бизнеса в связи с карантином и обсуждение апробированных вариантов их решения. Модератором дискуссии выступил управляющий партнер ЮК «Алексеев, Боярчуков и Партнеры» Сергей Боярчуков. Он отметил, что пандемия не могла не затронуть общество, при этом не просто затронув, а перевернув весь мир.

Иван Юрченко, руководитель управления договорной и общеправовой работы ООО «МЕТИНВЕСТ ХОЛДИНГ», подчеркнул: «Бизнес на карантине — это миф. Бизнес продолжает свою работу. Если он остановится, страна умрет». Спикер также выделил главные задачи юрисконсульта в период карантина и посткарантина: не допустить юридического хаоса, переосмыслить процессы, изучать особенности электронного документооборота, вовлекаться в формирование регулирования диджитал-реальности.

Член правления НЭК «Укрэнерго» Максим Юрков отметил, что они начали реализовать диджитал-решения задолго до введения карантина. «Введенные ограничения в какой-то части и форме останутся навсегда. Уже принято употреблять разделение на до карантина и после. К сожалению или к счастью, мир изменился, и те компании, которые быстрее адаптируются к новым рыночным условиям, будут более конкурентоспособными», — убежден г-н Юрков.

По словам заместителя директора юридического департамента FOZZY GROUP Ирины Дячук, компании пришлось перенастроить бизнес-процессы с учетом региональных ограничений на местном и общенациональном уровнях. Другой примечательной чертой стало то, что потребители не были уверены в завтрашнем дне, поэтому начали массово покупать товары долгосрочного хранения, создался определенный дефицит, также произошел рост цен на продукты, что стало предметом расследования Антимонопольного комитета Украины (АМКУ).

«В новых условиях изменяются реалии», — подчеркнул Игорь Крыжановский, управляющий партнер TEFFI Law Firm. Спикер выделил несколько ключевых задач в этот период. При падении рентабельности и банкротстве компаний растет потребность в новых контрагентах. Необходимо переходить к их глубокой проверке в мирное время. Также г-н Крыжановский отметил, что количество судебных разбирательств в отрасли договорных отношений, которые они сопровождают, выросло в 3–3,5 раза.

Партнер Asters Александр Онуфриенко «подписывается» под новыми цифровыми возможностями. Но есть одна проблема: врач, к примеру, может очень долго и тщательно изучать анализы пациента, присланные по почте, но рано или поздно ему придется встретиться с ним лично. В юриспруденции таким «слабым звеном» является судебная система.

В завершение сессии Максим Лебедев, партнер ЮФ GOLAW, отметил, что глобальная сложность в вопросе внедрения электронного документооборота заключается в недопонимании среди компаний и бизнеса. Другой вопрос: по национальному законодательству некоторые виды договоров нельзя подписывать в электронной форме. «Мы в юридических фирмах также хотели бы перейти на электронный документооборот, но в некоторых судах Киева судьи до сих пор требуют предоставить бумажные копии договора с клиентом».

Связанные одной сетью

Подробней о реализации юридической функции в условиях карантина говорили в ходе сессии, модератором которой выступила Аминат Сулейманова, управляющий партнер AGA Partners. Она сравнила юридический департамент компании с иммунной системой организма, которая каждую секунду справляется с различными вызовами и дает возможность работать организму в целом. «Юридические департаменты показывают участникам рынка пример преодоления препятствий, внедрения новых практик и поиска ответов на вопросы, которых раньше никогда не возникало», — подчеркнула Аминат Сулейманова.

Лилия Тимакина, директор по юридическим вопросам агропромхолдинга «Астарта-Киев», отметила, что серьезным подспорьем работы онлайн стала электронная система согласования договоров, к которой были подключены все компании холдинга. По ее словам, эта же система позволяет «безболезненно» проходить ежеквартальные проверки международных аудиторов. Еще одним результатом карантина стало внедрение в компании квалифицированной электронной подписи.

