Исключение влияния профильного комитета Верховного Совета Украины на процесс избрания, перевода и увольнения судей считалось одним из достижений судебной реформы, ознаменовавшейся принятием нового Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» (Закон).
Ныне некоторые народные избранники все чаще поговаривают о необходимости вернуть в профильный комитет парламента данные полномочия. Не было бы повода для беспокойства, если бы слухи не превратились в реальный документ. Не было бы повода для паники, если бы органы судейского самоуправления не отреагировали на данный документ. Но поводы есть. А далее — подробнее.
Яблоко раздора было «надкушено» народными депутатами Украины еще 18 апреля с.г. на очередном пленарном заседании Верховного Совета Украины. Тогда новый парламент, более-менее остудив свой политический жар, наконец-то взялся за наполнение кадрами судебной системы. После докладов председателей Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС) и Высшего совета юстиции (ВСЮ) парламент с минимальным перевесом большинства принимал соответственные постановления. Под конец утреннего заседания народный депутат Украины Валерий Писаренко заявил: «Мы не будем возвращать в комитет рассмотрение вопроса по судьям. И несмотря ни на какие обращения депутатов и даже председателей комитетов мы на это не пойдем». Что же побудило парламентария так высказаться? Оказывается, относительно некоторых судей, чьи имена фигурировали в тот день (да и в другие), на момент вынесения представлений в ВККС были нерассмотренные жалобы о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. И оппозиционные силы подчеркивали необходимость подключения профильного комитета Верховного Совета Украины к проверке данных жалоб.
Через месяц — 15 мая с.г. в парламенте был зарегистрирован проект постановления об утверждении Положения о порядке подготовки к рассмотрению на пленарных заседаниях Верховного Совета Украины вопросов об избрании Верховным Советом Украины судей бессрочно, перевода судей, избранных бессрочно, в другой суд, увольнения судей Конституционного Суда Украины и судей, избранных бессрочно (Положение). Инициатором документа выступил народный депутат Украины Игорь Швайка.
Не идет ли данный документ вразрез с законодательным требованием о том, что «вопрос об избрании кандидата на должность судьи бессрочно рассматривается на пленарном заседании Верховного Совета Украины без заключения комитетов Верховного Совета Украины и любых проверок» (часть 2 статьи 79 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей»)? Авторы Положения убеждены, что нет. Ведь кроме заключений парламентский комитет вправе принимать решения и рекомендации, которые по своей природе являются абсолютно разными актами и принимаются в конкретно определенных случаях.
Так, согласно статье 49 Закона Украины «О комитетах Верховного Совета Украины», решения принимаются по организационным вопросам, заключения — в случаях, предусмотренных законом или Регламентом Верховного Совета Украины, а рекомендации — относительно контрольной деятельности комитетов; относительно лиц, которые предлагаются для избрания, назначения, предоставления согласия на их назначение или увольнение парламентом; относительно результатов слушаний в комитетах.
Как говорится в пояснительной записке к проекту постановления об утверждении Положения, «законом прямо предусмотрена обязанность рассмотрения главным комитетом представления об избрании судей и увольнении судей, избранных бессрочно, с принятием решения рекомендовать или не рекомендовать избрание кандидата. Исключается возможность по результатам рассмотрения данного вопроса принятия дополнительно другого акта, в том числе заключения».
Автор негодует по поводу отстранения парламентского комитета, к предмету ведения которого отнесен вопрос организации реализации Верховным Советом Украины конституционных положений в сфере правосудия, от участия в процессе подготовки к рассмотрению на пленарных заседаниях. Автор документа убежден, что в дальнейшем это приведет к необъективному рассмотрению соответствующих вопросов.
Что касается самого Положения, то оно определяет порядок подготовки к рассмотрению на пленарных заседаниях парламента вопросов об избрании Верховным Советом Украины судей бессрочно, перевода судей, избранных Верховным Советом Украины бессрочно, в суд другого уровня той же специализации или в суд другой специализации и увольнения Верховным Советом Украины судей Конституционного Суда Украины и судей, избранных бессрочно.
Согласно Положению, подготовку вопросов относительно судей к рассмотрению на пленарных заседаниях парламента организовывает спикер, а в случае его отсутствия — первый заместитель или заместитель главы парламента. В частности, они должны направить соответствующее представление ВККС или ВСЮ в главный комитет. К представлению должна прилагаться справка о показателях работы лица за последние пять лет (количество рассмотренных дел по годам и категориям, отмененных, измененных приговоров, решений, определений, открытых дисциплинарных производств и принятых решений о привлечении к дисциплинарной ответственности и т.д.).
Кроме того, запрещается Верховному Совету Украины рассматривать представления ВККС, если на рассмотрении Комиссии находится заявление, жалоба относительно привлечения к дисциплинарной ответственности судьи. Позволим себе отметить, что в случае принятия данной нормы парламент не часто будет иметь дело с избранием или переводами судей-бессрочников, поскольку ВККС буквально завалена жалобами неугомонных граждан. В подавляющем большинстве жалобщики негодуют по поводу решения не в их пользу, но Комиссия не вправе проверять законность решения судьи.
Комитет по результатам рассмотрения материалов, поступивших от ВККС или ВСЮ, принимает решение рекомендовать или не рекомендовать избрать (перевести, уволить) судью. На протяжении 14 дней со дня получения материалов главный комитет подготавливает проект постановления Верховного Совета Украины, который вместе с решением относительно каждого отдельного кандидата передает на рассмотрение спикеру. Копии документов и проект постановления должны быть предоставлены народным депутатам Украины не позже чем за день до дня рассмотрения вопроса на пленарном заседании.
Выразил глубокое беспокойство по поводу событий, имевших место в Верховном Совете Украины, в том числе и 18 апреля с.г., Совет судей Украины. Орган судейского самоуправления обеспокоен попытками отдельных народных депутатов Украины сорвать процесс избрания судей.
В Совете судей Украины обращают внимание на то, что попытки ревизовать установленный Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» порядок избрания судей бессрочно и вернуть практику предоставления оценки деятельности работы судей политическими органами являются шагом назад от достигнутого, несут угрозу независимости судей, подрывают веру сограждан в справедливый, независимый и беспристрастный суд.
Орган судейского самоуправления, считая недопустимыми случаи игнорирования положений Закона относительно избрания кандидата на должность судьи бессрочно, призвал спикера Верховного Совета Украины совместно с народными депутатами Украины приложить все усилия для того, чтобы в работе парламента не было места действиям, которые могут угрожать независимости судей.
Найдет ли данная инициатива путь к сердцу народных избранников, зависит от умения достичь консенсуса в самой «парламентской кухне». Пока очевидно только одно: она идет вразрез с интересами судебной системы, которой ни к чему еще один барьер (в данном случае в корне политический) перед избранием на должность судьи бессрочно или при переводе в другой суд.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…