Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Юридическая практика № 04 » По правилам переноса

По правилам переноса

Рубрика Тема номера
Введение автоматического обмена информацией о финансовых счетах нерезидентов по международному стандарту CRS в Украине переносится на неопределенный срок

В 2019 году автоматический обмен информацией о финансовых счетах нерезидентов по международному стандарту CRS (Сommon Reporting Standard) уже полноценно осуществляется почти в 100 странах мира. В свою очередь, Украина, несмотря на разработанную еще в 2017 году «дорожную карту» относительного его осуществления в 2020 году, переносит сроки начала обмена налоговой информацией по стандарту CRS на неопределенное время. Однако можно предположить, что этот момент так или иначе близок. Напомним, что Закон Украины «О валюте и валютных операциях» устанавливает обязанность для Кабинета Министров Украины совместно с Национальным банком Украины разработать законопроекты о разовом декларировании зарубежных активов физических лиц и международном сотрудничестве в сфере налогообложения, в том числе в вопросах внедрения международных стандартов автоматического обмена финансовой информацией.

Суть автоматического обмена

Обмен информацией направлен на предотвращение уклонения от уплаты налогов. Так, финансовые учреждения каждой страны, использующей CRS, собирают данные о своих клиентах — иностранных налоговых резидентах (физических и юридических лицах) и передают ежегодно в свои налоговые органы. Последние, в свою очередь, передают собранные данные в налоговые органы страны-партнера. После обработки полученной информации налогоплательщикам могут быть начислены налоговые обязательства и штрафные санкции в связи с нарушением правил декларирования доходов. Например, в России представители Федеральной налоговой службы заявили, что полученная информация позволит раскрыть 10–15 % несоответствий отчетности налогоплательщиков. И это при том, что правила валютного контроля в соседнем государстве строже, чем в Украине, и на данный момент проводится третий этап амнистии капитала (то есть часть налогоплательщиков уже добровольно задекларировали свои иностранные активы, однако 10–15 % находятся в зоне риска). Таким образом, в Украине процент несоответствий налоговой отчетности физических лиц может быть значительно выше.

Предпосылки

3 декабря 2019 года Верховная Рада Украины приняла во втором чтении законопроекты № 2102 и № 2103, направленные на имплементацию Соглашения между Украиной и США относительно улучшения выполнения налоговых правил и применения положений Закона США «О налоговых требованиях к иностранным счетам» (Foreign Accounts Tax Compliance Act, или FATCA). В связи с этим после завершения всех соответствующих процедур налоговые органы Украины будут передавать информацию о счетах налогоплательщиков США, открытых в украинских банках, налоговым органам США в одностороннем порядке. Механизмы обмена информацией по FATCA и CRS в некоторой части похожи между собой, поэтому вполне логично внедрять их параллельно. Это позволит существенно сэкономить человеческие и материальные ресурсы, а также более эффективно реализовать проекты по обмену информацией во времени. В то же время Украина в большей степени заинтересована в обмене информацией по CRS, чем по FATCA по следующим причинам:

— можно не только передать, но и получить информацию (в случае с FATCA Украина ничего не выигрывает, а только рискует подорвать приток инвестиций из США);

— количество стран, которые взаимно обмениваются информацией по CRS, больше;

— открывается возможность эффективно использовать планируемые правила налогообложения контролируемых иностранных компаний, предусмотренные законопроектом № 1210 (был принят 16 января 2019 года во втором чтении).

CRS: практика и результаты

Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), около 4500 случаев обмена финансовой информацией зафиксированы в 2018 году. В целом страны, использующие CRS, обменялись информацией о 47 млн банковских счетов, на которых находились средства на сумму около 4,9 трлн евро. ОЭСР утверждает, что обмен информацией снизил популярность трансграничных налоговых схем. В 2000—2008 годах депозиты компаний и физлиц более чем в 40 основных международных финансовых центрах постоянно росли и достигли пика в размере 1,6 трлн долл. США в середине 2008 года. Однако за последние десять лет суммы, хранящиеся в этих юрисдикциях, сократились на 551 млрд долл. США (34,4 %), поскольку финансовые учреждения были вынуждены вести деятельность более прозрачно. В то же время страны ОЭСР и G20 («большой двадцатки») смогли вернуть себе более 95 млрд евро за период с 2009 по 2019 год ввиду добровольной отчетности лиц перед началом активации автоматического обмена информацией.

Великобритания

В 2019 году британские налоговые органы получили данные о 5,7 млн финансовых счетов, но столкнулись с проблемой нехватки достаточного количества человеческих ресурсов для проведения полноценного расследования возможных налоговых нарушений. В связи с этим контролирующий орган начал рассылать налогоплательщикам письма с детализированными пошаговыми действиями относительно добровольного предоставления информации.

Россия

Хотя Россия начала использовать CRS в 2016 году, запланированный обмен в 2018 году прошел проблематично. Из-за проблем имплементации технической составляющей обмена российские банки вынуждены были в спешке собирать информацию и передали ее с задержкой только в 14 стран. В марте 2019 года Россия столкнулась с другой проблемой — Великобритания в одностороннем порядке без объяснений отказалась обмениваться информацией с ней в автоматическом порядке. Теперь налоговые органы России смогут получить информацию по запросу, для которого должны быть основания.

ОЭСР vs лазейки CRS

Сегодня ОЭСР активно ведет работу над закрытием возможных лазеек для обхода CRS и его усовершенствованием. В частности, ОЭСР собирает информацию обо всех лазейках на своей интернет-платформе, обновляет свои руководства по осуществлению обмена информацией, в том числе относительно проведения надлежащих процедур Due Diligence клиентов. Так, в прошлом году были проанализированы программы «Резидентство/гражданство за инвестиции», которые могут быть использованы для уклонения от предоставления информации по CRS. Поэтому финансовым институтам рекомендовалось пересмотреть свои внутренние политики по обороту денежных средств, тщательнее проверять клиентов и предоставленные ими документы.

ОЭСР приняла Модельные правила об обязательном раскрытии информации (MDR) с целью противодействия уклонению от предоставления сведений по стандарту CRS и использованию непрозрачных офшорных структур. Согласно данным правилам юрисконсульты, бухгалтеры, финансовые консультанты, банки и другие поставщики услуг обязаны в определенных случаях информировать налоговые органы, к примеру, если налогоплательщик (физическое лицо) применяет механизм уклонения от предоставления информации по CRS или непрозрачную офшорную структуру. Каждая страна, получившая информацию в рамках действия MDR, должна предоставить ее другой стране, налоговым резидентом которой является определенный (подлежащий включению в отчет) налогоплательщик. Данные правила начнут действовать только после их имплементации желающими странами. При этом с 1 июля 2020 года в ЕС заработают аналогичные правила в рамках изменений, внесенных в Директиву 2011/16 (известную как DAC6).

Рекомендации налогоплательщикам

У налогоплательщиков Украины осталось немного времени на подготовку к автоматическому обмену информацией. В такой ситуации есть несколько вариантов действий, а именно:

— пересмотреть структуру своего бизнеса на предмет применимости стандарта CRS;

— проанализировать свою налоговую резидентность как физического лица на предмет соответствия установленным правилам, а при желании корректно изменить ее в рамках закона;

— подготовиться к амнистии капитала (нулевому декларированию) и правильно пройти ее, если такой вариант будет приемлемым в определенной ситуации.

Есть время

Автоматический обмен информацией продолжает активно набирать обороты в мире.

Инициаторы введения обмена прилагают достаточно усилий для его надлежащего осуществления и достижения его целей.

Украина переносит введение обмена финансовой информацией по стандарту CRS на неопределенный срок, а последние решения законодательного органа понемногу приближают к этому моменту, хотя конкретных шагов к активизации обмена еще нет.

Задержка присоединения Украины к автоматическому обмену финансовой информацией по CRS дает возможность налогоплательщикам подумать над своим будущим и предпринять необходимые меры.

 

МАРИНЮК Иван — юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры», г. Киев

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

VOX POPULI

Bot.net

Акцент

Политическая доля

Государство и юристы

Вещь.doc

Мир горой

Охрана, замена!

Лот тронулся!

Новости

Новости из зала суда

Новости из-за рубежа

Новости юридических фирм

Новости из Евросуда

Карта событий

Новости законотворчества

Отрасли практики

Знал бы выкуп

Жалобное исполнение

Самое важное

Пройтись по базе

Судебная информатика

Принять делегацию

Восстановительные работы

Судебная практика

Стадии непринятия

Доказать на пальцах

Судебные решения

Падеж животных должен быть включен в себестоимость продукции

О реализации права по уменьшению размера пени

Записи в Едином государственном реестре о наличии правопреемников недостаточно для того, чтобы сделать вывод о правопреемстве

Уголовное производство в апелляционном порядке осуществляется коллегиально

О юрисдикции спора относительно выполнения договора, заключенного для обеспечения исполнения основного обязательства

Тема номера

Градус широты

Отсчетный период

По правилам переноса

Частная практика

Прогрессивные ставки

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: