Кодекс административного судопроизводства Украины (КАС) вступил в силу с 1 сентября 2005 года. С этого момента и до сих пор Верховным Советом Украины было принято уже семь Законов Украины, которыми внесены изменения и дополнения в КАС. И еще десятки таких законопроектов ждут своей дальнейшей доработки и принятия. Такие действия со стороны Верховного Совета Украины свидетельствуют о желании законодательного органа усовершенствовать уже принятые им нормы КАС и тем самым облегчить работу административного суда.
Подобные изменения, принятые Верховным Советом Украины в течение 2005—2007 годов, были обусловлены, прежде всего, функциональной неподготовленностью судебной системы Украины к созданию административных судов. Так, например, изменения, внесенные Законом Украины № 2875-IV от 8 сентября 2005 года, были связаны с недостаточным обеспечением техническими средствами административных судов для осуществления полной фиксации судебного процесса вопреки статье 41 КАС. Таким образом, было предоставлено право административным судам до 1 января 2008 года осуществлять такую фиксацию лишь по требованию лица, принимающего участие в деле, или по собственной инициативе, тем самым облегчена работа административных судов Украины.
Принятие Закона Украины № 2953IV от 6 октября 2005 года, которым были внесены изменения и дополнения в КАС, стало следствием неготовности судебной системы Украины к созданию окружных и апелляционных административных судов. Верховный Совет Украины таким Законом установил конечный срок создания апелляционных административных судов и, кроме того, определил подсудность рассмотрения административных дел до создания вышеуказанных административных судов.
Следовательно, если изменения к КАС стали следствием неподготовленности судебной системы Украины к внедрению административных судов, то законопроекты относительно внесения изменений в КАС связаны в первую очередь с желанием облегчить работу административных судов.
Среди законопроектов, которыми планируется внести изменения в КАС, следует отметить проект Закона Украины № 1455 «О внесении изменений в статью 18 КАС (относительно предметной подсудности административных дел местным общим судам как административным судам)», внесенный на рассмотрение Верховного Совета Украины 18 января 2008 года народными депутатами Украины Шустик А.Ю. и Швецом В.Д. Данный законопроект разработан Комитетом Верховного Совета Украины по вопросам правосудия с целью «разгрузки» окружных административных судов Украины.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 18 КАС окружным административным судам подсудны административные дела, одной из сторон в которых является орган государственной власти, другой государственный орган, орган власти Автономной Республики Крым, их должностное или служебное лицо, кроме дел по поводу их решений, действий или бездеятельности по делам об административных проступках.
Но на данный момент большинство дел, рассматриваемых окружными административными судами Украины, имеют социальный характер (назначение пенсии, помощи, выплат). А принимая во внимание тот факт, что большинство окружных административных судов Украины работают в составе трех-четырех судей, возникает вероятность рассмотрения административных дел окружными административными судами сверх установленного законодательством срока.
Данный законопроект предусматривает, что окружные административные суды с момента вступления в силу данного Закона заканчивают рассмотрение исковых заявлений, по которым уже открыто производство и которые еще не рассмотрены. Административные иски, поданные до вступления в силу данного Закона в соответствующие окружные административные суды, в вышеуказанных спорах и по которым производство по делу не было открыто, передаются окружными административными судами в соответствующие местные общие суды как административные суды в порядке, установленном КАС.
Также хотелось бы отметить проект Закона Украины № 2016 «О внесении изменений в КАС (относительно обжалования правовых актов)», внесенный на рассмотрение Верховного Совета 7 февраля 2008 года народным депутатом Украины Зваричем Р.М.
Указанный законопроект был разработан Комитетом Верховного Совета Украины по вопросам правосудия с целью разгрузки Окружного административного суда г. Киева путем изменения территориальной подсудности относительно обжалования постановлений Верховного Совета Украины, указов и распоряжений Президента Украины, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины.
Так, на данный момент Окружному административному суду г. Киева в соответствии с пунктом 3 статьи 19 КАС подсудны дела относительно обжалования постановлений Верховного Совета Украины, указов и распоряжений Президента Украины, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины.
Данным законопроектом предусматривается изменение территориальной подсудности относительно обжалования вышеуказанных нормативно-правовых актов с Окружного административного суда г. Киева на Высший административный суд Украины. Такие изменения не только облегчат работу Окружного административного суда г. Киева, но и установят определенную приоритетность постановлений Верховного Совета Украины, указов и распоряжений Президента Украины, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины над другими нормативными актами, так как вышеуказанные нормативно-правовые акты будут рассматриваться лишь Высшим административным судом Украины.
На рассмотрение Верховного Совета Украины народными депутатами были внесены также законопроекты относительно осуществления уполномоченным Верховного Совета Украины по правам человека парламентского контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере административного судопроизводства, относительно возможности рассмотрения дела на русском языке и др.
Подводя итог, можно сделать вывод, что сам Кодекс административного судопроизводства Украины находится еще на стадии усовершенствования, а административные суды Украины — на стадии становления.
МИСЕЧКО Владимир — юрист ЮФ «Лавринович и Партнеры», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…