Охрана, замена! — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Охрана, замена!

Как отмечают эксперты, весьма противоречивой выглядит попытка заменить в законопроекте о труде профсоюзы, охраняющие права трудящихся, так называемой европейской моделью советов работников
Эксперты считают, что попытка внедрения американской концепции at-will employment, согласно которой любой работник может быть уволен по любой законной причине, без каких-либо объяснений и в любое время, очень неоднозначна

Споры в обществе о новом проекте Закона № 2708 «О труде» не утихают. Такой резонанс обусловлен обеспокоенностью общества тем, по каким правилам теперь будет осуществляться трудовая деятельность и чего ожидать дальше.

В «Юридической практике» № 3 (1152) от 21 января 2020 года мы уже писали о некоторых аспектах и перспективах принятия данной законодательной инициативы, в этом же материале постараемся остановиться на важных пунктах, достойных внимания.

В проекте № 2708 довольно детально регламентируется использование трудовых договоров. Так, кроме норм о том, что они должны быть только письменными, а их форма будет утверждаться центральным органом исполнительной власти, также известно, что их можно будет заключать в электронном виде с использованием технологии электронной подписи. Проектом закона предусматривается семь видов трудовых договоров: бессрочный, срочный, краткосрочный, сезонный, с нефиксированным рабочим временем, ученический трудовой договор, трудовой договор с домашним работником.

Светлана Хеда, советник, глава практики трудового права и комплаенса Sayenko Kharenko, отмечает, что это можно отнести к благоприятным изменениям. Г-жа Хеда уверена, что положительным является увеличение перечня видов трудового договора, а также устранение контракта как особой его формы и замена пресловутой трудовой книжки электронным учетом трудовой деятельности. Приветствуется и введение обязательной письменной формы трудового договора, поскольку это в интересах не только работника, но и работодателя.

Виталий Дудин, юрист Центра социальных и трудовых исследований, подчеркивает, что очень широкий круг вопросов может быть урегулирован непосредственно сторонами трудовых отношений. Например, в трудовом договоре могут быть определены основания для сверхурочных работ, условия, нарушение которых послужит основанием для прекращения трудовых отношений без выходного пособия, и т.д. Таким образом, можно утверждать, что в условиях дефицита достойных рабочих мест позиция работодателя будет сильнее. Это способно привести к неограниченной власти собственника, хотя его позиция будет основана на формальном согласии. Последствием станет ухудшение правового положения большинства работников, кроме случаев, когда они наделены крайне ценными профессиональными компетенциями. «Согласия сторон достаточно, чтобы заключить договор с нефиксированным рабочим временем или на определенный срок. Такие договоры, как правило, невыгодны работнику. К примеру, во многих странах «0-часовые контракты» запрещены. В Литве не более 20 % работников могут наниматься на условиях срочных договоров», — констатирует г-н Дудин. Эксперт также считает, что ухудшится положение уязвимых категорий работников: несовершеннолетних, матерей, учащихся и т.д. Кроме того, законопроект о труде хоть и позволяет заключать ученические договоры, но не устанавливает, каким должен быть минимальный возраст таких работников. «Большинство предусмотренных Кодексом законов о труде Украины (КЗоТ)гарантий для лиц, совмещающих работу с учебой, отсутствуют в законопроекте. Мать, воспитывающая ребенка до трех лет, не сможет отказаться от выполнения сверхурочных и ночных работ. Дополнительный отпуск для работников с двумя детьми продолжительностью до десяти дней отменяется. Авторы исходят из того, что работодатель не должен нести ответственность за обеспечение социальной защиты для определенных категорий работников. По моему мнению, альтернативой могло быть частичное/полное финансирование определенных льгот государством. Например, в Эстонии государство компенсирует расходы на предоставление отпусков для работников с детьми», — подчеркивает Виталий Дудин.

Еще одним пунктом, вызывающим опасения, является процедура прекращения трудового договора. Г-н Дудин поясняет, что в законопроекте эта процедура крайне «либеральна»: уволить можно кого угодно и без причины, но при условии выплаты денежной компенсации не менее месячного заработка согласно статье 35. Эксперт предположил, что работодатель будет прямо заинтересован в увольнении матери с малолетним ребенком, чтобы не нести организационных издержек, связанных с заменой работницы. Аналогично поступят и с представителями трудового коллектива, принципиально отстаивающими свою позицию. «За такой процедурой увольнения можно скрыть дискриминацию и репрессии. Отмечу, что законодатели пытаются внедрить конструкцию at-will employment, свойственную для стран англосаксонского права (США, Великобритании)», — добавил юрист. Попытка внедрения заимствованной у права США концепции at-will employment, согласно которой любой работник может быть уволен по любой законной причине, в любое время, без каких-либо объяснений, вызывает удивление и у Светланы Хеды. Предлагаемая в проекте № 2708 небольшая модификация этой чуждой праву ЕС доктрины, до сих пор вызывающей горячие дебаты не только среди американских работников, но и в научных кругах, не может сокрыть факт заимствования, считает она.

