Очередные изменения в Закон Украины «Об электроэнергетике» вызвали волну дискуссий среди юристов и предпринимателей соответствующей отрасли. О значении этих изменений для дальнейшего развития альтернативной энергетики и энергетического сектора в целом, а также о перспективах юридического бизнеса в этой сфере рассказал новый партнер международной юридической фирмы CMS Cameron McKenna, сопредседатель Комитета по вопросам топлива и энергетики Американской торговой палаты Виталий Радченко.
— Насколько динамично развивается сегодня рынок юридических услуг в сфере энергетики?
— Потребность в юридических услугах в этой сфере на протяжении последних лет постоянно растет. Необходимо смотреть на бизнес-климат Украины в целом, поскольку успешность юридической практики во многом зависит от состояния определенной отрасли экономики. Энергетика Украины — это сектор, в котором все еще происходят позитивные сдвиги. Поэтому, наряду с фармацевтикой и сельскохозяйственным бизнесом, энергетика является отраслью, к которой инвесторы проявляют значительный интерес. У нас нет сомнений в том, что такой интерес будет расти, как минимум, еще несколько лет. Это связано с правительственными инициативами и нереализованным потенциалом Украины, а также безысходностью и плачевным состоянием большинства энергетических объектов и инфраструктуры на Украине. Все эти факторы, среди прочих других, движут нашей юридической практикой.
— Какие услуги в сфере энергетики являются наиболее востребованными?
— Традиционно — это корпоративное право. Компании заходят на рынок и чаще всего приобретают уже существующие активы, поэтому слияния и поглощения являются наиболее востребованным видом услуг в рамках энергетической отрасли.
На втором месте — консультации относительно регуляторных вопросов. Поскольку энергетический сектор на Украине до сих пор сильно зарегулирован, то каждого клиента интересуют правила ведения бизнеса.
На третьем — подготовка коммерческих договоров: от самых простых до самых сложных. Хороший пример из нашей недавней практики — это соглашение о разделе продукции, подписанное компанией Shell с Кабинетом Министров Украины.
Важное место среди юридических услуг в данной сфере занимает разрешение споров. Чем сложнее проект, тем более вероятна возможность неисполнения обязательств одной из сторон. Ввиду сложности энергетических проектов споры часто возникают по причине некачественного оказания услуг подрядчиками. Также очень востребованы в этой сфере консультации относительно получения и оформления прав на землю и вопросы строительства.
— Какие самые успешные проекты были реализованы вашей компанией в этой сфере за последнее время?
— Большинство наших клиентов настаивают на конфиденциальности. Проект компании Shell — один из немногих, которые я могу назвать, хотя, конечно, у нас их намного больше. Его целью было подписание соглашения о разделе продукции между правительством Украины и компанией «Надра Юзовская».
Также стоит отметить проект компании Vestas по поставке и установке турбин на Ботиевскую ВЭС компании «ДТЭК» — крупнейший частный проект ветроэнергетики Украины и Восточной Европы. Недавно был заключен договор относительно строительства второй очереди проекта, которая должна вывести станцию на 200 MВт номинальной мощности. Это значительные проекты, которые не имеют аналогов на рынке Украины.
— Какое направление энергетики развивается на Украине интенсивнее: традиционное или альтернативное?
— Сейчас альтернативная энергетика находится в шоковом состоянии. Предприятия этого направления пытаются понять, каким образом можно достичь «местной составляющей», установленной Законом «О внесении изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике» относительно стимулирования производства электроэнергии из альтернативных источников энергии». Согласно правилу о «местной составляющей», с 1 июля 2013 года компании, претендующие на зеленый тариф, обязаны использовать определенные компоненты генерирующего оборудования украинского производства для достижения минимальной доли «местной составляющей» на уровне 30 % при строительстве электростанции.
Указанный закон может сыграть злую шутку для Украины, потому что до сих пор не ясны правила его применения. Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере энергетики Украины (НКРЭ), пока что не решила надлежащим образом данный вопрос. Это никак не добавляет инвесторам уверенности в проектах, реализуемых на Украине. Возможно, компании смогут выйти из такой ситуации, найдя украинских поставщиков, но проблема в том, что они не всегда могут предложить надлежащее качество энергогенерирующего оборудования. Кроме того, они не могут покрыть внутренний спрос, существующий в стране для таких проектов. Причем цена на внутреннем рынке зачастую превышает цену мировых поставщиков в два раза.
По этим и другим причинам рост и доля альтернативной энергетики все еще очень малы. В общем энергобалансе Украины альтернативная энергетика составляет менее 0,5 % по выработке электроэнергии, и сравнивать ее с традиционной по уровню активности инвестиций мы пока не можем.
— Вы упомянули о внесении изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике», вступивших в силу 1 апреля 2013 года. Насколько позитивными или негативными являются такие нововведения?
— В целом в них больше негатива. В корне изменились правила подсчета «местной составляющей». Многие клиенты уже начали внедрять проекты и, конечно же, не заинтересованы в изменении норм, ставящих в зависимость экономику проекта от соблюдения правил по «местной составляющей». Закон говорит, что если инвестор не выполняет соответствующих требований, то он не получит зеленый тариф. А это фундамент, на котором строится экономика проекта.
Кроме того, в новом законе не прописан механизм применения его положений. И даже недавний проект порядка НКРЭ об определении размера местной составляющей от 23 апреля 2013 года не смог «пролить свет» на все вопросы, возникающие в связи с изменениями. То есть в патовой ситуации оказалось большое количество проектов компаний, которые уже начали работать, отвели землю и были готовы приступать к строительству.
Недавно дело о «местной составляющей» рассматривалось органом по разрешению споров Всемирной торговой организации. Япония и Европейский союз подали иски против Канады, которая тоже попыталась ввести это положение в свое законодательство. В результате оно было признано противоречащим принципам Всемирной торговой организации. Это хороший прецедент, поскольку подобного рода иски могут быть поданы и против Украины.
— Как вы оцениваете эффективность украинского законодательства в сфере энергетики?
— Следует говорить об отдельных секторах. В сфере добычи нефти и газа основные проблемы связаны с процедурой выдачи специальных разрешений на пользование недрами. Совместно с компаниями — членами Американской торговой палаты на Украине мы активно работаем над новым проектом Кодекса о недрах Украины, который в корне изменит систему лицензирования предоставления недр в пользование. Специальные разрешения будут заменены на договоры о пользовании недрами. Компании смогут передавать свои права по этим договорам другим заинтересованным инвесторам. Это даст возможность банкам финансировать проекты под залог прав по такому договору.
Также необходимо изменить порядок проведения аукционов по специальным разрешениям на пользование недрами. В нем слишком много исключений для государственных компаний, которые часто получают такие разрешения без проведения аукциона и каких-либо дальнейших намерений развивать проекты. Инвесторы в таком случае лишаются возможности участвовать и конкурировать с государственными (или псевдогосударственными) компаниями. Это неправильно, потому что сейчас государственные компании не могут на достаточном уровне финансировать работы по разведке, добыче полезных ископаемых и должным образом развивать эту отрасль.
Налоги — особенно болезненная тема. Налоговый кодекс Украины возлагает довольно тяжелое бремя на частные компании, которые занимаются добычей нефти и газа на основании специальных разрешений на пользование недрами. Соглашения о разделе продукции находятся в более выгодном положении, поскольку Налоговый кодекс предполагает сниженные ставки платы за пользование недрами. Поэтому будущим собственникам специальных разрешений для того чтобы рассчитать потенциальную прибыльность проекта, необходимо постоянно анализировать налоговую нагрузку, поскольку к плате за пользование недрами добавляются еще и общие налоги: налог на прибыль, НДС, разнообразные налоги на доходы сотрудников. В конце концов, по некоторым подсчетам, компании-собственники специальных разрешений должны отдавать в бюджет от 40 до 60 % прибыли, и это в том случае, если проект будет успешным, ведь до добычи дело может и не дойти.
Что касается электроэнергетики, то на Украине очень сильно занижены тарифы для населения. За него фактически платит промышленность, в отличие от Европы, где тарифы для населения больше, чем для промышленности. Естественно, так экономика работать вечно не может. Именно поэтому реформы рынка электроэнергетики и систем тарифообразования являются жизненно важными для всей страны. В этой связи приятно осознавать, что ключевой Закон «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины», который разрабатывался многие годы, наконец-то подан в Верховный Совет Украины и успешно прошел первое чтение.
Проблемы законодательства о газовом рынке очень похожи на проблемы рынка электроэнергии: экономически необоснованные тарифы, монополизация и отсутствие здоровой конкуренции на внутреннем рынке газа, а также глубокая зависимость от его импорта. Поэтому самым главным приоритетом для рынка будет его реформирование и решение вопросов о механизмах функционирования рынка, ГТС и диверсификации поставок газа на территорию Украины.
И, наконец, одним из самых частых пожеланий энергетических инвесторов является общая стабильность законодательства, которое не должно меняться каждый месяц.
(Беседовала Ирина ГАВРИЛЮК,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…