Изменять процесс
1 ноября 2016 года в Верховном Совете Украины был зарегистрирован законопроект № 5336 «О Конституционном Суде Украины», в котором закреплены положения о конституционной жалобе.
Стоит отметить, что дискуссии о необходимости внедрения института конституционной жалобы как направления развития конституционного судопроизводства активно продолжались с момента основания Конституционного Суда Украины (КСУ). В основном украинские ученые всячески поддерживали идею создания такого института.
Законопроектом предлагается предоставить лицу право обратиться с конституционной жалобой в течение трех месяцев со дня вынесения окончательного судебного решения по его делу. Жалобы планируется рассматривать на заседании коллегии в составе пяти судей или на пленарном заседании КСУ. В то же время предусмотрено и право обжалования решений КСУ на пленарном заседании КСУ.
При всем позитиве указанного нововведения все же есть и некоторые проблемные моменты.
КСУ в скором времени после принятия Закона «О Конституционном Суде Украины» будет засыпан конституционными жалобами. Может возникнуть ситуация, когда КСУ будут воспринимать как еще одну судебную инстанцию и безосновательно подавать конституционные жалобы. Такой поток беспочвенных жалоб сможет фактически блокировать реформу конституционного производства, поскольку работникам КСУ придется их постоянно отсеивать. Сначала нужно обеспечить должным образом материальными и трудовыми ресурсами КСУ.
В законопроекте есть и некоторые недостатки. Например, согласно статье 134 законопроекта, в случае удовлетворения конституционной жалобы лицо имеет право обратиться в суд общей юрисдикции о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, определенном процессуальным законом. Однако все процессуальные кодексы, кроме уголовного, определяют, что основанием для пересмотра судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам является установленная КСУ неконституционность нормы, примененной судом при рассмотрении дела, если решение суда еще не исполнено.
Поскольку судебные решения в основном вступают в силу уже после их рассмотрения апелляционной инстанцией, а исполнители сегодня материально заинтересованы в скором исполнении решений, есть большая вероятность исполнения судебных решений до рассмотрения конституционной жалобы.
Таким образом, законопроект нужно усовершенствовать. С принятием Закона «О Конституционном Суде Украине» необходимо внести изменения в процессуальные законы для возможности пересмотра решений суда общей юрисдикции после удовлетворения жалобы КСУ.
БОНДАРЧУК Дмитрий — юрист ЮК FCLEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…