10 апреля с.г. в Комитете Верховного Совета Украины по вопросам бюджета был зарегистрирован проект закона «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе на Украине» и некоторые законодательные акты Украины», который предлагается изложить в новой редакции. Данный законопроект был подан народными депутатами Олегом Ляшко и Евгением Кирильчуком. Как отмечают авторы законопроекта в своей пояснительной записке, недостатки и пробелы, которые содержит действующий Закон Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе на Украине», препятствуют органам государственной контрольно-ревизионной службы (далее — ГКРС) эффективно реализовывать возложенные задачи по контролю за законным, целевым и эффективным использованием средств и имущества, которые принадлежат государству. Целью принятия законопроекта является уточнение структуры, главных задач, направлений деятельности, статуса и подчиненности органов ГКРС, порядка назначения на должности и освобождения с должностей руководителей органов ГКРС, перечня подконтрольных органам ГКРС учреждений, процедуры проведения контрольных мероприятий и реализации их материалов.
Так, например, статья 11 действующего Закона предусматривает, что право на проведение плановой выездной ревизии подконтрольных учреждений предоставляется лишь в том случае, когда им не позднее, чем за десять дней до дня проведения указанной ревизии выслано письменное уведомление с указанием даты начала и окончания ее проведения. Таким образом, по мнению авторов законопроекта, из-за этого теряется внезапность контроля и предоставляется возможность исправления и уничтожения документов, которые свидетельствуют о финансовых нарушениях. Пользуясь действующим ограничением сроков проведения ревизий и судебным порядком их продолжения, некоторые должностные лица учреждений, организаций и предприятий государственного сектора экономики затягивают ревизионный процесс, не предоставляя ревизорам документов и не выполняя их законных требований о проведении инвентаризаций и т.д.
Кроме того, авторы указали еще на ряд моментов, которые, по их мнению, либо затрудняют работу органов ГКРС, либо не согласуются с положениями других нормативно-правовых актов. Остановимся подробно на некоторых положениях законопроекта и сравним его с действующей редакцией.
Прежде всего, отметим, что в соответствии со статьей 5 предложенного законопроекта Главное контрольно-ревизионное управление Украины возглавляет председатель, который назначается на должность и освобождается с должности Кабинетом Министров Украины по представлению премьер-министра Украины, а контрольно-ревизионные управления возглавляют начальники, которые назначаются председателем Главного контрольно-ревизионного управления Украины. В соответствии с действующей редакцией Главное контрольно-ревизионное управление Украины возглавляет заместитель министра финансов Украины — начальник управления, который назначается КМУ по представлению министра финансов Украины. Кроме того, проектом предлагается исключить положение, предусматривающее, что назначение начальников контрольно-ревизионных управлений должно следовать после согласования такого назначения с Советом министров Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями.
Несколько расширены функции ГКРС, которые закреплены статьей 8 как законопроекта, так и действующей редакцией соответствующего Закона. Так, устанавливается, что представитель Главного контрольно-ревизионного управления Украины включается в состав наблюдательного совета хозяйственного общества, в уставном фонде которого права государства превышают 50 процентов, вместо включения в состав ревизионной комиссии, как это установлено действующей редакцией Закона Украины «Об управлении объектами государственной собственности».
Стоит отметить, что структура проекта новой редакции закона в точности повторяет структуру Закона.
Также, законодательно закрепляется право органов ГКРС осуществлять от имени Кабинета Министров Украины контроль над правильностью формирования, законным, целевым и эффективным использованием средств и имущества в сфере страхования (это касается пенсионного страхования, страхования от несчастных случаев на производстве и профессионального заболевания, которые послужили причиной потери трудоспособности, страхования на случай безработицы, страхования в связи с временной потерей трудоспособности и затратами, обусловленными похоронами), за исключением контроля своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты сборов и взносов на обязательное государственное страхование и взносов на общеобязательное государственное социальное страхование.
В этом контексте важно отметить еще одно новшество. Так, органы ГКРС лишаются полномочий осуществлять контроль относительно сбора на обязательное государственное пенсионное страхование (полномочия были установлены частью третьей статьи 5 Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование») и акцизных марок (полномочия были установлены частью третьей статьи 9 Закона Украины «Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия»).
Интересны положения законопроекта относительно плановых и внеплановых проверок. Так, длительность проведения внеплановых проверок в соответствии со статьей 11 законопроекта не должна превышать 30 дней (для сравнения: в действующей редакции установлен срок в 15 дней). Продление сроков такой ревизии возможно лишь по решению суда на срок, не превышающий 15 дней (в действующей редакции — 5 дней). Как уже указывалось выше, авторы законопроекта настаивают на отмене закрепленного в Законе положения, что «право на проведение плановой выездной ревизии подконтрольных учреждений предоставляется лишь в том случае, когда им не позднее, чем за десять дней до дня проведения указанной ревизии выслано письменное уведомление с указанием даты начала и окончания ее проведения». Кроме того, не установлен срок проведения плановой проверки.
Предполагается упрощение процедуры получения органами ГКРС информации от банковских учреждений и органов статистики. Так, должностные лица органов ГКРС, проверяя бюджетные средства, не имеют возможности получить от банков информацию о движении и использовании этих средств. Также действующее законодательство не дает органам ГКРС права получать от статистических органов информацию, необходимую для осуществления контроля. Ввиду этого, по мнению авторов проекта, для установления подотчетности и подконтрольности юридических лиц, которые получают бюджетные средства и используют государственное имущество, для упрощения процедуры назначения и проведения контрольных мероприятий принятие законопроекта является крайне необходимым.
Также указанным законопроектом предусматриваются изменения в другие нормативные акты. В частности, предусматривается, что органы ГКРС освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, с которыми они обращаются в суд и хозяйственный суд по всем делам, связанным с осуществлением их полномочий. Устанавливается, что должностные лица органов ГКРС не могут быть членами политических партий, определяется порядок предварительного заключения лиц, которые работали в органах государственной контрольно-ревизионной службы и т.д.
Анализируя данный законопроект, невольно создается ощущение, что он лишен объективности и откровенно написан «под КРУ». На сегодня отсутствует вывод Главного научно-экспертного управления, однако скорее всего данный проект будет подвергнут критике и не будет принят Верховном Советом в том виде, в котором он зарегистрирован.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…