Налогово-финансовые расследования — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №18 (436) » Налогово-финансовые расследования

Налогово-финансовые расследования

О необходимости реформирования налоговых органов говорят уже очень давно. Одним из существенных элементов такого реформирования должно стать, несомненно, и качественное преобразование налоговой милиции. Недавно в парламенте были зарегистрированы несколько законопроектов, направленных, в частности, и на реформирование налоговой милиции. Это законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной налоговой службе на Украине», которым предлагается изложить Закон в новой редакции, а также законопроект «О государственной службе финансовых расследований». Интересно, что оба акта предлагают различные подходы к реформированию налоговой милиции на Украине. Их характеристику хотелось бы предложить в настоящей статье.

Или служба налоговых расследований…

Прежде всего хотелось бы отметить, что стратегия реформирования налоговой милиции, представленная в законопроекте «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной налоговой службе на Украине», полностью соответствует позиции ГНА Украины относительно такого преобразования. Законопроектом предполагается осуществить реформирование налоговой милиции в Службу налоговых расследований (СНР).

Напомним, что согласно действующей редакции Закона Украины «О государственной налоговой службе на Украине», налоговая милиция состоит из специальных подразделений по борьбе с налоговыми правонарушениями, действующих в составе соответствующих органов государственной налоговой службы, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства и выполняющих оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранительную функции.

Законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной налоговой службе на Украине» предусматривает, что Служба налоговых расследований (Служба) будет состоять из подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями, следственных подразделений, а также подразделений по борьбе с коррупцией в органах государственной налоговой службы, которые будут действовать в составе государственной налоговой службы. Предполагается, что СНР будет осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, выполнять оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранительную функции. Задания этой Службы предлагается расширить по сравнению с теми заданиями, которые в настоящее время закреплены за налоговой милицией. В частности, помимо функции предотвращения, расследования и производства в делах об административных правонарушениях, на СНР предлагается возложить функцию выявления и раскрытия преступлений, отнесенных законодательством к компетенции службы налоговых расследований, а также расследование и производство по уголовным делам. Кроме того, планируется возложить на этот орган функции выявления, прекращения коррупционных действий и правонарушений, должностных преступлений в органах государственной налоговой службы, а также осуществление административного производства по делам о коррупционных правонарушениях в соответствии с Законом Украины «О борьбе с коррупцией».

Законопроектом определяется также структура СНР, в состав которой должны войти: Департамент налоговых расследований, Департамент досудебного следствия и Департамент по борьбе с коррупцией в органах государственной налоговой службы Государственной налоговой администрации Украины. Разработчики законопроекта предполагают, что данные департаменты являются самостоятельными подразделениями и подчиняются председателю Государственной налоговой администрации Украины.

Определен законопроектом и состав СНР. В ее состав должны войти: управление налоговых расследований, управление досудебного следствия и региональные управления по борьбе с коррупцией в органах государственной налоговой службы государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе. Законопроектом установлены принципы, на которых должна базироваться деятельность СНР. К ним относятся принцип законности, гуманизма, уважения к человеку, социальной справедливости, взаимодействия с общественными организациями и населением. Устанавливается, что деятельность СНР является гласной. В ее подразделениях не допускается деятельность политических партий, движений и иных общественных объединений, имеющих политическую цель. При исполнении служебных обязанностей работники Службы независимы от влияния каких-либо политических, общественных объединений.

По мнению разработчиков законопроекта, именно такая система Службы налоговых расследований способна обеспечить организацию и проведение оперативно-розыскной работы, деятельности в сфере расследования и противодействия коррупционным проявлениям в органах государственной налоговой службы Украины. Однако с такой позицией можно спорить. Очень сложно говорить об устранении коррупции в налоговых органах, если функции по выявлению и предотвращению коррупционных действий будут возложены на орган, действующий в составе самой налоговой службы. К тому же важно, чтобы реформирование не подменялось банальным переименованием каких-либо органов, поскольку сущность их от этого не меняется. К такому преобразованию необходимо подходить системно и концептуально, а само реформирование не должно превращаться в самоцель.

