Процесс присоединения Украины к ВТО длится с 1993 года, начиная с присоединения к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (далее — ГАТТ). Работа же по изменениям в законодательстве началась только в 2001 году, когда Указом Президента Украины «О дополнительных мерах по ускорению вступления Украины во Всемирную торговую организацию» от 5 сентября 2001 года № 797/2001 (с последними изменениями от 13 июля 2005 года) было предусмотрено прямое указание Кабинету Министров Украины относительно разработки и обеспечения принятия перечня законов, направленных на гармонизацию законодательства Украины с требованиями и нормами системы соглашений ВТО. Всего за это время были внесены изменения в более чем 70 законов и значительное количество подзаконных актов, некоторые из которых уже действуют, но для большинства моментом вступления в законную силу определено время вступления Украины в ВТО (для некоторых норм установлены специальные сроки — через 5 лет после вступления Украины в ВТО). Отметим, что некоторые из необходимых законов принимались одновременно с ратификацией Протокола о вступлении в ВТО. А еще 5 законопроектов (среди которых и базовый Закон «О таможенном тарифе») ожидают своей очереди.
Как известно, 5 февраля с. г. Президент Украины подписал Протокол о вступлении Украины в ВТО. 10 апреля этот документ был ратифицирован парламентом, а 16 апреля соответствующий закон был подписан Президентом. В этот же день Украина уведомила ВТО о ратификации соглашения. Таким образом, уже 16 мая с.г. Украина станет полноправным членом Всемирной торговой организации.
Рассмотрим подробнее те изменения, которые произойдут в национальном законодательстве в связи со вступлением Украины в ВТО.
Банковское дело
Со дня вступления Украины в ВТО вступят в силу изменения в Закон Украины «О банках и банковской деятельности», внесенные Законом Украины от 16 ноября 2006 года № 358V. Согласно этим изменениям, иностранные банки будут иметь право на открытие филиалов и представительств на Украине. Напомним, что ныне иностранным банкам для работы на Украине приходится создавать новый банк или покупать уже действующий.
Для открытия филиала или представительства на Украине необходимо соблюдение следующих условий: государство, в котором зарегистрирован иностранный банк, должно принадлежать к государствам, которые принимают участие в международном сотрудничестве в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также сотрудничает с Группой по разработке финансовых мероприятий по борьбе с отмыванием денег (FATF); банковский надзор в государстве, в котором зарегистрирован иностранный банк, отвечает Основным принципам эффективного банковского наблюдения Базельского комитета по вопросам банковского надзора; между НБУ и органом банковского надзора государства, в котором зарегистрирован иностранный банк, заключено соглашение о взаимодействии в сфере банковского надзора, гармонизации принципов и условий; минимальный размер капитала филиала на момент его аккредитации должен быть не менее чем 10 миллионов евро. Кроме того, деятельность филиалов иностранных банков должна соответствовать требованиям, выдвигаемым НБУ и к другим участникам банковской системы. Для начала деятельности на Украине филиалы иностранных банков должны быть аккредитованными Национальным банком. Вклады физических лиц в филиалах иностранных банков гарантируются в таком же порядке и размерах, что и для других субъектов банковской деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность
Прежде всего отметим вступление в силу части 13 статьи 71 Таможенного кодекса Украины, которой определено, что правила взимания платы за таможенное оформление вне таможенных органов или в нерабочее время должен установить КМУ.
Со дня вступления в ВТО утрачивает силу постановление КМУ от 27 января 1997 года № 65 «О ставках таможенных пошлин», которым было установлено значительное количество таможенных пошлин, включая сбор за таможенное оформление товаров. С того же дня вступает в силу постановление КМУ от 18 января 2003 года № 93 «О взимании платы за таможенное оформление товаров и транспортных средств вне места расположения таможенных органов или вне рабочего времени, установленных для таможенных органов», которым устанавливается только две таможенные пошлины: сбор за таможенное оформление товаров и транспортных средств вне места расположения таможенных органов и сбор за таможенное оформление товаров и транспортных средств в местах расположения таможенных органов вне рабочего времени, установленного для таможенных органов.
