Ловкость норм, или... право на труд — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №18 (436) » Ловкость норм, или… право на труд

Ловкость норм, или… право на труд

Рубрика Трибуна

Не секрет, что именно Министерство юстиции Украины обеспечивает реализацию государственной правовой политики на Украине…

20 января 2006 года юридическая общественность увидела отчет министра юстиции за 100 дней пребывания на указанной должности. По поводу этого отчета хочется сказать очень многое, но формат статьи не допускает подобной роскоши. Коснусь лишь нескольких тезисов.

«Сущность верховенства права воплощена в принципах честности, справедливости, прозрачности и ответственности. Эти принципы лежат в основе отношений «государство-гражданин», а соблюдение прав человека должно быть главным фактором для каждого действия чиновника».

Даже студенту-третьекурснику, изучающему теорию права, известно, что одним из источников права как нормативно-правовой акт является закон. На Украине с 1 января 1994 года действует Закон Украины «О нотариате». Плохой или хороший, но это Закон, который обязателен для чиновников любого ранга, а уж тем более для руководителей центральных органов исполнительной власти. Тем более, что и статья 19 Конституции Украины их (руководителей) обязывает.

В нотариате Украины с его вечно неразрешимыми проблемами все бы наладилось, если к разрешению этих проблем подходить системно, «ответственно», «прозрачно» и профессионально. Но 15 марта 2006 года нотариальная общественность Украины содрогнулась от «новшеств» принятого 14 марта 2006 года Кабинетом Министров Украины постановления № 281, внесшего изменения в Положение о Высшей квалификационной комиссии нотариата, которое по сути произвело подмену Закона Украины «О нотариате».

А 6 апреля 2006 года на пресс-конференции министр юстиции заявил, что в системе нотариата Украины наблюдается коррупция, квоты в нотариальных округах продаются за суммы от 40 до 120 тыс. долларов, уровень профессиональной подготовки нотариусов низок и т.д., и потому система нотариата Украины подвергнется реорганизации. Мол, хватит коррупционерам в областных управлениях юстиции формировать кадровый резерв нотариусов, определять, кто имеет право на стажировку для получения (лишь получения) Свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью, а кто — нет. И что этим займется теперь лично сам министр юстиции, назначив своим приказом членов Высшей квалификационной комиссии нотариата.

Только, вот беда, министр забыл, что согласно Указу Президента Украины № 932/98 от 23 августа 1998 года и пункту 24 Положения о Министерстве юстиции Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 30 декабря 1997 года № 1396, именно Министерство юстиции устанавливает количество частных нотариусов в пределах нотариальных округов. И никакой начальник областного управления юстиции, в том числе и г. Киева, без волеизъявления, точнее — приказа министра, не может изменить количество нотариусов в нотариальном округе. Если министр лично своим приказом определяет количество нотариусов в нотариальном округе, как тогда понимать заявление министра? И почему до сих пор нет ни одного протокола о коррупции в отношении коррумпированных чиновников, ответственных за нотариат?

В соответствии со статьей 24 Закона Украины «О нотариате» регистрация частной нотариальной деятельности осуществляется территориальными управлениями юстиции в областях, в том числе и в г. Киеве. Причем регистрация производится только на свободную квоту по численности нотариусов в нотариальном округе.

Согласно норме статьи 10 этого же Закона, определение уровня профессиональной подготовки лица, желающего получить Свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью, — исключительная прерогатива квалификационных комиссий при областных территориальных управлениях юстиции.

14 марта 2006 года КМУ лишил граждан Украины права на «прозрачность», «справедливость» и законность получения права на труд в нотариате. Все граждане Украины, имеющие желание получить Свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью, обязаны подавать заявления о своем желании в Высшую квалификационную комиссию нотариата в г. Киеве.

И право на труд жаждущего пройти всего лишь стажировку, в нарушение статей 92 и 43 Конституции Украины, выставят на аукцион. А именно, не будучи профильным специалистом и имея лишь общее представление о нотариате (вузовский объем), свое страстное желание работать хотя бы помощником нотариуса и иметь Свидетельство вам предстоит защитить на конкурсе. Судьями будут всего семь членов Высшей квалификационной комиссии.

О конституционном праве на свободу выбора профессии и равных возможностях граждане Украины могут забыть. КМУ в нарушение статей 10, 11, 24 Закона Украины «О нотариате» и статьи 43 Конституции Украины заявляет, что право на труд в нотариате на Украине существует только на конкурсной основе. И «судьи» подчиняются воле всего одного человека, министра юстиции. Догадаться, кто стал председателем Высшей квалификационной комиссии нотариата Украины, несложно…

К слову, в законодательстве ни одного из государств-членов Международного союза (латинского) нотариата не предусмотрено право на труд на конкурсной основе.

А как в таком случае быть с государственным евроинтеграционным курсом Украины, как быть с постановлением КМУ № 256 от 7 марта 2006 года «Об усовершенствовании организаци работы по приведению национального законодательства в соответствие с европейскими нормами и стандартами», с Указом Президента Украины от 5 июня 2005 года о создании Национальной комиссии по укреплению демократии и утверждению верховенства права, я уже не говорю о работе Департамента Минюста по вопросам адаптации законодательства? Похоже, у каждой руки своя голова.