Ольга Лукьянова, руководитель юридического отдела, комплаенс-офицер группы компаний «Хенкель в Украине», рассказала, что поскольку диджитализация компании была осуществлена еще десять лет назад (причем речь шла не просто о переводе документооборота в электронный формат, но и о его упрощении), особенных трудностей с переходом на удаленную работу не возникло. Она отметила, что важным аспектом работы на удаленке является соблюдение графика рабочего дня, но при этом руководитель должен быть доступен в любое время.

Александр Олефиренко, директор по правовым вопросам ООО «Киевский БКК», на примере согласования договоров рассказал о введении электронного документооборота. Спикер отметил определенную инерцию мышления персонала, которая является тормозом внедрения новых систем в начале процесса. Проблемными вопросами были также выбор программного обеспечения для надлежащего функционирования системы, обучение персонала, докупка места на сервере. По его словам, пока не существует универсальной программы для организации электронного документооборота, поэтому каждая компания вынуждена подбирать ее исходя из собственных запросов.

Иванна Медведь, заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «КОФКО Агри Ресорсиз Украина», обратила внимание на важность переходного периода для адаптации к новым условиям работы, организации рабочего места дома и налаживания электронной коммуникации. Г-жа Медведь рассказала о практике проведения онлайн-собеседований с кандидатами на должность в компании, а также о программном обеспечении, которое при этом использовалось.

О проблеме защиты данных при работе онлайн говорил Владимир Монастырский, партнер МЮФ Dentons. Он отметил, что использование облачных сервисов такую защиту может обеспечить не всегда, тем более, когда персонал исчисляется десятками тысяч, как в его компании. Поэтому было принято решение создать собственный VPN (частную виртуальную сеть), когда от точки доступа сотрудника к Интернету и до точки «входа в компанию» вся информация специальным образом шифруется. Г-н Монастырский указал на сложности онлайн-коммуникации, поскольку существующие онлайн-сервисы для общения не подходили по соображениям безопасности.

Татьяна Смирнова, директор по юридическим вопросам группы компаний «1+1 Медиа», рассказала о своем опыте вхождения в карантин и организации удаленной работы. Важной задачей во время организации онлайн-работы она считает сохранение дружественных отношений в коллективе, поддержание комфортного эмоционального микроклимата. С этой целью была введена практика ежедневных онлайн-конференций для обмена информацией и обсуждения деловых вопросов. Поскольку некоторые вопросы требуют личного присутствия, было организовано дежурство юристов в офисе.

Обрисовать перспективы

О приватизации и новых возможностях для инвестиций в Украине рассказал Леонид Антоненко, первый заместитель главы Фонда государственного имущества Украины, в открытом интервью Денису Бугаю, партнеру-сооснователю ЮК VB PARTNERS.

Леонид Антоненко отметил, что на этот год были прогнозированы поступления в бюджет в сумме 12 млрд грн от приватизации, но после того как был введен карантин, эту сумму уменьшили до 500 млн. Однако Фонд все же преисполнен решимости перевыполнить этот план по меньшей мере в шесть раз в этом году. «Уже по состоянию на сегодня порядка 2 млрд мы смогли аккумулировать в бюджет, и это абсолютный рекорд по доходам от малой приватизации», — прокомментировал г-н Антоненко. Он остановился на самом крупном и знаковом кейсе этого года — продаже гостиницы «Днепр», особо отметив, что все участники аукциона были украинцами, а значит, внутренний инвестиционный потенциал зачастую недооценивается.

Государство в помощь

Далее участники форума имели возможность ознакомится с практическим опытом применения антикризисных мер. Соответствующую сессию модерировал Роман Загрия, управляющий партнер ЮК PRAVO GARANT. Открывая обсуждение, он подчеркнул, что обмен опытом относительно инструментов выхода из кризисных ситуаций является, пожалуй, важнейшей и наиболее интересной частью форума.

