В рамках Первого всеукраинского рейтинга ведущих специалистов по продвижению юридического бизнеса на Украине была проанализирована деятельность специалистов в области маркетинга, паблик рилейшнз и развития бизнеса юридических компаний. Информация была получена в виде специально разработанных анкет, заполненных участниками исследования, поэтому результаты анализа основываются на обобщении собранных данных и являются усредненными. В анкетировании принимали участие более 40 респондентов, работающих как в украинских юридических фирмах, так и в представительствах международных компаний.
Стоит отметить, что 70 % специалистов, принявших участие в исследовании, являются сотрудниками национальных юридических фирм, а 30 % — офисов международных юридических фирм, работающих на Украине. Предоставленная информация еще раз подтвердила мнение многих экспертов рейтинга о том, что специалисты по продвижению представительств международных юрфирм значительно ограничены в своей свободе действий указаниями головных офисов и работают в большинстве своем «по трафарету». В то время как их коллеги из отечественных компаний могут самостоятельно генерировать стратегию развития и проявлять гораздо больше креатива в работе.
В общей структуре респондентов 33 % опрошенных не меняли место работы и должность от четырех до шести лет. При этом свыше шести лет на занимаемой должности проработали только двое: Ирина Ничипорчук (ЮФ «Международная юридическая служба») и Наталья Ткаченко (МЮФ DLА Piper).
В целом на рынках юридических и консалтинговых услуг 24 % анкетированных проработали более шести лет. Отдельно стоит отметить Лилию Омельяненко (МЮФ CMS Cameron McKenna), стаж работы которой составляет около 15 лет. Наибольший «пул» (30 %) сформировали специалисты, трудящиеся в юридических/консалтинговых фирмах BD/PR/маркетинг-менеджерами от двух до шести лет. «Новичков» же, работающих до двух лет, на рынке немного — 19 %.
Кроме того, 33 % респондентов — «выходцы» из масс-медиа. Примечательно, что один из самых высоких показателей в этом году демонстрирует «старожил» печатного дела Екатерина Андреева (ЮФ «Лавринович и Партнеры») — более семи лет в деловых и юридических СМИ.
Проанализировав данные по составу отделов/департаментов по продвижению юридических фирм, можно сделать вывод, что чаще всего такие отделы представлены двумя штатными единицами (60 % участников рейтинга). У 12 % опрошенных юридических фирм отдел состоит из трех или пяти человек, а 6 % — из четырех человек. Меньше всего компаний, где отдел/департамент BD/PR/маркетинга состоит только из одной штатной единицы. Из их числа стоит выделить Татьяну Бабинскую (ЮФ «Авеллум Партнерс») и Анну Грицик (МЮФ Chadbourne & Parke LLP).
Исследование сферы ответственности респондентов позволяет сделать вывод, что специалисты по продвижению юридических услуг больше всего внимания уделяют работе со СМИ и проведению мероприятий (по 18 %). Респонденты также указали, что особое внимание уделяют работе с клиентами (около 17 %). Меньше всего опрошенные участвуют в подготовке брендированной продукции (8 %), отстаивая перед партнерами мнение, что для этого существуют соответствующие профессионалы.
Анкетирование включало в себя ряд вопросов относительно инструментов развития юридического бизнеса на Украине, а также инновационных разработок, внедренных респондентами как для своей компании, так и для юридического рынка и сферы маркетинга/PR/BD в целом. Основные нововведения были направлены на стратегию развития бизнеса, а также автоматизацию деятельности как отдела BD/PR/маркетинга, так и самой юридической фирмы. Своими ноу-хау поделились 76 % интервьюируемых.
Достаточно новым направлением для специалистов в области продвижения стало создание корпоративных страниц в социальных сетях, таких, как Facebook, LinkedIn, Twitter, которое «подхватил» 71 % опрошенных, в то время как активному ведению SMM-маркетинга, в основном, отводят не более 10 % своих функциональных обязанностей.
Анализируя данные относительно event-активности участников рейтинга, необходимо выделить Наталью Хомышину (AO Arzinger), которая за отчетный период организовала свыше 50 мероприятий, и Наталью Дугинову (ЮК «Правовой Альянс») — 49 мероприятий. Также стоит отметить Ирину Химчак (ЮФ Sayenko Kharenko) и Оксану Бучацкую (МЮФ Baker & McKenzie), под руководством которых состоялось порядка 25 событий. Кроме того, в исследовании этого направления важным фактором выступало и качество проведенных мероприятий, которое оценивалось по среднему показателю привлечения клиентов (за отчетный период в среднем от 30 до 40 потенциальных), а также форматам проведенных акций, отзывам, количеству участников и резонансу в СМИ.
Как видно из графика 1, юридические фирмы в среднем на BD/PR/маркетинговые цели выделяют от 500 тысяч до двух миллионов гривен. При этом рассматриваемый бюджет не включает заработную плату сотрудников, но предусматривает расходы на аутсорсинг, к которому прибегают 42 % участников исследования. 70 % специалистов, принимающих участие в рейтинге, часто пользуются услугами других компаний в вопросах организации и проведения мероприятий.
Таким образом, специалисты по продвижению юридического бизнеса используют все существующие инструменты для повышения имиджа своих компаний, отслеживая и внедряя все новые и новые технологии.
Наталья ЗАДЕРЕЙ,
заместитель главного редактора журнала Forbes Украина
Выбирая лучших PR- и маркетинговых специалистов, я руководствовалась несколькими критериями: насколько в журналистской среде известна фирма и ее спикеры и насколько хорошо участники рейтинга описали свою работу в анкетах. Из некоторых анкет не было понятно, в чем достижения именно пиарщика. В отдельных случаях создавалось впечатление, что ключевую роль для украинского подразделения международной юрфирмы играет известность материнской компании. Некоторые же четко расписали свой вклад в продвижение компании и свои принципы работы.
Елена ДЕРЕВЯНКО,
вице-президент Украинской PR-Лиги, партнер Агентства PR-Service
Юрфирмы относятся к той категории бизнес-структур, для которых уровень доверия и репутация являются главными составляющими конкурентоспособности. Провести «перекличку» лучших промо-специалистов отрасли — идея нужная и своевременная.
Мне часто приходится работать с ЮФ наших клиентов и по корпоративным конфликтам, и по PR-;сопровождению «мирных» сделок. Поэтому при рейтинговании я оценивала заслуги кандидатов как с точки зрения присутствия в информпространстве, так и с точки зрения того, какими ресурсами и методами, в каких условиях были достигнуты результаты.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…