Энергетический рынок Украины пребывает в стадии реформирования, и его участники, затаив дыхание, ожидают перехода к конкурентной модели взаимоотношений. О том, как проходит процесс приведения законодательства к европейским стандартам и об активности иностранных инвесторов на украинском энергетическом рынке рассказал адвокат, управляющий партнер юридической компании Moris Group Андрей Романчук.
— Как бы вы охарактеризовали уровень инвестиционной привлекательности украинского энергосектора?
— За последние пять лет уровень инвестиционной привлекательности энергосектора, можно сказать, не изменился. Украина остается интересной для инвесторов в части как энергосбережения, так и энергопроизводства за счет ряда факторов. Один из них — декларация государства о дефиците инвестиций. Основной движущей силой увеличения притока вливаний в этот сектор будут именно частные компании, заинтересованные в снижении себестоимости энергоносителей. Многие из них уже ведут активную подготовку для привлечения инвестиций, но для этого необходимо дождаться оживления на мировом рынке.
— Насколько эффективны, на ваш взгляд, государственные решения в сфере энергетики?
— Деятельность государства можно разделить на два направления: стратегические и тактические решения. Если рассматривать стратегическую сторону деятельности, то государство принимает массу, казалось бы, необходимых решений: декларирует, делает заявления, принимает стратегические планы, меняет аналитическую стратегию, ведет законотворческую деятельность. Но все эти шаги носят хаотический характер, и за это время не было выработано единой политики ни в сфере энергосбережения, ни в энергопроизводстве.
С тактической стороны государство старается направлять определенные посылы рынку и его участникам. Например, победа Chevron Munaigas, Shell и Epson на соответствующем конкурсе стала сигналом для внешнего рынка и его участников о том, что на территории Украины формируются более-менее прозрачные условия для инвестирования.
При этом деятельность государства в сфере энергетики все равно не отдаляется от отметки «ноль». Нельзя сказать, что такая бездеятельность губительна для рынка, но более активная политика правительства могла бы подтолкнуть компании к дальнейшему развитию энергосектора.
— Помогли ли изменения, внесенные в Закон Украины «О трубопроводном транспорте», привести законодательные принципы функционирования внутреннего рынка природного газа в соответствие с требованиями Второй и Третьей газовых директив ЕС?
— Изменения в законодательство привнесли диссонанс скорее в политическую составляющую — было много критики и комментариев, которые никоим образом не относились непосредственно к Закону. Говорить о чистоте самого законопроекта тоже не приходится, несмотря на то что он принимался в рамках выполнения обязательств перед Европейским энергетическим сообществом, обязательств по Второй и Третьей директивам ЕС. Закон принимался с различными «интригами», что является неправильным особенно для таких документов. Государственная политика в сферах энергетики и регулирования должна проходить полностью открыто и прозрачно, потому что это формирует посыл для внешнего рынка.
Но все равно попытки внедрить те или иные нормы, а также обязательство имплементировать Вторую газовую директиву до конца 2012-го, а Третью — до конца 2015 года стоит оценивать как позитивный фактор.
Если рассматривать изменения в Закон, есть один момент — Украина могла реализовывать Вторую директиву и без этого Закона.
При этом обсуждение имплементации этих директив ЕС даст возможность либерализировать рынок, со временем внедрить прозрачные правила игры, более эффективно использовать нормы антимонопольного законодательства и регулировать моменты, связанные с монопольным положением тех или иных компаний.
— Насколько популярно на рынке энергетики IPO как инструмент привлечения инвестиций?
— Мировая практика рассматривает IPO как один из лучших инструментов для привлечения инвестиций в энергосектор. Увы, у украинских компаний нет позитивного опыта в размещениях на международных биржевых площадках. Несколько компаний из угольной промышленности в свое время разместились на Варшавской площадке и в Лондоне, но позитивных последствий эти размещения не принесли. Таким образом, отсутствует сигнал для иных участников рынка об IPO и для инвесторов, которые опасаются инвестировать в украинские компании.
И надежд на изменение ситуации пока нет. Можно только надеяться, что в 2013 году на международные площадки выйдет альтернативная энергетика, поскольку она связана во многом с аграрным рынком. Энергосектор потерял шансы на удачные размещения в 2005—2007 годах, когда рынок был на подъеме и Украина могла наращивать инвестиции.
— Какие особенности украинского законодательства стоит учитывать иностранным трейдерам при экспорте электроэнергии на Украину?
— Украина, в первую очередь, — экспортонацеленное государство, что само собой влияет на отношения с импортерами (трейдерами). Кроме того, модель одного пула хоть и находится в стадии реформирования, но до сих пор остается единственной на украинском энергетическом рынке. При этом трейдерам не стоит забывать о предполагаемом изменении такой модели и установлении совершенно новых правил в связи с приведением законодательства в соответствие с нормами энергетических директив ЕС.
— Какие изменения необходимо внести в энергетическое законодательство для развития эффективных экспортно-импортных отношений иностранных и украинских трейдеров?
— Главной задачей государства для нормального развития экспортно-импортных отношений на данном этапе я считаю необходимость выполнения им взятых на себя обязательств.
Следует отметить, что Украина, присоединившись к Энергетическому сообществу, пообещала имплементировать в нашу национальную правовую базу энергетическое законодательство ЕС. Но фактически все обязательства, определенные соответствующим Протоколом о таком присоединении, нашим государством не выполнены до сих пор.
Например, согласно распоряжению Кабинета Министров Украины «Об утверждении плана мероприятий по выполнению обязательств в рамках Договора об учреждении Энергетического сообщества» № 733 от 3 августа 2011 года, Украиной должны были быть разработаны Правила доступа к сети трансграничной передачи электроэнергии. Но таких правил до сих пор нет. Тогда о каких эффективных экспортно-импортных отношениях может идти речь?
Но я считаю, что поскольку действующий сегодня Закон Украины «Об электроэнергетике» несколько устарел и построен на нерыночной модели «одного покупателя электроэнергии», сначала надо принять основной Закон Украины «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины». В нем должны быть закреплены основополагающие нормы о замене существующей «нерыночной модели» на «конкурентную модель» и имплементированы другие нормы европейского энергетического законодательства.
— В какую международную институцию стоит обращаться в случае возникновения споров с иностранными трейдерами по внешнеэкономическим контрактам?
— Согласно Закону Украины «О внешнеэкономической деятельности», споры, возникшие в энергетической сфере, могут рассматриваться как в национальных судах, так и в международных арбитражных институциях. Споры, связанные с внешнеэкономической деятельностью, обычно рассматриваются в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма. Таким образом, была создана определенная практика, которая не является обязательной. В первую очередь, пути решения разногласий между сторонами таких отношений должны быть четко прописаны в договоре.
— Соответствует ли сегодня энергетическое законодательство задачам, поставленным в Энергетической стратегии развития Украины на период до 2030 года (Стратегия)? Какие условия этой стратегии выглядят невыполнимыми?
— В этом году в Стратегию уже были внесены изменения, касающиеся, в основном, увеличения производства во всех сферах энергетики. С одной стороны, государство выбрало правильное направление, но при этом не прописало механизм и пути достижения поставленных задач.
Несомненным плюсом является и то, что новая версия Стратегии открыта для обсуждения — эксперты смогли внести свои предложения и комментарии, которые в дальнейшем должны повлиять на решения Кабинета Министров Украины.
Только после принятия изменений можно будет говорить о приведении национального законодательства в соответствие с задачами Стратегии. Саму Стратегию можно назвать «дорожной картой» как для отечественных участников рынка, так и для иностранных.
(Беседовала Дарья СВАТКОВА,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…