Особенностями получения государственной помощи в Украине поделился Виталий Беликов, директор департамента по правовым вопросам АО «Укрпочта». Он сослался на соответствующее законодательство, согласно которому бизнес может получить девять форм государственной помощи, и сосредоточил внимание присутствующих на таком механизме, как предоставление государственных гарантий. На примере АО «Укрпочта» Виталий Беликов описал алгоритм подготовки и подачи документов для получения данной гарантии.

Как авиация выходит из крутого пике и как способствует этому юридическая функция, рассказал Станислав Коваленко, комплаенс-офицер, офицер по защите данных авиакомпании «Международные Авиалинии Украины». Он отметил, что от карантина и ограничения передвижения людей больше всех пострадали туристическая сфера и авиаперевозки. Именно поэтому авиационная отрасль была одной из первых, получивших поддержку от государств. В то же время в Украине подобная помощь не выделяется — спикер рассказал о множестве пока безуспешных обращений в различные государственные органы для организации господдержки авиационной отрасли.

Григорий Ситенко, руководитель группы по юридическим вопросам ООО «БАСФ Т.О.В.», говорил о нестандартных инструментах работы с должниками. Г-н Ситенко рекомендовал еще на начальных этапах комплексно анализировать бизнес контрагента и структуру аффилированных компаний для выявления возможных проблем. На конкретном примере он поделился собственным лайфхаком по взысканию долгов при воздействии на должника с помощью международных финансовых и юридических инструментов.

Оптимизация трудовых отношений стала темой доклада Оксаны Безуевской, советника по договорной и общеправовой работе ООО «МЕТИНВЕСТ ХОЛДИНГ». Она сосредоточила внимание присутствующих на трех аспектах оптимизации: современных альтернативах организации труда (централизация функций, в т.ч. юридической, аутстаффинг); проблемных аспектах организации самоизоляции в условиях правовой неопределенности данного режима в трудовом законодательстве; законодательных инициативах по организации дистанционной работы, электронного HR-документооборота.

Виталий Жадобин, основатель АО SENSUM, продолжил тему оптимизации трудовых отношений и привел практические примеры ее реализации на ГП «Укрспирт». Он отметил, что всего за год, численность коллектива удалось сократить с 4500 до 3000 человек, и описал правильную процедуру сокращения. Еще одной проблемой, по мнению спикера, может стать приватизация некоторых заводов ГП «Укрспирт», выставленных Фондом государственного имущества Украины на продажу, которая, несомненно, будет сопровождаться сокращением персонала предприятия.

Аутсорсинг юридического персонала и преимущества этого метода в условиях карантина стали темой доклада Олега Дерлюка, управляющего партнера Stron Legal. Проанализировав структуру заработной платы штатного сотрудника и доходов физического лица — предпринимателя (ФЛП), он указал на преимущества последнего в части налогообложения и предложил использовать перевод сотрудников в статус ФЛП для сохранения коллектива в условиях ограниченного финансового ресурса. Еще одним способом оптимизации расходов на персонал Олег Дерлюк назвал аутсорсинг.

Дистрибуция и маркетинг

«Дистрибуция, маркетинг и логистика — это те отрасли, которые страдают больше всего и быстрее всех адаптируются к новым вызовам», — открывая профильную дискуссию, отметил модератор, советник TEFFI Law Firm Андрей Илюк. Он добавил, что дистрибуция и логистика пострадали в связи с закрытием границ, а маркетинг вынужден подстраиваться под меняющиеся настроения клиентов.

Проведение расследований во время карантина — в фокусе внимания начальника Первого отделения исследований и расследований Северного межобластного территориального отделения АМКУ Людмилы Маракиной и начальника юридического отделения Северного межобластного территориального отделения АМКУ Елены Тацишиной.

Г-жа Тацишина отметила, что органы АМКУ до июля 2020 года не принимали решений относительно непредоставления информации в определенные строки, но только если субъекты хозяйствования реагировали соответствующим образом: в связи с карантинными мерами просили продлить сроки подачи информации.

