Безналичный просчет — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №46 (777) » Безналичный просчет

Безналичный просчет

Совре­менный украинский рынок электронных платежей с самого своего зарождения формировался под влиянием и при содействии международных платежных систем, а также банков-резидентов. Сегодня на Укра­ине функционирует значительное количество платежных систем (в частности, Visa International, Europay (МasterСard) International, WebMoney и другие), платежи в рамках которых могут проводиться с использованием как платежных карт, так и электронных денег. Нормативное регулирование вопросов использования на Украине электронных денег появилось в 2008 году (постановление Национального банка Украины (НБУ) от 25 июня 2008 года № 178, сменившееся постановлением НБУ от 4 ноября 2010 года № 481) и исключительно на подзаконном уровне существовало до вступления в силу 18 октября с.г. Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно функционирования платежных систем и развития безналичных расчетов» № 5284-VI от 18 сентября 2012 года (Закон № 5284).

Все в Реестр!

Поскольку операции по перечислению средств в платежных системах могут служить основным каналом распространения рисков на национальные и международные финансовые системы и рынки, законодатель посчитал необходимым с помощью Закона № 5284 усилить за ними государственный контроль.

Актуальность вопросов функционирования на Украине платежных систем с каждым днем возрастает. Как известно, в нашей стране НБУ довольно длительное время не проводил действий в отношении согласования и регистрации соответствующих документов, подаваемых ему платежными организациями. Ничего не изменилось и сегодня: новые требования к деятельности платежных систем, согласно Закону № 5284, действуют, однако механизмы реализации его норм на подзаконном уровне пока отсутствуют.

Несмотря на указанные выше обстоятельства, целесообразно уже сейчас начать формировать основополагающие аспекты относительно организации работы с платежными системами в разрезе Закона № 5284.

Так, прежде всего, следует принять во внимание, что, согласно действующим ныне требованиям закона, платежные организации платежных систем, участники платежных систем и операторы услуг платежной инфраструктуры вправе проводить свою деятельность на Украине исключительно после их регистрации в НБУ (пункт 9.1 статьи 9 Закона «О платежных системах и перечислении средств на Украине» (Закон о платежных системах) с изменениями согласно Закону № 5284). Отсюда следует вывод о том, что деятельность уже функционирующих на Украине платежных систем приобретет статус законной при условии, если они пройдут государственную регистрацию. Однако при этом законодатель не определил механизм приведения в соответствие с новыми требованиями деятельности платежных организаций и участников платежных систем, созданных и начавших свою деятельность до вступления в силу Закона № 5284. Следует понимать, что этот и другие связанные с выполнением указанной нормы вопросы будут определены и начнут реализовываться только после принятия соответствующих нормативно-правовых актов и создания необходимого реестра (а именно: Реестра платежных систем, систем расчетов, участников этих систем и операторов услуг платежной инфраструктуры (Реестр), который будет вести НБУ.

Пошаговая стратегия

Определяя ключевые аспекты, связанные с проведением НБУ указанной государственной регистрации, обратимся к требованиям Закона № 5284. Так, исходя из статьи 9 Закона о платежных системах, целесообразно принять во внимание следующее.

1. Если платежной организацией платежной системы является резидент, он должен будет:

а) подготовить правила платежной системы (сведения, которые должны содержаться в правилах, установлены пунктом 9.2 статьи 9 Закона о платежных системах);

б) подготовить и заключить договор с участником внутригосударственной или международной платежной системы об участии в соответствующей платежной системе (требования к содержанию такого договора установлены подпунктом 9.2.2 статьи 9 Закона о платежных системах);

в) предоставить в НБУ:

— правила платежной системы для их согласования;

— письменное уведомление НБУ о заключении договора с участником внутригосударственной или международной платежной системы.

После получения указанных выше документов НБУ вносит в Реестр сведения о:

— внутригосударственной или международной платежной системе;

— участниках платежной системы, с которыми платежной организацией заключены договоры.

Следует отметить, что Законом № 5284 закреплено право НБУ устанавливать различные требования к платежным организациям, что будет зависеть от видов перечислений в пределах соответствующей платежной системы (пункт 10.2 статьи 10 Закона о платежных системах).

2. Если платежной организацией международной платежной системы является нерезидент, он должен будет:

а) подготовить условия и порядок деятельности международной платежной системы;

б) подготовить и заключить договор с участником международной платежной системы об участии в международной платежной системе (особые требования в отношении таких договоров определены в пункте 12.2 статьи 12 Закона о платежных системах, исходя из которых установлен запрет на заключение договоров, в которых будут содержаться ограничения банков, небанковских финансовых учреждений и их представителей относительно участия в иных международных платежных системах и созданных при их участии организациях);

в) подать в НБУ:

— на согласование условия и порядок деятельности международной платежной системы;

— на регистрацию договор с участником международной платежной системы.

Основанием для регистрации НБУ ­меж­дународной платежной организации будут являться согласованные НБУ условия и порядок деятельности международной платежной системы, участника меж­дународной платежной организации, с которым платежной организацией заключен договор — зарегистрированный НБУ договор об участии в международной платежной системе.

