Сетка бремени — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №46 (777) » Сетка бремени

Сетка бремени

Рубрика Тема номера

Часто абонент интернет-услуг получает от провайдера счет, сумма в котором откровенно удивляет. Особенно это характерно в отношении услуг, размер и стоимость которых варьируются от месяца к месяцу. Яркий пример — IP-телефония. Абонента закономерно посещает мысль: а он ли заказал те услуги, которые его настойчиво просят оплатить? В большинстве случаев разница между фактически потребленными и выставленными к оплате услугами, если и есть, то небольшая и без возражений оплачивается ничего не подозревающим абонентом. Однако нередки случаи, когда вы получаете счет, на порядки превышающий предыдущие периоды и демонстрирующий нехарактерный всплеск в объеме потребленных услуг. В ходе проверки вы выясняете, что в счет включены услуги, которые не инициировались с вашего оборудования. Более того, в негласной беседе сотрудники провайдера могут прямо признавать, что вы столкнулись с мошенничеством, но в то же время — требовать оплаты таких спорных услуг. Именно такие случаи позволяют выявить несовершенство существующей формы отношений провайдера и клиента. Кто же будет крайним в такой ситуации?

С одной стороны, как и любая другая услуга, услуга в Интернете должна быть соответствующим образом заказана, стороны должны оговорить объем, способ предоставления, место. Заказ конкретной услуги, а также ее согласование со стороны провайдера осуществляется исключительно действиями сторон, часто — автоматически, с минимальным вмешательством персонала, и не сопровождается каким-либо документооборотом, кроме, разве что, подписания акта приемки-передачи услуг раз в месяц, когда предоставленные услуги уже полностью потреблены. При таких условиях говорить о том, что стороны согласовали предмет договора и его цену в письменном виде, как того требуют для хозяйственных договоров пункт 1 части 1 статьи 208 ГК Украины и статья 181 ХК Украины, оснований нет. Но, в силу специфики интернет-услуг, в частности IP-телефонии, выбора у сторон не остается.

Однако, если при оказании иных телекоммуникационных услуг изучение линий связи ограничивается актами обследования, интернет-услуги имеют свои особенности. Интернет — общедоступная сеть, проследить физическую линию связи между абонентом и провайдером в которой очень сложно. Таким образом, ситуация сводится к установлению факта предоставления услуги и идентификации лица, которое заказало, получило спорные услуги и, соответственно, несет обязательства по их оплате.

Единственным носителем полной информации, которая исчерпывающе позволяет ответить на вопросы: кем, когда и откуда производился заказ интернет-услуги, является сам провайдер, который при этом не особо заинтересован предоставлять эту информацию своим клиентам. Часто можно встретиться с тем, что данные, предоставленные провайдером, не соответствуют реестрам, которые ведутся абонентом. Конечно, небольшие отклонения возможны из-за разных подходов к учету времени, некачественной связи и т.п., но взявшиеся ниоткуда целые сеансы связи однозначно указывают, что в ваши отношения с провайдером «вклинилась» третья сторона или же сам провайдер повел себя недобросовестно.

Именно информация из биллинг-системы провайдера должна указать, когда и откуда производился заказ услуги. Поскольку уникальный идентификатор оборудования, его IP-адрес в Интернете позволяют определить, в том числе, и регион, с которого производился вызов, сразу можно сделать предварительные выводы относительно круга лиц, которыми делались заявки на соединение. В нашей практике мы столкнулись со случаем, когда анализ логов биллинговой системы позволил определить, что спорный объем услуг заказывался с оборудования, которому был присвоен IP-адрес, характерный для Египта и других стран дальнего зарубежья. Очевидно, что вряд ли такие услуги заказывал абонент — украинская компания.

Чтобы не очутиться в ситуации, когда от вас потребуют оплату интернет-услуг, к которым вы не имеете никакого отношения, прежде всего, необходимо требовать от провайдеров при заключении договора проведения обязательной идентификации по вашему IP-адресу с закреплением такого конкретного адреса (адресов) в договоре. Исполь­зование логина-пароля как средства защиты линии связи возможно лишь как дополнительная мера, особенно в случае, если технические возможности провайдера не обеспечивают возможности генерирования пароля абонентом самостоятельно, без вмешательства и ­конт­роля провайдера. Именно идентификация абонента по IP-адресу позволяет ему в конфликтных ситуациях получить веский аргумент в свою пользу — если заказ спорных услуг производился не с оборудования клиента, то и утверждать, что такие услуги были предоставлены клиенту, а не неустановленному третьему лицу по ошибке провайдера, оснований нет.