«АМКУ регулировал и контролировал деятельность всех субъектов хозяйствования в этот непростой период», — добавила Людмила Маракина. Она напомнила, что в начале карантина с полок аптек исчезли медицинские маски, а потом появились по значительно завышенной цене. АМКУ заинтересовался этим вопросом и дал рекомендации пересмотреть условия действующих договоров, для того чтобы стабилизировать этот рынок.

О логистических трендах и влиянии пандемии рассказала главный юрисконсульт ООО «РАБЕН УКРАИНА» Ирина Кравцова. «Выживут сильнейшие — те компании, которые являются более гибкими в принятии решений. Хорошим бонусом будет «подушка капитала» или положительная деловая репутация», — убеждена спикер. Г-жа Кравцова выделила ряд тенденций в сфере логистики: уход слабых игроков с рынка, развитие коллабораций, коопераций и объединений, диджитализацию, введение новых ІТ-технологий, заказ через мобильные телефоны и приложения.

«Режим stand by на скорости. О социальной ответственности и голосе маркетинга» — тема выступления старшего юрисконсульта FOZZY GROUP Марианны Толкачевой. Спикер рассказала о социальных проектах, которые были внедрены в период карантина. Первый — #героймогодня — для благодарности и поддержки сотрудников «Сильпо», которые вынуждены были выходить на работу каждый день.

На влиянии диджитал-рекламы в условиях тотального outbreak коронавируса и работе юриста остановилась Татьяна Харебава, руководитель юридического департамента SPORT LABS GROUP. Говоря о глобальных трендах диджитал-рынка во времена пандемии, спикер выделила следующие: рост интернет-трафика на 10–30 %; рост трафика на площадках, которые входят в контекстно-медийную сеть, и на YouTube; снижение объемов платной рекламы в «Яндекс» и Google Ad; снижение цены за клик (СРС) в связи с уменьшением конкуренции на аукционах; увеличение количества онлайн-покупок на 62 %.

Виктория Огрыза, руководитель юридического департамента PepsiCo в Украине, сосредоточила внимание на влиянии настроений пользователей социальных сетей на рекламу в нестабильный период. В частности, есть социальный запрос на «благие дела», позитивные эмоции и аполитичность. Другой тренд — низкая толерантность к событиям-триггерам (пандемия, выборы).

Иванна Зубова, руководитель юридического отдела «Billa Украина», отметила, что в сложный период коммуникация с государственными органами несколько «потеплела» — госорганы стали с большим пониманием относиться к бизнесу. Также спикер раскрыла юридические аспекты дистрибуции в современных реалиях (развитие электронной коммерции и диджитализация).

Уголовные риски

Уголовно-правовые вызовы для бизнеса были проанализированы в ходе сессии, модератором которой выступил партнер ЮК «Алексеев, Боярчуков и Партнеры» Константин Рыбачковский. «Заблокировать действия предприятия, арестовать главных лиц компании, а также счета — это самые большие репутационные, моральные и физические удары для всего бизнеса», — считает г-н Рыбачковский.

О защите интересов компании как потерпевшего лица в уголовном производстве говорил советник по правовому обеспечению стратегических споров и работе с правоохранительными органами ООО «МЕТИНВЕСТ ХОЛДИНГ» Олег Омельченко. Главное в статье 56 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины — это то, что потерпевший может влиять на доказательную базу и требовать от следователя проведения тех или иных следственных действий. «По моему мнению, УПК Украины в существующей редакции повысил роль потерпевшего, однако мы по-прежнему сталкиваемся с определенными барьерами. Мы не можем делать работу за правоохранительные органы», — резюмировал Олег Омельченко.

Как вернуть незаконно изъятое во время обыска имущество? Отвечал на этот вопрос партнер ЮК VB PARTNERS Александр Лукьяненко. Он считает, что чем раньше адвокат вступает в этот процесс, тем выше шансы на быстрый возврат имущества. На практике, по словам спикера, следователь изымает все, что он посчитает нужным. Если на протяжении 48 часов не направлено ходатайство о наложении ареста, имущество должно быть возвращено. В противном случае можно обращаться с жалобой в порядке статьи 303 УПК Украины относительно бездействия следователя и возврата имущества.