В результате этих законодательных преобразований из всех таможенных сборов останутся только два: 1) сбор за таможенное оформление товаров и других предметов в зонах таможенного контроля на территориях и в помещениях предприятий, хранящих такие товары и другие предметы; 2) сбор за таможенное оформление в нерабочее время, установленное для таможни.
Если таможенное оформление товаров и транспортных средств вне места расположения таможенных органов будет проводиться в рабочее время, оно обойдется в 20 долларов США за один час работы. За работу же таможенников за пределами таможни либо в помещении таможни в сверхурочное и ночное время, а также в выходные дни придется заплатить 40 долларов США, а в праздничные и нерабочие дни — 50 долларов США.
Законом, принятым 10 апреля 2008 года, устанавливается, что не допускается ограничение импорта товаров, относительно которых устанавливаются определенные квоты, до полного использования этих квот. Предусмотрено также, что в таможенном оформлении товаров, которые лицензируются и нагружаются навалом, не может быть отказано за незначительные отклонения стоимости, количества или веса от тех значений, которые содержатся в лицензии. Информация относительно лицензирования в случае необходимости может опубликовываться, как правило, за 21 день до даты внедрения режима лицензирования, но не позднее даты его внедрения.
Существенно снизятся и экспортные таможенные пошлины. Так, согласно изменениям, которые вносятся Законом Украины от 16 ноября 2006 года № 356-V в Закон Украины «О вывозной (экспортной) таможенной пошлине на живой скот и кожевенное сырье», начиная с первого года вступления Украины в ВТО, ставки экспортной таможенной пошлины на скот и кожсырье поэтапно будут уменьшаться: для живого скота — начиная с 50 % от таможенной стоимости товара, а затем ежегодно на 5 % до конечной ставки 10 %; для кожевенного сырья — с 30 %, а затем ежегодно на 1 % до достижения 20 % уровня.
Законом Украины от 7 июля 2005 года № 2773-IV с момента вступления Украины в ВТО предусматривается также уменьшение действующих ставок экспортных таможенных пошлин на некоторые виды семян масличных культур: на 1 % ежегодно и до 10 % таможенной стоимости экспортируемого товара. Напомним также, что с этого же момента, согласно Закону Украины от 31 мая 2007 года № 1113-V, будут отменены индикативные цены на семена масличных культур.
Законом Украины «Об установлении тарифной квоты на ввоз на Украину сахара-сырца из тростника» от 30 ноября 2006 года, который вступит в силу с 1 января года, следующего за годом вступления Украины в ВТО (то есть с 1 января 2009 года), установлена ежегодная квота на ввоз на Украину с 1 января до 31 декабря сахара-сырца в объеме 260 тысяч тонн по ставке ввозной пошлины в размере 2 % его таможенной стоимости.
С момента вступления Украины в ВТО в новой редакции будет изложен Закон Украины «О вывозной (экспортной) пошлине на отходы и лом черных металлов». Ставки таможенной пошлины в соответствии с этим Законом будут установлены в евро за 1 тонну. При этом предусмотрено их планомерное снижение на протяжении семи лет.
С 1 января 2009 года вступит в силу Закон Украины от 13 декабря 2006 года № 441-V «О ставках вывозной (экспортной) таможенной пошлины на лом легированных черных металлов, лом цветных металлов и полуфабрикатов с их использованием», предусматривающий введение экспортной таможенной пошлины в процентах к таможенной стоимости и поэтапное их уменьшение. За шесть лет экспортная пошлина по различным видам лома должна снизиться с 30 % до 15 %.