Виталий Дудин добавляет: данная модель увольнения в принципе может быть уравновешена эффективной судебной системой или активностью профсоюзов. В нашей же стране это приведет к массовым увольнениям, например, в бюджетной сфере. Неслучайно, считает он, звучат заявления о необходимости избавиться от «лишнего» персонала в сфере железнодорожных перевозок, энергетики, образования, медицины и т.д. Светлана Хеда также отмечает: довольно странной выглядит попытка заменить профсоюзы, функционирующие на уровне работодателя, жалким подобием европейских works councils — советов работников. «Похоже, что украинские работники в случае принятия законопроекта № 2708 лишатся главных защитников своих прав. Также настораживает отсутствие в проекте положений о массовом увольнении работников, защите их прав при сокращении и регламентации других вопросов, связанных с реструктуризацией рабочей силы», — утверждает эксперт.

У всех на слуху и пункт о регулировании в документе дистанционного и надомного труда. То есть фактически теперь все домработницы, няни, мастера маникюра и иже с ними смогут официально оформить трудовые отношения, оплачивая все необходимые в дальнейшем взносы. Василий Воскобойник, президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству, говорит, что это нововведение по праву можно считать очень важным, так как, безусловно, это современный тренд в трудоустройстве для представителей многих профессий, и это нужно учитывать. Также работник может трудоустроиться сразу у нескольких работодателей, выбирая удобные для себя условия труда. Последствием этих изменений будет прежде всего соответствие трудового законодательства требованиям времени. Насколько эти нововведения уменьшат теневую занятость, пока сказать сложно, потому что подобные новшества требуют некоторого времени (нескольких лет), чтобы общество к ним привыкло.

Еще одним новшеством законопроекта является введение понятия моббинга (формы психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения). Сотрудник получает право обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, тогда как на работодателя будет возложена обязанность в суде доказывать отсутствие этих фактов. Светлана Хеда констатирует: в законопроекте уделяется внимание такому важному вопросу, как запрет дискриминации в трудовых отношениях, в том числе гендерного неравенства в вопросах оплаты труда и моббинга работников. Однако непонятна причина, по которой авторы проекта № 2708 не включили важное положение действующего КЗоТ о запрете дискриминации работников в случае уведомления о возможных фактах коррупции. Также в законопроект не были перенесены положения КЗоТ, направленные на защиту работников — изобличителей коррупции от негативных действий работодателя, в том числе от увольнения.

В проекте Закона «О труде» также упоминается медиация как один из способов разрешения трудовых споров. Светлана Хеда уверена, что в целом прогрессивные статьи законопроекта относительно трудовой медиации прописаны достаточно противоречиво и идут вразрез не только с проектом Закона «О медиации», но и с общепринятой терминологией в данной сфере.

Что же мы имеем в итоге? Г-жа Хеда считает, что проект Закона «О труде» требует значительной доработки, в противном случае вместо позитивного реформирования сферы трудовых отношений в Украине и избавления от коммунистического прошлого мы можем получить правового монстра, уничтожившего давно устаревшую систему и заменившего ее неопределенностью и хаосом. Виталий Дудин же отмечает, что содержание документа не позволяет урегулировать многие отношения, касающиеся, например, охраны труда, нормирования, повышения квалификации, защиты от дискриминации, принятия нормативных актов работодателями, коллективных договорных отношений.

Можно ли считать, что попытка качественно реформировать трудовое законодательство провалена? Будем ли мы далее терять наших соотечественников, которые в поисках лучшей жизни устраиваются на работу за рубежом? По мнению Василия Воскобойника, новые положения трудового законодательства никак не повлияют на трудовую миграцию: «Дело в том, что украинцы в основном едут работать за границу не потому, что не могут оформиться на работу дома или страдают от преследования работодателей, а из-за невозможности выживать на ту зарплату, которую большинство из них получает. Поэтому для того, чтобы трудовая миграция пошла на спад и наши соотечественники стали возвращаться домой, Украине нужна стратегия политики в сфере трудоустройства. Имеется в виду комплекс мер, которые нужно реализовывать в течение многих лет. Это могут быть льготное кредитование на открытие бизнеса, гарантированное трудоустройство на несколько лет вперед, понятный образ будущего для граждан и их детей, защита прав собственности и уменьшение коррупции в стране».

На данный момент людей, поддерживающих законодательную инициативу в виде проекта Закона «О труде», намного меньше, чем тех, у кого его положения вызывают обоснованные опасения. Сможет ли доработка соответствующих пунктов их устранить — вопрос весьма риторический.

Алена СТУЛИНА «Юридическая практика»

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Bot.net

Акцент

Политическая доля

Государство и юристы

Вещь.doc

Мир горой

Охрана, замена!

Лот тронулся!

Новости

Новости из зала суда

Новости из-за рубежа

Новости юридических фирм

Новости из Евросуда

Карта событий

Новости законотворчества

Отрасли практики

Знал бы выкуп

Жалобное исполнение

Самое важное

Пройтись по базе

Судебная информатика

Принять делегацию

Восстановительные работы

Судебная практика

Стадии непринятия

Доказать на пальцах

Судебные решения

Падеж животных должен быть включен в себестоимость продукции

О реализации права по уменьшению размера пени

Записи в Едином государственном реестре о наличии правопреемников недостаточно для того, чтобы сделать вывод о правопреемстве

Уголовное производство в апелляционном порядке осуществляется коллегиально

О юрисдикции спора относительно выполнения договора, заключенного для обеспечения исполнения основного обязательства

Тема номера

Градус широты

Отсчетный период

По правилам переноса

Частная практика

Прогрессивные ставки

Інші новини

PRAVO.UA