Не хочется думать, что в государственность Украины вмешался «злой рок» дискредитации власти.

Граждане, пребывавшие несколько лет в резерве, могут попрощаться со своей мечтой — Министерство юстиции упразднило резерв нотариусов.

Да и у действующих нотариусов тоже есть проблемы. Государственные нотариусы могут забыть о переходе в частный нотариат, так как Министерство юстиции Украины против внесения изменений в Закон о нотариате, которые привели бы его в соответствие с требованиями Конституции Украины. А вместе с частными нотариусами они, будучи коррумпированными элементами (хотя законодательство Украины о коррупции по правосубъектности на указанную категорию лиц не распространяется), обязаны подчиняться «методическим рекомендациям» и выполнять установленные высшей квалификационной комиссией «критерии присяги нотариуса» — в противном случает в нарушение нормы статьи 12 Закона «О нотариате», но во исполнение пункта 4 пресловутого постановления КМУ, Свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью может быть аннулировано.

Удивляет только одно: почему же Высший совет юстиции до сих пор не установил критерии присяги судьи, а адвокатура не начала проводить конкурсы для получения свидетельства адвоката… А может, необходимо сначала установить критерии присяги государственного служащего?!

Кабинет Министров Украины даже срок исковой давности на незаконный приказ министра юстиции по системе нотариата, в нарушение статьи 99 Кодекса административного судопроизводства Украины, умудрился установить в один месяц. И это только вершина «айсберга» проблем нотариата Украины.

Я не зря в самом начале статьи упомянул об обязанности Министерства юстиции… Ведь это та уникальная ситуация, когда граждане Украины могут лицезреть нарушение Закона и Конституции Украины центральным органом исполнительной власти, который и обеспечивает реализацию государственной правовой политики, проще говоря — верховенство права.

Хочется спросить политиков: если постановление Верховного Совета Украины по вопросу увольнения министра юстиции Украины будет признано конституционным, как быть простому человеку с легитимностью всех приказов действующего министра, в том числе и регулирующих систему нотариата? Как рассматривать тогда действие нормы Уголовного кодекса Украины о самовольном присвоении властных полномочий, и почему на Украине, где права и свободы человека нерушимы (статья 21 Конституции Украины), а государство отвечает перед человеком за свою деятельность (статья 3 Конституции Украины), простой человек остается заложником политических интриг?

Как нотариус я понимаю, что власть над нотариусами Украины достойна, чтобы пренебрегать требованиями Закона. А учитывая, что рынок недвижимости на Украине в «тени», граждане Украины опосредованно через нотариусов… содержат «монстра» никем не контролируемых потоков внебюджетных денег ГП «Информационный Центр Министерства юстиции Украины» и оплачивают содержание только по нотариальному производству 12-ти так называемых «единых» и «государственных» реестров, и не на основании Закона, как это требует статья 92 Конституции Украины, а на основании подзаконного акта приказа министра юстиции. …Несложно сделать вывод, кто же стал «хозяином» нотариуса. И ведь недаром и Ленин, и Гитлер уделяли нотариату особое внимание.

Безусловно, в нотариате Украины много проблем, и, положа руку на сердце, нельзя не признать, что в некоторых вопросах министр юстиции прав. Есть и нерадивые нотариусы, которые пришли в нотариат случайно, и существуют в нотариате по принципу «ложка дегтя», но нельзя превращать честных нотариусов в «щепки» в борьбе за контроль над нотариатом Украины, нельзя не уважать права рядовых граждан Украины, у которых нет толстых кошельков и властных покровителей.

Начинать борьбу с нарушителями закона и игнорировать при этом закон — цинично.

Слово за правосудием…

СИДОРОВ Игорь — к.ю.н., г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Налогово-финансовые расследования

Деловая практика

«Неприкасаемые» банкроты

Законодательная практика

(Не)Стабильность энергетиков

Историческая практика

Так кто же виноват в кораблекрушении?

Религиозный обряд или провокация?

Комментарии и аналитика

«Исполнительное» банкротство в законе

Борьба с торговлей людьми и проституцией

«Жалобные» процессуальные права

Неделя права

«Зашифрованное» решение суда

«Вы имеете право молчать»

Особенности регионального языкознания

Реформируя, не торопитесь...

Каким суд будет завтра?

Реестр событий

Судебная реформа: страсти накаляются

Судебная реформа: поиск путей

ЦИК подсчитала правильно!

Судебная практика

Довольный пенсионер — это редкость

Судебные решения

Отказ от иска обязательно должен быть принят во внимание судом при разрешении спора

Об основаниях для перерасчета пенсии

Какие надбавки могут учитываться при перерасчете пенсии

О санкциях в сфере землепользования

Тема номера

Особенности пересмотра решений административных судов Украины

Приоритет публично-сервисных отношений

Трибуна

Ловкость норм, или... право на труд

Частная практика

Нотариальная практика: ищем выход сообща

«Можно... но деньги вперед!»

Юридический форум

«Интеллектуальная» защита в фокусе

Інші новини

PRAVO.UA