В соответствии с Законом Украины «О металлоломе» ныне запрещен экспорт, а также вывоз за пределы таможенной территории Украины давальческого сырья лома легированных черных металлов, лома цветных металлов, продуктов первичной металлургической переработки в форме слитков, чушек, пластин и других полуфабрикатов из нерафинированной меди. Со дня вступления в ВТО Украина разрешит экспорт отмеченного металлургического сырья; на протяжении пяти лет устанавливаются специальные экспортные пошлины. На пятилетний период также устанавливается ограничение относительно лиц, которые имеют право на экспорт лома легированных черных металлов, утиля цветных металлов и полуфабрикатов с их использованием. Экспортировать эти товары могут только специализированные металлургические перерабатывающие предприятия, на которых изготовлены такие товары, при наличии экспортного сертификата качества. Система управления качеством на этих предприятиях должна отвечать требованиям стандартов ISO 90002001, подтвержденным сертификатом соответствия. Вывоз лома в качестве давальческого сырья будет осуществляться исключительно при условии предварительной уплаты в бюджет экспортной пошлины деньгами (вексельная или прочие формы расчетов не допускаются).
Издательское дело
В соответствии с изменениями, внесенными Законом Украины от 2 ноября 2006 года № 317-V в статью 25 Закона Украины «Об издательском деле», через пять лет после вступления Украины в ВТО будут отменены ограничения на использование иностранного капитала в сфере услуг по распространению печатной продукции. Предприятиям, часть иностранных инвестиций в уставном фонде которых превышает 30 %, будет разрешено распространение издательской продукции на территории Украины.
Интеллектуальная собственность
Значительно изменятся размеры сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности.
В частности, постановлением КМУ от 19 сентября 2007 года № 1148 утверждены изменения в Порядок уплаты сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности. Со вступлением в ВТО будет действовать единственная шкала сборов, то есть размер сбора не будет зависеть от страны, где находится плательщик. Размеры сборов будут значительно выше, чем сборы, ныне установленные для резидентов стран с валовым национальным доходом на душу населения меньше трех тысяч долларов США в год, однако ниже сборов, которые на данное время платят резиденты других государств.
При этом если сейчас авторы изобретения, полезной модели, промышленного образца или топографии интегральной микросхемы платят большую часть сборов относительно указанных объектов в размере 50 % от установленных ставок, то со вступлением в ВТО отмеченные категории лиц будут платить соответствующие сборы в размере только 5 % от установленных ставок. Кроме того, установлены льготы для неприбыльных учреждений и организаций, которые будут платить эти сборы в размере 10 %. Все отмеченные льготы не будут применяться к сборам при выдаче лицензий и передаче прав на вышеперечисленные объекты интеллектуальной собственности.
Новые ставки сборов устанавливаются в национальной валюте Украины, хотя, как и сейчас, резиденты других стран смогут платить в долларах США или евро по курсу НБУ на день уплаты.
Кроме того, законом от 10 апреля с.г. украинское законодательство гармонизируется с Соглашениями ТРИПС. В частности, урегулированы вопросы использования знаков для товаров и услуг в доменных именах и признания таких знаков широко известными.
Сельское хозяйство
Согласно Закону Украины от 31 мая 2007 года № 1112-V, из Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» будет исключена статья 81, предусматривающая специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства.
Сейчас сельскохозяйственные товаропроизводители не платят НДС в бюджет и оставляют эти средства в собственном распоряжении для использования в производственных целях на основании пункта 11.29 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость». Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28 декабря 2007 года установлено, что пункт 11.29 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» действует до 1 января года, следующего за годом, в котором парламент ратифицирует протокол о присоединении Украины к ВТО. Также с 1 января года, следующего за годом, в котором парламент ратифицирует протокол о присоединении Украины к ВТО, сумма НДС, которая сейчас направляется перерабатывающими предприятиями на выплату дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за реализованные ими молоко и молочную продукцию, мясо и мясопродукты, будет перечисляться в государственный бюджет.
Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О молоке и молочных продуктах» от 30 ноября 2006 года со дня вступления Украины в ВТО отменяются минимальные закупочные цены на молоко, квотирование производства и продажи молока сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также изымаются положения Закона Украины «О молоке и молочных продуктах», которые предусматривают поддержку экспорта молочных продуктов и создание Фонда содействия развития рынка молока и молочных продуктов.