На уголовно-правовых последствиях налоговых и других проверок остановился адвокат АО «Шкребец и Партнеры» Павел Отенко. В связи с большим количеством контролирующих органов в Украине бизнес регулярно подвергается тем или иным проверкам. Говоря о «визитах» налоговых органов, спикер посоветовал вести журнал проверок и четкий учет письменных уведомлений и других документов. Именно эти процедурные моменты, исходя из практики Верховного Суда (ВС), могут использоваться при обжаловании решения контролирующего органа.

«Преследование правоохранительными органами, обыски и допросы: как не потерять бизнес, когда комплаенс не сработал» — тема выступления советника АО Juscutum Станислава Бориса. «В связи с карантином уголовное преследование не остановилось. Работая из дома, вы ставите его под угрозу обыска. Следовательно, рабочую информацию, находящуюся дома, также необходимо упорядочивать», — советует г-н Борис.

Людмила Куса, адвокат GRACERS law firm, поддержала коллегу: действительно, количество обысков домов бизнесменов и топ-менеджмента сейчас возросло, а проверки правоохранительных и контролирующих органов (даже те, на которые наложен мораторий) продолжаются. При обыске, по ее словам, главное — коммуникация команды: должен быть известен алгоритм действий в той или иной ситуации, сценарий поведения.

Корпоративные новеллы

Ключевые нюансы и актуальные вопросы корпоративных правоотношений обсудили участники сессии «Корпоративные отношения». Ее модератором выступил Александр Фефелов, партнер, руководитель практики антимонопольного и конкурентного права ЮФ «Ильяшев и Партнеры».

Анна Вронская, судья Верховного Суда, посвятила свой доклад актуальным правовым позициям Верховного Суда по применению Закона Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью». К примеру, в постановлении от 16 июня с.г. по делу № 911/1089/19 касательно внесения дополнительного вклада в уставный капитал ООО было установлено, что указанный закон различает понятие внесения вклада в уставный капитал общества во время его создания и дополнительных вкладов, то есть осуществляемых при увеличении уже составленного уставного капитала.

Мирослав Гнидка, руководитель юридического департамента Группы компаний Merx, рассказал о процедуре squeeze-out спустя три года после того, как этот инструмент был введен, поделившись инсайтами и собственным опытом работы с ним. По словам спикера, анализируя судебную практику, можно сделать вывод, что все споры сводятся к цене акций. Самая большая проблема — возможность оценки стоимости акций.

Ольга Капелянова, директор юридического департамента ООО «Омега» (сеть супермаркетов VARUS), сосредоточилась на ключевых новеллах законов № 466-IX и № 786-IX. Как известно, закон № 466-IX называют антиофшорным из-за направленности на предотвращение налоговых злоупотреблений. Одна из основных его новелл — внедрение теста деловой цели: любая сделка должна приносить компании прибыль. По словам г-жи Капеляновой, бизнесу стоит провести аудит всех активов (нерезидентов), безналогово ликвидировать компании-нерезиденты, которые не имеют substance, для холдинговых компаний нерезидентов зарегистрировать постоянное представительство в Украине.

О новеллах новой редакции Закона Украины «Об акционерных обществах» участникам форума рассказал Николай Стеценко, управляющий партнер ЮФ AVELLUM. Он, в частности, отметил, что рассмотрение этого законопроекта во втором чтении ожидается в конце 2020 года, и к нему уже были поданы более 2 тыс. правок. Среди основных новелл — способы проведения собраний акционеров (очные, включая возможность смешанного голосования, либо заочные с полностью электронным голосованием), одноуровневая структура управления в акционерном обществе, фидуциарные обязанности должностных лиц и повышение уровня их ответственности.

