«Неприкасаемые» банкроты — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №18 (436) » «Неприкасаемые» банкроты

«Неприкасаемые» банкроты

На первый взгляд, правомерность проведения проверок государственной налоговой инспекцией предприятий, находящихся в процедуре банкротства, не вызывает правовой дискуссии. Однако, полагаю, это является одной из основных проблем, а точнее, препятствием и отвлечением от прямых обязанностей по банкротству предприятия арбитражного управляющего (распорядителя имущества, ликвидатора, управляющего санацией).

Более тщательное исследование правового института налоговых проверок, с точки зрения специфики правового режима банкротства, позволяет сделать вывод, что на предприятии, на которое распространяется действие Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», арбитражный управляющий (распорядитель имущества, ликвидатор, управляющий санацией), получив направление на проведение проверки, не только имеет право отказать в проведении проверки государственной налоговой инспекцией, но и обязан это сделать.

Так, учитывая последовательное и всестороннее соблюдение требований действующего законодательства Украины, руководствуясь принципом удовлетворения требований и прав кредиторов, в ходе проведения банкротства предприятия у такого государственного органа, как налоговая инспекция, отсутствуют полномочия относительно проведения проверки.

Правовой режим налоговых проверок

Полномочия относительно проведения проверки субъектов хозяйственных отношений органами Государственной налоговой службы предусмотрены пунктом 1 статьи 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе на Украине» в редакции Закона о внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины от 25 марта 2005 года. А именно: осуществлять документальные невыездные проверки (на основании представленных налоговых деклараций, отчетов и других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей) независимо от способа их подачи), а также плановые и внеплановые выездные проверки.

Относительно проведения внеплановых проверок. Правовые основания и порядок проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности со стороны государственной налоговой инспекции урегулированы рядом нормативно-правовых актов. Одним из первых среди них можно считать Указ Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» № 817 от 23 июля 1998 года, регулирующий порядок осуществления проверок контролирующими органами до принятия соответствующего закона.

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления правовой защиты граждан и внедрения механизмов реализации конституционных прав граждан на предпринимательскую деятельность, личную неприкосновенность, безопасность, уважение к достоинству лица, правовую помощь, защиту)» от 12 января 2005 года определены требования к порядку проведения проверок налоговыми органами. Согласно части 8 статьи 111 Закона, внеплановая выездная проверка может осуществляться лишь на основании решения суда.

Однако частью 7 статьи 111 Закона о внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины от 25 марта 2005 года установлено, что внеплановыми проверками считаются также проверки в пределах полномочий налоговых органов, определенных законами Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 6 июля 1995 года, «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19 декабря 1995 года, а в других случаях — по решению суда. Решение руководителя налогового органа о проведении проверки оформляется приказом.

Таким образом, Законом предусмотрены две формы оснований для проведения внеплановой проверки, предоставляющие право должностным лицам государственной налоговой инспекции на проведение проверки субъектов предпринимательской деятельности:

— решение руководителя налогового органа в случае получения информации относительно нарушения, согласно Закону Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 6 июля 1995 года и Закону Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19 декабря 1995 года;

— решение суда во всех других случаях.

В соответствии со статьей 111 Закона внеплановой выездной проверкой считается проверка, которая не предусмотрена в планах работы органа государственной налоговой службы и проводится при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

— по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком законов Украины о налогообложении, валютного законодательства, если налогоплательщик не предоставит объяснений и их документальных подтверждений на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы на протяжении десяти рабочих дней со дня получения запроса;

— налогоплательщиком не представлена в установленный срок налоговая декларация или расчеты, если их представление предусмотрено законом;

— выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговой декларации, поданной налогоплательщиком, если налогоплательщик не предоставит объяснений и их документальных подтверждений на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы на протяжении десяти рабочих дней со дня получения запроса;

— налогоплательщик подал в установленном порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами органа государственной налоговой службы во время проведения плановой или внеплановой выездной проверки, в которой требует полной или частичной отмены результатов соответствующей проверки;

— в случае возникновения потребности в проверке сведений, полученных от лица, имевшего правовые отношения с налогоплательщиком, если налогоплательщик не даст пояснений и их документальных подтверждений на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы на протяжении десяти рабочих дней со дня получения запроса;

— проводится реорганизация (ликвидация) предприятия;

— относительно налогоплательщика (должностного лица налогоплательщика) в порядке, установленном законом, налоговой милицией возбуждено оперативно-розыскное дело, в связи с чем есть необходимость в проведении внеплановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности такого налогоплательщика;

— в случае если вышестоящий орган государственной налоговой службы в порядке контроля за достоверностью выводов нижестоящего органа государственной налоговой службы осуществил проверку документов обязательной отчетности налогоплательщика или выводов акта проверки, составленного нижестоящим контролирующим органом, и выявил их несоответствие требованиям законов, что привело к непоступлению в бюджеты сумм налогов и сборов (обязательных платежей).

