Как пустить ТЭК «под списание» — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №42 (356) » Как пустить ТЭК «под списание»

Как пустить ТЭК «под списание»

Вопрос усовершенствования правовой сферы деятельности топливно-энергетического комплекса постоянно находится в центре внимания наших законодателей. И это не удивительно, поскольку нормальное функционирование ТЭК — это залог крепкой экономики государства. Учитывая миллиардные размеры долгов, накопившихся между предприятиями ТЭК, решение проблемы погашения этих долгов является архиактуальным.

Постановлением Верховного Совета Украины 29 июня 2004 года был принят за основу проект Закона Украины «О мерах, направленных на обеспечение постоянного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса» (регистрационный № 5476), внесенный народными депутатами Украины В.К. Бронниковым, А.П. Клюевым, О.Г. Панасовским и В.П. Семенюк. Анализ этого законопроекта представляется интересным, поскольку дает возможность оценить определенные тенденции, наблюдающиеся в нашем государстве при решении проблемных вопросов ТЭК.

Исходя из содержания законопроекта, он распространяется на правоотношения между предприятиями топливно-энергетического комплекса, а также другими участниками расчетов, которые имеют или перед которыми есть задолженность, возникшая вследствие неполных расчетов за энергоносители. Участниками расчетов при этом будут предприятия ТЭК, субъекты хозяйственной деятельности, распорядители денежных средств государственного и местных бюджетов, государственные целевые фонды, Государственный комитет Украины по государственному материальному резерву, правопреемники ликвидированных фондов, предусмотренных законодательством, распорядитель целевого отраслевого фонда создания ядерно-топливного цикла Министерства топлива и энергетики Украины, имеющие дебиторскую или кредиторскую задолженность и принимающие меры по ее погашению на условиях, определенных этим Законом.

Таким образом, законопроектом фактически не ограничен круг субъектов, правоотношения между которыми должны урегулироваться положениями проекта (к кругу этих субъектов отнесены и те, на кого юрисдикция Украины может не распространяться — иностранные юридические лица). При этом отношения, существующие между разными субъектами хозяйствования, неоднородны и имеют свою специфику. Соответственно, к решению проблемы задолженности между разными субъектами необходимы различные подходы. А по моему мнению, возможность всестороннего и адекватного урегулирования всего разнообразия отношений между неоднородными субъектами в пределах одного законодательного акта весьма сомнительна.

Так, пунктом 5.1.2 статьи 5 законопроекта предусмотрено, в частности, списание задолженности предприятий топливно-энергетического комплекса, внесенных в соответствующий реестр, в составе:

а) задолженности по обязательствам за энергоносители и услуги по их передаче (транспортированию) и/или поставке, по которой не истек срок исковой давности и которая возникла по причинам, перечисленным в подпункте «а» пункта 5.1.2 статьи 5 законопроекта;

б) задолженности по обязательствам за товары, работы (услуги), потребленные в процессе производства (добычи), передачи (транспортирования) и/или поставок энергоносителей, по которым истек срок исковой давности;

в) сумм пени, штрафных и финансовых санкций, начисленных, но не уплаченных, согласно законодательству Украины, на суммы налоговых обязательств, входящих в состав налогового долга, зафиксированного на расчетную дату;

г) сумм обязательных платежей в Государственный инновационный фонд и сборов на финансирование расходов, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования, подлежавших уплате по состоянию на 1 сентября 2002 года.

Осуществление списания задолженности, согласно пункту 5.1.2 статьи 5 проекта Закона, по моему мнению, приведет к нарушению конституционных прав кредиторов (в соответствии с пунктом 5.3 этой статьи Закона, такие кредиторы лишь уведомляются о размере списываемой задолженности). Согласно статье 13 Конституции Украины, государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, а все субъекты права собственности равны перед законом. Списание задолженности предприятий ТЭК за энергоносители и услуги по их передаче (транспортированию) и/или поставкам по причинам, которые никоим образом не касаются кредиторов (неисполнение обязательств по оплате энергоносителей ввиду несоответствия тарифов, неуплаты населением за электрическую энергию, отсутствия соответствующих расходных статей в бюджетах), прямо нарушает право кредиторов требовать добросовестного исполнения соответствующих договоров, противоречит правовым основам и гарантиям предпринимательства, гражданскому законодательству и, в частности, Закону Украины

«О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

С другой стороны, в соответствии с действующим законодательством, кредиторы могут применять прощение долга. То есть право на списание (прощение) долга одного субъекта хозяйствования перед другим должно принадлежать именно кредитору. По моему мнению, именно из этого принципа, отражающего один из признаков права собственности, следует исходить при урегулировании вопроса относительно списания задолженности.