Сергей Бенедисюк, партнер Юридической группы LCF, обратился к вопросу корпоративных аспектов оформления отношений между партнерами в бизнесе. Спикер отметил, что в украинском бизнесе не очень принято детально регулировать взаимоотношения, особенно на старте. Как результат — риск наличия спора/конфликтной ситуации в связи с неполным или неверным пониманием партнерами друг друга. Сергей Бенедисюк подчеркивает, что необходимо подробно оговаривать все аспекты отношений на начальных этапах, закреплять достигнутые договоренности в юридически значимых документах, внедрять инструменты оперативного взаимного контроля.

Подытоживая обсуждение, Александр Фефелов отметил, что реформирование корпоративного законодательства и внедрение изменений создают новые вызовы для работы корпоративных юристов, а также влияют на организацию бизнес-процессов.

Грани правосудия

В завершение официальной части форума участники проанализировали знаковые судебные кейсы для бизнеса. Модератором сессии выступил Олег Горецкий, управляющий партнер «Горецкий и Партнеры».

Всеволод Князев, секретарь Большой Палаты (БП) Верховного Суда, рассказал о некоторых ключевых решениях БП ВС. Спикер, в частности, обратил внимание на дела касательно гонорара успеха. Согласно позиции Большой Палаты такой гонорар может быть взыскан с противоположной стороны, но в каждом конкретном случает следует внимательно рассматривать обстоятельства дела и обоснованность суммы гонорара. Г-н Князев также ответил на вопрос относительно множественности точек зрения в одном и том же деле: отдельные мнения ценны в контексте развития законодательства, но за основу следует все же принимать правовые позиции, поддержанные большинством судей БП ВС.

Обсуждение вопросов формирования правоприменительной практики продолжил Олег Ткачук, судья Большой Палаты ВС. Он, в частности, отметил, что за три года БП ВС 116 раз принимала решение об отступлении от предыдущей практики (всего за все время работы БП ВС она рассмотрела более 4 тыс. дел). «Наша задача — формирование правоприменительной практики, новой идеи Верховного Суда. Я надеюсь, что наша деятельность поможет четко определить юрисдикционные направления деятельности судов», — прокомментировал г-н Ткачук.

Оксана Блаживская, член Высшего совета правосудия, сосредоточилась на особенностях гражданско-правовой ответственности и возмещения причиненного ущерба. Свой доклад г-жа Блаживская проиллюстрировала некоторыми примерами из судебной практики касательно применения статей 1160 и 1190 Гражданского кодекса Украины.

Управляющий партнер ЮК «АМБЕР» Семен Ханин говорил о теории и практике электронных доказательств. Сейчас, по его мнению, современные технологии позволяют без проблем подделать голос или видео. Китайские сервисы, например, могут полностью фальсифицировать голос. Наша жизнь перешла в цифру. По словам г-на Ханина, не стоит недооценивать сегодняшние возможности по подделке электронных доказательств, нужно быть начеку.

Александр Строкань, партнер MITRAX, рассказал о судебных и квазисудебных процедурах борьбы с рейдерством. По его мнению, Коллегия по рассмотрению жалоб в сфере государственной регистрации при Министерстве юстиции Украины (Антирейдерская коллегия) не оправдывает возложенных на нее надежд. Так, ее действия неоперативны: в среднем необходимо два-три месяца, чтобы Коллегия вынесла соответствующий акт об отмене решения государственного регистратора. В качестве перспективы Александр Строкань видит ликвидацию Антирейдерской коллегии и передачу ее полномочий суду.

Партнер ЮК MbL Николай Томчук посвятил свой доклад различным нюансам кейсов, в которых фигурирует Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Как констатировал спикер, функции Фонда несколько дуалистичны: с одной стороны, они властно-распорядительные, с другой — связанные с ликвидацией банков. По мнению спикера, законодательство, касающееся Фонда, достаточно проблемное и нуждается в существенных изменениях.