Но и совсем без поддержки украинские сельхозпроизводители не останутся. Предполагается, что государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей будет осуществляться за счет тех специальных режимов обложения НДС, которые не противоречат вступлению в ВТО, с одновременной ежегодной компенсацией потерь сельхозтоваропроизводителей. Суммы такой компенсации предлагается устанавливать ежегодно в законе о государственном бюджете на очередной год.
Страховая деятельность
Многочисленные преобразования в связи с членством Украины в ВТО ожидают и субъектов страховой деятельности. Так, законами от 16 ноября 2006 года и 31 мая 2007 года внесены изменения в Закон Украины «О страховании».
Со дня вступления в ВТО страховщики-нерезиденты получат непосредственный, но ограниченный, доступ к страховому рынку Украины. Во время переходного периода (5 лет) резидентам позволяется заключать договоры страхования с иностранными страховыми компаниями только в установленных случаях: страхования рисков, связанных с морскими перевозками, коммерческой авиацией, запуском космических ракет и фрахтом (включая спутники); перестрахования; страхового посредничества, такого как брокерские и агентские операции относительно перестрахования исключительно по страхованию рисков, связанных с морскими перевозками и других рисков из вышеприведенного перечня; а также вспомогательных услуг по страхованию, таких как консультационные услуги, оценка актуарного риска и удовлетворение претензий.
А через пять лет после вступления Украины в ВТО на территории нашего государства будут отменены ограничения на посредническую деятельность, связанную с заключением договоров страхования с иностранными страховщиками.
После вступления в ВТО остается действующей часть 9 статьи 15 Закона Украины «О страховании», согласно которой страховые или перестраховые брокеры-нерезиденты могут предоставлять услуги лишь через постоянные представительства на Украине. Но согласно последним изменениям такие брокеры-нерезиденты не будут обязаны быть зарегистрированными как налогоплательщики на Украине, достаточно будет сообщить уполномоченному органу о намерении осуществлять деятельность на территории Украины. Госфинуслуг обнародует такую информацию на своей официальной странице в сети Интернет и в печатных средствах массовой информации. Отмеченная норма, таким образом, значительно упрощает процесс входа страховых иили перестраховых брокеров-нерезидентов на украинский страховой рынок, либерализуя национальное законодательство путем установления равных условий доступа к рынку для украинских и иностранных брокеров.
Отметим, что рынок страховых услуг готов к грядущим преобразованиям и на подзаконном уровне.
С целью реализации упомянутых изменений в законодательстве о страховании Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины (Госфинуслуг) утверждено несколько нормативных актов, которые вступают в силу с момента вступления Украины в ВТО. Это, в частности, Требования к порядку заключения договоров со страховщиками-нерезидентами. Согласно этим Требованиям, лицо, которое намеревается заключить такой договор, должно получить от страховщика-нерезидента в письменной форме информацию (подтверждение) о соответствии его деятельности условиям, установленным Законом Украины «О страховании».
В соответствии с Требованиями к порядку осуществления посреднической деятельности на территории Украины по заключению договоров страхования со страховщиками-нерезидентами страховые посредники смогут осуществлять посредническую деятельность на территории Украины по заключению договоров страхования/перестрахования лишь с теми страховщиками-нерезидентами, которые имеют право осуществлять страховую деятельность на Украине в соответствии с Законом Украины «О страховании».
Необходимо также отметить, что планируется полный допуск филиалов иностранных страховых компаний на рынок Украины через пять лет после вступления в ВТО, что предусмотрено Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О страховании» от 7 июля 2005 года. Распоряжениями Госфинуслуг еще в 2006 году утверждены: Порядок регистрации филиалов страховщиков-нерезидентов, Порядок ликвидации филиалов страховщиков-нерезидентов, Положение об осуществлении надзора за деятельностью филиалов страховщиков-нерезидентов и применении мероприятий влияния за нарушение ими законодательства о финансовых услугах, Требования к гарантийному депозиту филиала страховщика-нерезидента, Лицензионные условия осуществления страховой деятельности филиалами страховщиков-нерезидентов. Все указанные нормативно-правовые акты вступят в силу через 5 лет после вступления Украины в ВТО, то есть в 2013 году.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…