Таким образом, относительно международной платежной системы, платежной организацией которой будет являться нерезидент, НБУ должен будет осуществить государственную регистрацию:

— платежной организации;

— договора об участии в платежной системе;

— каждого участника такой системы, с которым платежной организацией заключен договор.

Следует также принять во внимание, что, согласно Закону № 5284, заключение банками и небанковскими финансовыми учреждениями договоров на участие в международной платежной системе, созданной нерезидентом, допускается только в случае, если эта платежная система будет зарегистрирована в Реестре НБУ (пункт 12.1 статьи 12 Закона о платежных системах).

3. При создании внутрибанковской платежной системы НБУ регистрирует сведения о ней на основании предоставленного банком письменного уведомления о начале деятельности такой платежной системы.

4. Сведения относительно оператора услуг платежной инфраструктуры подлежат регистрации в НБУ после согласования указанным органом условий и порядка деятельности такого оператора.

Пока — только на бумаге

Следует также отметить, что Законом № 5284 установлены изменения и в вопросах лицензирования деятельности небанковских финансовых учреждений как участников платежных систем. Так, функции лицензионного органа законодатель передал НБУ (пункт 10.3 статьи 10 и пункт 12.1 статьи 12 Закона о платежных системах), хотя до 18 октября с.г. они возлагались на Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг. Безусловно, и это новшество должно будет реализоваться посредством принятия НБУ соответствующего нормативно-правового акта.

Кроме того, с целью уменьшения валютных расходов банков путем перехода на оплату услуг платежных организаций платежных систем в гривне и улучшения качества услуг, предоставляемых банкам и гражданам Украины платежными системами, Законом № 5284 установлено, что расчеты участников платежных систем с платежными организациями за услуги могут проводиться исключительно в гривне (пункт 9.7 статьи 9 Закона о платежных системах).

Подводя итог событиям, связанным с функционированием на Украине платежных систем, стоит отметить, что введенные Законом № 5284 новшества в ближайшее время не смогут быть реализованы ввиду отсутствия на подзаконном уровне соответствующего механизма. К сожалению, допуск в нашу страну новых «игроков» в сфере платежных систем пока закрыт. Будем надеяться, что ситуация изменится уже в следующем году, когда на Украине будут выработаны и запущены необходимые механизмы для работы в указанном секторе.

ДРОЗДОВА Наталья — к.ю.н., юрист ЮФ «Салком», г. Киев


Мнение

Бремя изменений

Вадим САМОЙЛЕНКО,
партнер ЮФ «Астерс»

Со вступлением в силу Закона № 5284-IV НБУ значительно усиливает контроль над деятельностью платежных систем и их участников. Внесенные изменения — это лишнее бремя для небанковских финансовых учреждений ввиду необходимости получения дополнительной лицензии на участие в платежных системам.

Также отрицательным является решение о создании национального процессингового центра, что приведет к монополии и, как следствие, ухудшению качества, а также повышению стоимости услуг процессинга финансовых трансакций.

Рынок конкурентен, на нем работают несколько платежных систем. Да, доминируют Visa и MasterCard, имеющие свои процессинги. Но возьмем, например, Coca-Cola и Pepsi — гигантов рынка soft drinks, включая Украину. Не приходит же нашему правительству в голову создать «национального боттлера» и заставить их разливать свои напитки на Украине только у него.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

Обжалование отказа

Акцент

Местные лидеры

Десятка возможных лидеров

Мирный адвокатум

Государство и юристы

И в суде, и наяву

Неделя права

Вехи адвокатуры

Корпоративный нотариат

Salans, FMC и SNR Denton намерены объединиться

Неделя права

Новости из-за рубежа

В России намерены ограничить применение судов присяжных

У Apple отсудили 368 млн долл. США

Неделя права

Хорошие тенденции

Третий не лишний

Новости из зала суда

Судебная практика

Ликвидация юрлица прекращает его обязательства по кредитному договору

Суд нарушил правила исключительной подсудности

Новости юридических фирм

Частная практика

АФ «Династия» провела день открытых дверей для студентов

«Астерс» и «Авеллум Партнерс» консультируют по вопросам продажи «Одеко» группе «Воля»

Илья Сойкис — новый партнер Integrites

Отрасли практики

Безналичный просчет

Энергетика отношений

Не в торгах счастье

Продвижение юрбизнеса

В пиаре только девушки

Попасть в двадцатку

PR XXI века

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Адвокатский съезд

Решения недели

Судебная практика

Недобросовестное отношение

Неправильно перевели с английского

Гражданин налог уплатил

Самое важное

Бесполезная защита

Арбитраж — в массы

Инородная инициатива

Держать АМКУ на пульсе

Адвокатская честь

Спецпроект

На всех — сто

Судебная практика

Судебные решения

Возмещение морального вреда членам семьи работника, умершего вследствие профзаболевания

Судебная практика

90 — 60 — 90

Тема номера

Был бы довод

Вещдок в сети

Щекотливая репутация

Образцовая защита

Связанные одной сетью

Сетка бремени

Кто в домене живет

Частная практика

Все за одно

Юридический форум

Спорная команда

Інші новини

PRAVO.UA