Артур Резник, директор по правовым вопросам и имущественной политике АО «Укрзализныця», обратился к вопросу правопреемства «Укрзализныци». Так, согласно решению Большой Палаты Верховного Суда от 16 июня 2020 года в деле № 910/5953/17 АО «Укрзализныця» признана правопреемником всех прав и обязательств предприятий железнодорожного транспорта, на базе которых оно создано, в том числе и ГП «Донецкая железная дорога», с даты регистрации. Спикер остановился на нюансах работы с этим кейсом и рассказал, какие действия предпринимались.

В свою очередь, Артем Горянин, директор по правовому обеспечению ПАО «Донбассэнерго», рассказал о кейсе с «Укрзализныцей» со своей точки зрения. По его мнению, Большая Палата ВС определила, что при реорганизации происходит универсальное правопреемство, включая обязательства. «Однако вместо того, чтобы реорганизовать АО «УЗ», его обязательства перекладываются на его кредиторов… При введении любого моратория необходимо обеспечить гарантии компенсации кредиторам», — уверен Артем Горянин. Ведь правопреемство должно быть одинаковым и для государства, и для бизнеса.

В завершение «судебной» сессии и всего форума выступил Арсений Милютин, директор департамента реструктуризации задолженности и взыскания АО «Ощадбанк». Он рассказал о влиянии практики Большой Палаты ВС относительно начисления и взыскания процентов по кредиту на правоотношения в сфере кредитования. По его словам, пока что эта практика достаточно своеобразная и нуждается в частом отслеживании.

Олег Горецкий в свою очередь выразил надежду, что в будущем будет сформирована единая судебная практика, которая будет понятна для государства и для бизнеса.

 


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Открытое общение

Сергей БОЯРЧУКОВ, управляющий партнер ЮК «Алексеев, Боярчуков и Партнеры»

Участие в форуме юрисконсультов — это всегда новый и, безусловно, интереснейший опыт. На площадках, собирающих преимущественно юристов-аутсорсеров, общение, в хорошем смысле, напоминает общение «пауков в банке» — мы, конечно, уважаем друг друга, но в то же время и не упустим возможности по-дружески поддеть один другого.

На форуме юрисконсультов совсем другая атмосфера, здесь людям нечего делить, они работают на разных профессиональных полях. И мне кажется, что инхаусы с гораздо большей открытостью делятся своим опытом и презентуют ноу-хау, придуманные ими. Безумно дружеская, хорошая и открытая атмосфера.

 


КОММЕНТАРИЙ

Прогноз на будущее

Игорь КРЫЖАНОВСКИЙ, управляющий партнер TEFFI Law Firm

Период адаптации бизнеса к кризису, связанному с введением карантина, прошел. Наступила пора делать выводы, внедрять перспективные системы управления процессами и отношениями, пересматривать карту существующих рисков, прогнозировать новые.

До 3–5 % EBITDA может стоить компаниям промедление с выстраиванием эффективной системы отношений с контрагентами в период посткарантинного кризиса. Об этом и других аспектах ведения бизнеса в эпоху пандемии говорил с коллегами на панели «Бизнес на карантине» на VIII ежегодном форуме юрисконсультов. По нашему мнению, юристам важно сфокусировать внимание и усилия относительно менеджмента контрагентных отношений на трех ключевых направлениях. Это готовность к внезапному увеличению количества (изменения перечня) контрагентов из-за нестабильной экономической ситуации, необходимость более глубокой проверки контрагентов на предмет их способности выполнять обязательства и потенциальной критической зависимости от их собственных контрагентов, а также готовность к росту количества случаев невыполнения обязательств. В практике наших клиентов число судебных исков уже выросло в два раза.

Как всегда, был рад выступить на ежегодном форуме юрисконсультов. Живое общение, обмен мнениями, экспертные дискуссии, практические кейсы о победах и ошибках, интересные спикеры, благодарная аудитория в зале — такие встречи всегда дают толчок к профессиональному росту, развитию, движению вперед и вверх.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA