В настоящее время, наверное, нет более обсуждаемой в специальной прессе темы, чем проведение проверок различными контролирующими органами. Без сомнения, она актуальна — как в силу многочисленности органов, осуществляющих контроль за различными сферами деятельности субъектов хозяйствования, так и в связи с тем, насколько важно для предприятий минимизировать возможный ущерб от подобных проверок.
Отдельно хотелось бы рассмотреть один из аспектов деятельности едва ли не наиболее важного игрока на этом «поле» – Государственной налоговой службы (ГНС).
В силу неоднозначности трактовки положений некоторых нормативных актов органы ГНС почти всегда склонны расширительно толковать предоставленные им права в ущерб контролируемым ими объектам. Казалось бы, вопрос о проведении проверок субъектов хозяйствования органами Государственной налоговой службы решился с подписанием Указа Президента Украины от 23 июля 1998 года «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» (Указ о дерегулировании). В нем довольно четко указаны как виды проверок, так и периодичность и основания их проведения. Однако органы ГНС (как показала моя личная практика) толкуют положения данного Указа, естественно, с учетом своих интересов и в ущерб правам налогоплательщиков.
В данной статье речь пойдет о проверке соблюдения законодательства о применении регистраторов расчетных операций (РРО) в сфере торговли, общественного питания и услуг. В указанных сферах занято огромное число субъектов хозяйствования, и следует сказать, что для большинства из них вопрос остается актуальным.
Фирма, где я работаю, занимается розничной реализацией нефтепродуктов через сеть АЗС. Уже в силу отраслевой принадлежности достаточно легко предугадать пристальное внимание различных контролирующих органов к этому сегменту рынка. В частности, органы ГНС предпочитают неоднократно проверять соблюдение законодательства о применении РРО. При этом органы ГНС вовсе не утруждают себя аргументацией оснований для проведения указанных проверок: каждый раз предъявляется удостоверение на проверку конкретной АЗС, в котором в качестве основания для ее проведения указан пункт 1 статьи 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе». Ссылки работников проверяемых объектов на Указ о дерегулировании не имеют никакой силы, так как, по мнению органов ГНС, положения этого акта не применяются к данному виду проверок, поскольку он предусматривает проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а применение РРО таковой деятельностью, по мнению опять же самих налоговиков, не является.
Итак, налицо два толкования законодательства. Попробуем разобраться в проблеме, опираясь на Закон. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе» органы ГНС имеют право осуществлять на предприятиях, организациях и учреждениях различного рода проверки. В то же время часть вторая данного пункта статьи 11 Закона прямо указывает, что периодичность таких проверок устанавливается в соответствии с требованиями законодательства. Таким образом, нормы данной статьи являются отсылочными, то есть право налоговых органов проводить проверки ограничивается процедурой таких проверок, установленной законодательством. Уже здесь кроется главный подвох для позиции налоговой службы, которая не утруждает себя ссылкой на какой-либо нормативный акт, регулирующий порядок проведения проверок законодательства об использовании РРО.
Следует признать, что такая ситуация с данными видами проверок отнюдь не случайна, а изначально обусловлена пробелами в ее нормативном регулировании. Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» действительно не указывает на процедуру контроля за его исполнением. Так, в соответствии с частью 4 статьи 16 данного Закона, плановые или внеплановые проверки лиц, использующих регистраторы расчетных операций, расчетные книжки или книги учета расходных операций, осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Украины. Статья 15 данного Закона оставляет за органами ГНС право на осуществление проверок исполнения указанного Закона.
Единственным нормативным документом, который регулирует порядок и процедуру осуществления плановых и внеплановых проверок органами Государственной налоговой службы, является упомянутый в начале статьи Указ о дерегулировании. Представляется, что, поскольку Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» прямо упоминает такие виды проверок, как плановые и внеплановые, и отсылает правоприменителя к специальному законодательству, регулирующему проведение плановых и внеплановых проверок, нет никаких оснований полагать, что Указ о дерегулировании не применяется при проведении проверок соблюдения законодательства об РРО.
Отдельно, видимо, следует упомянуть о позиции Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, который в ряде своих писем (в частности от 15 октября 2002 года № 1-221/5509, от 1 ноября 2002 года № 2-222/5843 и от 30 апреля 2003 года № 2-221/2690) однозначно указал, что поскольку расчеты за товары и услуги являются частью финансово-хозяйственной деятельности предприятия, то Указ о дерегулировании следует применять при осуществлении указанных проверок. По мнению Госкомитета, там, где законодатель хотел ограничить применение положений Указа, он прямо определил это в самом нормативном акте (например, статья 15 Указа).
Шаткость позиции органов ГНС в данном вопросе очевидна уже потому, что, отвергая правомерность применения Указа о дерегулировании при осуществлении проверок соблюдения законодательства об РРО, налоговики не указывают, каким нормативным актом, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины, предусматривается порядок осуществления таких проверок. А некоторые представители славной налоговой службы ссылаются на приказ Государственной налоговой администрации Украины, не зарегистрированный в Минюсте и имеющий гриф «Для служебного пользования». Очевидно, для большинства чиновников все еще пустым звуком остаются требования статьи 19 Конституции Украины, предусматривающей, что органы государственной власти и местного самоуправления и их должностные лица обязаны действовать исключительно на основании, в пределах и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.
Поэтому, по моему мнению, плановые и внеплановые проверки субъектов хозяйствования могут осуществляться только в порядке и на условиях, предусмотренных Указом о дерегулировании, а попытки осуществить указанные проверки без оснований, приведенных в данном Указе Президента, являются незаконными. Очевидно и то, что субъекты хозяйствования с целью минимизации ущерба от незаконных действий налоговиков не должны допускать их к проведению таких проверок.
По моему мнению, несмотря на очевидность, представляется необходимым уточнить порядок проведения проверок законодательства о применении РРО, учитывая тот факт, что для чиновников во все времена положения любого закона были пустым звуком, если они не подкреплялись инструкцией какого-либо ведомства.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…