Также следует заметить, что пунктом 5.1.4 статьи 5 законопроекта предусмотрена возможность списания задолженности за электрическую энергию оптового поставщика электрической энергии и производителей электрической энергии в размере разницы между суммами дебиторской и кредиторской задолженности оптового поставщика электрической энергии за электрическую энергию, определенной по согласованию с производителями электрической энергии — кредиторами оптового поставщика электрической энергии. Однако возможный механизм такого списания представляется полностью непонятным, поскольку разница между дебиторской и кредиторской задолженностью оптового поставщика электрической энергии из-за специфики функционирования оптового рынка электроэнергии не может быть распределена между конкретными кредиторами.

На данный момент действующее законодательство не дает возможности использовать большинство способов погашения взаимной задолженности участников расчетов за электрическую энергию, что не позволяет уменьшить суммы кредиторско-дебиторской задолженности в ТЭК. Установленный Законом Украины «Об электроэнергетике» порядок расчетов за электрическую энергию исключительно денежными средствами на текущий счет со специальным режимом использования на это время распространяется на все расчеты за электрическую энергию, в том числе и на расчеты по погашению задолженности за электроэнергию, накопленной за длительное время. Учитывая это, законопроект должен предусматривать ограничение действия и внесение изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике» в части порядка осуществления участниками расчетов по погашению взаимной задолженности за электроэнергию, сформированной на определенную дату. Однако законопроект не содержит таких ограничений и изменений.

Следует отметить, что законопроектом фактически предполагается ряд преимуществ для предприятий, принимающих участие в расчетах и внесенных в реестр предприятий-участников погашения задолженности в соответствии с законопроектом (Реестр), перед другими субъектами хозяйствования, в частности:

— внесение предприятия топливно-энергетического комплекса в Реестр является основанием для возвращения хозяйственным судом без рассмотрения заявления о возбуждении производства по делу о банкротстве;

— на срок участия предприятия топливно-энергетического комплекса в процедуре погашения задолженности относительно такого предприятия останавливается действие пункта 140 Государственной программы приватизации на 2000—2002 годы, утвержденной Законом Украины «О Государственной программе приватизации», в части запрета осуществления операций с долговыми требованиями и обязательствами;

— на срок участия предприятия топливно-энергетического комплекса в процедуре погашения задолженности подлежат приостановлению меры принудительного исполнения решений относительно этого предприятия;

— задолженность в составе, определенном законопроектом, списывается без изменения налоговых обязательств налогоплательщиков – участников расчетов;

— при списании налогоплательщиками-участниками расчетов задолженности в случаях, предусмотренных законопроектом, не применяется порядок урегулирования безнадежной задолженности, установленный статьей 12 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий»;

— установлен льготный порядок реструктуризации задолженности для участников расчетов;

— предполагается возможность применения механизма погашения полной суммы задолженности путем ее частичной оплаты кредитору по цене товара (работ, услуг), что устанавливается сторонами на основе заключения соответствующего договора (то есть осуществление расчетов с дисконтом). При этом предусмотрено ненаступление налоговых последствий применения дисконтов, что фактически является значительной налоговой льготой.

Предоставление налоговых льгот и других преимуществ одним субъектам хозяйствования — участникам расчетов (круг которых фактически не ограничен и принадлежность к которым определяется на основании нечетких критериев) перед всеми другими субъектами хозяйствования, по моему мнению, приведет к нарушению прав последних как субъектов предпринимательской деятельности и будет противоречить принципам предпринимательства. Кроме того, приостановление мер принудительного исполнения решений относительно предприятий — участников расчетов, а также возвращение хозяйственным судом без рассмотрения заявления о возбуждении производства по делу о банкротстве этих предприятий нарушают законные права кредиторов этих предприятий.

Надеюсь, что приведенные выше замечания будут учтены законодателями при рассмотрении законопроекта во втором чтении.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Глававтотрансинспекция — вторая ГАИ?

Законодательная практика

Как пустить ТЭК «под списание»

Комментарии и аналитика

Как избавиться от регистратора

«Регистрационные» проверки

Неделя права

Статус судей под вопросом?

Налогово-бюджетное «оливье»

За международное сотрудничество!

Обсуждаем проект ХПК

Правоохранители «уклоняются»

Реестр событий

Авторитет суда требует повышения

Репортаж

Все юридические дороги СССР ведут в Ялту

Судебные решения

Возобновление пропущенного срока исковой давности

Основания для отказа в принятии апелляционной жалобы

Предприятие обязано создать рабочие места для трудоустройства инвалидов

Подведомственность споров хозяйственным судам

Тема номера

О моральном вреде глазами эксперта: мифы и реальность, практика и стереотипы

Частная практика

Кривая благодарности клиента

Юридический форум

О роли юридических фирм

Грядет «согласование» кодексов

Юрисконсульт

Как транспортники «грузили» налоговую

Конфликт интересов — правило не для практического применения?

Место разрешения спора изменить нельзя

Практика подведомственности дел

Юрист как мощный двигатель прогресса

Профессионалы или ... профессионалы

В тендере главное не участие, а победа

«ТОП-100»: тенденции профессионалов

Человеческий фактор в технологии успеха

Інші новини

PRAVO.UA