О необходимости реформирования налоговых органов говорят уже очень давно. Одним из существенных элементов такого реформирования должно стать, несомненно, и качественное преобразование налоговой милиции. Недавно в парламенте были зарегистрированы несколько законопроектов, направленных, в частности, и на реформирование налоговой милиции. Это законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной налоговой службе на Украине», которым предлагается изложить Закон в новой редакции, а также законопроект «О государственной службе финансовых расследований». Интересно, что оба акта предлагают различные подходы к реформированию налоговой милиции на Украине. Их характеристику хотелось бы предложить в настоящей статье.
Или служба налоговых расследований…
Прежде всего хотелось бы отметить, что стратегия реформирования налоговой милиции, представленная в законопроекте «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной налоговой службе на Украине», полностью соответствует позиции ГНА Украины относительно такого преобразования. Законопроектом предполагается осуществить реформирование налоговой милиции в Службу налоговых расследований (СНР).
Напомним, что согласно действующей редакции Закона Украины «О государственной налоговой службе на Украине», налоговая милиция состоит из специальных подразделений по борьбе с налоговыми правонарушениями, действующих в составе соответствующих органов государственной налоговой службы, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства и выполняющих оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранительную функции.
Законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной налоговой службе на Украине» предусматривает, что Служба налоговых расследований (Служба) будет состоять из подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями, следственных подразделений, а также подразделений по борьбе с коррупцией в органах государственной налоговой службы, которые будут действовать в составе государственной налоговой службы. Предполагается, что СНР будет осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, выполнять оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранительную функции. Задания этой Службы предлагается расширить по сравнению с теми заданиями, которые в настоящее время закреплены за налоговой милицией. В частности, помимо функции предотвращения, расследования и производства в делах об административных правонарушениях, на СНР предлагается возложить функцию выявления и раскрытия преступлений, отнесенных законодательством к компетенции службы налоговых расследований, а также расследование и производство по уголовным делам. Кроме того, планируется возложить на этот орган функции выявления, прекращения коррупционных действий и правонарушений, должностных преступлений в органах государственной налоговой службы, а также осуществление административного производства по делам о коррупционных правонарушениях в соответствии с Законом Украины «О борьбе с коррупцией».
Законопроектом определяется также структура СНР, в состав которой должны войти: Департамент налоговых расследований, Департамент досудебного следствия и Департамент по борьбе с коррупцией в органах государственной налоговой службы Государственной налоговой администрации Украины. Разработчики законопроекта предполагают, что данные департаменты являются самостоятельными подразделениями и подчиняются председателю Государственной налоговой администрации Украины.
Определен законопроектом и состав СНР. В ее состав должны войти: управление налоговых расследований, управление досудебного следствия и региональные управления по борьбе с коррупцией в органах государственной налоговой службы государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе. Законопроектом установлены принципы, на которых должна базироваться деятельность СНР. К ним относятся принцип законности, гуманизма, уважения к человеку, социальной справедливости, взаимодействия с общественными организациями и населением. Устанавливается, что деятельность СНР является гласной. В ее подразделениях не допускается деятельность политических партий, движений и иных общественных объединений, имеющих политическую цель. При исполнении служебных обязанностей работники Службы независимы от влияния каких-либо политических, общественных объединений.
По мнению разработчиков законопроекта, именно такая система Службы налоговых расследований способна обеспечить организацию и проведение оперативно-розыскной работы, деятельности в сфере расследования и противодействия коррупционным проявлениям в органах государственной налоговой службы Украины. Однако с такой позицией можно спорить. Очень сложно говорить об устранении коррупции в налоговых органах, если функции по выявлению и предотвращению коррупционных действий будут возложены на орган, действующий в составе самой налоговой службы. К тому же важно, чтобы реформирование не подменялось банальным переименованием каких-либо органов, поскольку сущность их от этого не меняется. К такому преобразованию необходимо подходить системно и концептуально, а само реформирование не должно превращаться в самоцель.
…или Государственная служба финансовых расследований
Как известно, сегодня существует межведомственная рассредоточенность и дублирование функций по противодействию преступлениям в сфере хозяйственной деятельности. Частично эти функции возложены на подразделения Государственной службы борьбы с экономической преступностью Министерства внутренних дел Украины, частично — на подразделения налоговой милиции ГНА Украины. По мнению автора законопроекта «О государственной службе финансовых расследований» Владимира Мойсика, такое разделение является неоправданным и негативным явлением. По его мнению, должна быть разработана единая государственная стратегия и тактика борьбы с преступлениями в сфере хозяйственной деятельности. В связи с этим необходимо сосредоточить усилия по противодействию этим преступлениям в единой специальной структуре — Государственной службе финансовых расследований (ГСФР).
Государственная служба финансовых расследований должна быть создана на базе налоговой милиции, подразделений по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, государственной налоговой службы Украины и быть центральным органом исполнительной власти со специальным статусом. Законопроектом предусмотрено, что состоять она будет из подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере хозяйственной деятельности, следственных подразделений и подразделений по борьбе с коррупцией и собственной безопасности.
Законопроект предусматривает координацию деятельности ГСФР с иными правоохранительными органами, финансовыми органами, органами статистики, государственной службы, государственными налоговой, таможенной и контрольно-ревизионной службами, иными контролирующими органами, банковскими учреждениями.
Предполагается, что ГСФР будет осуществлять следующие функции: предотвращение, выявление, раскрытие и досудебное расследование преступлений в сфере хозяйственной деятельности; противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и предотвращение осуществления правонарушений, направленных на получение таких доходов; розыск плательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) и неналоговых платежей; розыск должников, их имущества и активов, на которые может быть наложено взыскание; обеспечение безопасности деятельности работников службы финансовых расследований и налоговой службы, защиты их от противоправных посягательств, связанных с исполнением служебных обязательств; предотвращение, выявление, прекращение коррупционных деяний и правонарушений, а также преступлений в сфере служебной деятельности со стороны работников службы финансовых расследований и налоговой службы; осуществление административного производства по делам о коррупционных правонарушениях в соответствии с Законом Украины «О борьбе с коррупцией».
Проектом предусмотрено, что ГСФР будет состоять из центрального аппарата, региональных и местных подразделений. К центральному аппарату предлагается отнести Департамент финансовых расследований, Департамент досудебного следствия и Департамент по борьбе с коррупцией и собственной безопасности. Данные департаменты будут, согласно проекту, самостоятельными структурными подразделениями с подчинением председателю ГСФР.
Думается, более прогрессивной является точка зрения, по которой в процессе реформирования правоохранительных органов налоговая милиция должна быть выведена из состава Государственной налоговой администрации Украины. Это позволит более эффективно строить партнерские взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговой службой. Вместо репрессивных налоговые органы должны стать стимулирующими и контролирующими, а функции расследования должны быть возложены на специальный орган, не подчиненный ГНА Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…