Таким образом, законом предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств для проведения внеплановой проверки, и такое обстоятельство, как само банкротство предприятия, для проведения внеплановой налоговой проверки отсутствует. Следовательно, отсутствуют и обстоятельства для принятия решения суда или приказа руководителя налогового органа о проведении внеплановой проверки.

Несмотря на такой перечень правовых оснований относительно проведения проверок Государственной налоговой инспекцией, часть 3 преамбулы к Закону Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» указывает на то, что этот Закон не регулирует вопросы погашения налоговых обязательств или взыскания налогового долга с лиц, на которых распространяются судебные процедуры, определенные Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

Суть правового пробела

Такая правовая конструкция, на мой взгляд, означает, что с момента возбуждения хозяйственным судом дела о банкротстве должностные лица государственной налоговой инспекции лишены права согласования сумм налоговых обязательств, утверждения налогового уведомления, без физического наличия которого недоимки по налогам и сборам не могут существовать, и согласования налогового требования, введения правового режима налогового залога, административного ареста активов.

Более того, правовой статус арбитражного управляющего (распорядителя имущества, ликвидатора, управляющего санацией) не предусматривает наличия у него полномочий должностного лица, что в свою очередь означает отсутствие у него полномочий относительно представительства интересов предприятия, в частности, согласования результатов проверки государственной налоговой инспекцией. Даже если теоретически допустить, что арбитражный управляющий подтверждает сумму налогового обязательства по результатам проведенной налоговой проверки, такое согласование является незаконным, поскольку исчерпывающие полномочия арбитражного управляющего предусмотрены в Законе Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», и каждый из кредиторов может обжаловать в процедуре банкротства такие действия. Это в свою очередь подталкивает к поверхностному выводу, что требования такого кредитора, как Государственная налоговая инспекция, могут быть признаны по обязательствам, указанным самостоятельно плательщиком в налоговой декларации или согласованным актом проверки, но лишь до возбуждения хозяйственным судом дела о банкротстве.

Что характерно для правового режима банкротства: в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» требования кредиторов, не заявленные в тридцатидневный срок, считаются погашенными, в том числе и требования относительно уплаты налогов и сборов. Поэтому по истечении тридцатидневного срока смысла проводить проверку вообще нет.

В результате из-за таких правовых пробелов арбитражный управляющий, строго придерживающийся требований закона, обязан отказать в проведении комплексной проверки предприятия-банкрота со стороны государственной налоговой инспекции — как плановой, так и внеплановой.

РАДИК Иван — к.ю.н., президент Всеукраинской организации инвалидов «Союз организаций инвалидов Украины», «Украинская юридическая компания», г. Харьков

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Налогово-финансовые расследования

Деловая практика

«Неприкасаемые» банкроты

Законодательная практика

(Не)Стабильность энергетиков

Историческая практика

Так кто же виноват в кораблекрушении?

Религиозный обряд или провокация?

Комментарии и аналитика

«Исполнительное» банкротство в законе

Борьба с торговлей людьми и проституцией

«Жалобные» процессуальные права

Неделя права

«Зашифрованное» решение суда

«Вы имеете право молчать»

Особенности регионального языкознания

Реформируя, не торопитесь...

Каким суд будет завтра?

Реестр событий

Судебная реформа: страсти накаляются

Судебная реформа: поиск путей

ЦИК подсчитала правильно!

Судебная практика

Довольный пенсионер — это редкость

Судебные решения

Отказ от иска обязательно должен быть принят во внимание судом при разрешении спора

Об основаниях для перерасчета пенсии

Какие надбавки могут учитываться при перерасчете пенсии

О санкциях в сфере землепользования

Тема номера

Особенности пересмотра решений административных судов Украины

Приоритет публично-сервисных отношений

Трибуна

Ловкость норм, или... право на труд

Частная практика

Нотариальная практика: ищем выход сообща

«Можно... но деньги вперед!»

Юридический форум

«Интеллектуальная» защита в фокусе

Інші новини

PRAVO.UA