…или Государственная служба финансовых расследований

Как известно, сегодня существует межведомственная рассредоточенность и дублирование функций по противодействию преступлениям в сфере хозяйственной деятельности. Частично эти функции возложены на подразделения Государственной службы борьбы с экономической преступностью Министерства внутренних дел Украины, частично — на подразделения налоговой милиции ГНА Украины. По мнению автора законопроекта «О государственной службе финансовых расследований» Владимира Мойсика, такое разделение является неоправданным и негативным явлением. По его мнению, должна быть разработана единая государственная стратегия и тактика борьбы с преступлениями в сфере хозяйственной деятельности. В связи с этим необходимо сосредоточить усилия по противодействию этим преступлениям в единой специальной структуре — Государственной службе финансовых расследований (ГСФР).

Государственная служба финансовых расследований должна быть создана на базе налоговой милиции, подразделений по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, государственной налоговой службы Украины и быть центральным органом исполнительной власти со специальным статусом. Законопроектом предусмотрено, что состоять она будет из подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере хозяйственной деятельности, следственных подразделений и подразделений по борьбе с коррупцией и собственной безопасности.

Законопроект предусматривает координацию деятельности ГСФР с иными правоохранительными органами, финансовыми органами, органами статистики, государственной службы, государственными налоговой, таможенной и контрольно-ревизионной службами, иными контролирующими органами, банковскими учреждениями.

Предполагается, что ГСФР будет осуществлять следующие функции: предотвращение, выявление, раскрытие и досудебное расследование преступлений в сфере хозяйственной деятельности; противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и предотвращение осуществления правонарушений, направленных на получение таких доходов; розыск плательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) и неналоговых платежей; розыск должников, их имущества и активов, на которые может быть наложено взыскание; обеспечение безопасности деятельности работников службы финансовых расследований и налоговой службы, защиты их от противоправных посягательств, связанных с исполнением служебных обязательств; предотвращение, выявление, прекращение коррупционных деяний и правонарушений, а также преступлений в сфере служебной деятельности со стороны работников службы финансовых расследований и налоговой службы; осуществление административного производства по делам о коррупционных правонарушениях в соответствии с Законом Украины «О борьбе с коррупцией».

Проектом предусмотрено, что ГСФР будет состоять из центрального аппарата, региональных и местных подразделений. К центральному аппарату предлагается отнести Департамент финансовых расследований, Департамент досудебного следствия и Департамент по борьбе с коррупцией и собственной безопасности. Данные департаменты будут, согласно проекту, самостоятельными структурными подразделениями с подчинением председателю ГСФР.

Думается, более прогрессивной является точка зрения, по которой в процессе реформирования правоохранительных органов налоговая милиция должна быть выведена из состава Государственной налоговой администрации Украины. Это позволит более эффективно строить партнерские взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговой службой. Вместо репрессивных налоговые органы должны стать стимулирующими и контролирующими, а функции расследования должны быть возложены на специальный орган, не подчиненный ГНА Украины.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Налогово-финансовые расследования

Деловая практика

«Неприкасаемые» банкроты

Законодательная практика

(Не)Стабильность энергетиков

Историческая практика

Так кто же виноват в кораблекрушении?

Религиозный обряд или провокация?

Комментарии и аналитика

«Исполнительное» банкротство в законе

Борьба с торговлей людьми и проституцией

«Жалобные» процессуальные права

Неделя права

«Зашифрованное» решение суда

«Вы имеете право молчать»

Особенности регионального языкознания

Реформируя, не торопитесь...

Каким суд будет завтра?

Реестр событий

Судебная реформа: страсти накаляются

Судебная реформа: поиск путей

ЦИК подсчитала правильно!

Судебная практика

Довольный пенсионер — это редкость

Судебные решения

Отказ от иска обязательно должен быть принят во внимание судом при разрешении спора

Об основаниях для перерасчета пенсии

Какие надбавки могут учитываться при перерасчете пенсии

О санкциях в сфере землепользования

Тема номера

Особенности пересмотра решений административных судов Украины

Приоритет публично-сервисных отношений

Трибуна

Ловкость норм, или... право на труд

Частная практика

Нотариальная практика: ищем выход сообща

«Можно... но деньги вперед!»

Юридический форум

«Интеллектуальная» защита в фокусе

Інші новини

PRAVO.UA