Ярким примером применения в интересах клиента IP-телефонии вышеприведенных аргументов может служить судебное рассмотрение дела № 55/256. Истец, провайдер интернет-услуг, столкнулся с тем, что доказать факт предоставления услуги конкретному клиенту по оговоренному в договоре адресу очень сложно. Спорный объем услуг был предоставлен по вызовам с оборудования, идентификаторы которых не соответствовали ни оборудованию клиента, ни даже Украине. Помимо того, детальный анализ показаний биллинговой системы продемонстрировал, что эти вызовы не характерны для телефонии — они были краткосрочными и осуществлялись через равные промежутки времени. Производство по делу было прекращено, когда истец без каких-либо объяснений забрал исковое заявление.

ОЛЕКСИЮК Максим — партнер юридической фирмы «КМ Партнеры», г. Киев,

СТЕЦЬ Тарас — старший эксперт юридической фирмы «КМ Партнеры», г. Киев


Борьба с мошенничеством

Ограниченные варианты

При отсутствии письменного заказа услуги в Интернете и письменного же принятия такого заказа по привычному для юристов сценарию «оферта — акцепт — исполнение», отображенных в первичных документах, при разногласиях относительно объема услуг сторонам ничего не остается, как прибегать к части 1 статьи 218 ГК Украины: возражения одной из сторон против факта совершения сделки или оспаривание отдельных ее частей могут осуществляться средствами аудио-, видеозаписи, письменными и другими доказательствами. На практике украинские суды обычно оценивают вопросы заказа телекоммуникационных услуг и их предоставления путем изучения линии связи от клиента к провайдеру, ее защищенности и фиксации самого факта заказа услуг аппаратными средствами. При этом в мотивировочной части решения суд часто прибегает к такого рода формулировкам: «была проведена проверка телефонной линии к дому абонента гр-на М., повреждения и посторонние подключения не обнаружены, о чем составили акт, наличие своих подписей, проставленных в акте, свидетели подтвердили», или «ссылки гр-ки Р. на неисправность телефонной линии опровергаются актами технического обследования, в которых указано, что наличие подключения и заготовок для возможности временного подключения к абонентскому номеру НОМЕР_* не обнаружено».


Практика отношений

Конфликт интересов

Необходимо учесть, что между провайдером и клиентом имеет место постоянный конфликт интересов. Именно провайдер, как сторона отношений, имеющая в своем распоряжении и технические средства, и персонал, призванные защищать безопасность линии связи с клиентом, в такой безопасности меньше всех заинтересован, так как доступ третьих лиц практически всегда влечет за собой увеличение объема услуг, за которые можно потребовать плату при практически полном отсутствии дополнительных затрат. Потенциально именно провайдер может допустить утечку идентификаторов для получения третьими лицами доступа к линиям связи. Парадокс: все текущие договоры с провайдерами IP-телефонии обязывают именно клиента обеспечивать безопасность пароля и возлагают на него же все негативные последствия получения такого пароля недобросовестными третьими лицами. В то же время именно клиенту, в первую очередь, такая утечка не выгодна, в то время как провайдеру это сулит потребление дополнительных услуг, которые можно будет выставить в счете абонента.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

Обжалование отказа

Акцент

Местные лидеры

Десятка возможных лидеров

Мирный адвокатум

Государство и юристы

И в суде, и наяву

Неделя права

Вехи адвокатуры

Корпоративный нотариат

Salans, FMC и SNR Denton намерены объединиться

Неделя права

Новости из-за рубежа

В России намерены ограничить применение судов присяжных

У Apple отсудили 368 млн долл. США

Неделя права

Хорошие тенденции

Третий не лишний

Новости из зала суда

Судебная практика

Ликвидация юрлица прекращает его обязательства по кредитному договору

Суд нарушил правила исключительной подсудности

Новости юридических фирм

Частная практика

АФ «Династия» провела день открытых дверей для студентов

«Астерс» и «Авеллум Партнерс» консультируют по вопросам продажи «Одеко» группе «Воля»

Илья Сойкис — новый партнер Integrites

Отрасли практики

Безналичный просчет

Энергетика отношений

Не в торгах счастье

Продвижение юрбизнеса

В пиаре только девушки

Попасть в двадцатку

PR XXI века

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Адвокатский съезд

Решения недели

Судебная практика

Недобросовестное отношение

Неправильно перевели с английского

Гражданин налог уплатил

Самое важное

Бесполезная защита

Арбитраж — в массы

Инородная инициатива

Держать АМКУ на пульсе

Адвокатская честь

Спецпроект

На всех — сто

Судебная практика

Судебные решения

Возмещение морального вреда членам семьи работника, умершего вследствие профзаболевания

Судебная практика

90 — 60 — 90

Тема номера

Был бы довод

Вещдок в сети

Щекотливая репутация

Образцовая защита

Связанные одной сетью

Сетка бремени

Кто в домене живет

Частная практика

Все за одно

Юридический форум

Спорная команда

Інші новини

PRAVO.UA