5 ноября с.г. в Верховном Совете по инициативе Кабинета Министров Украины (КМУ) был зарегистрирован законопроект № 11391 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ограничения проведения контрольных мероприятий, представления уточняющих расчетов и усиления ответственности должностных лиц контролирующих органов» (Законопроект), которым предлагаются изменения в статью 78 Налогового кодекса (НК) Украины в части запрета проведения документальной внеплановой проверки налогоплательщика за периоды, за которые уже была проведена документальная плановая проверка.
Кроме того, Законопроект отменяет возможность налогоплательщика подавать уточняющие расчеты к ранее поданным налоговым декларациям за любой отчетный (налоговый) период, который был проверен документальной плановой проверкой.
В пояснительной записке КМУ задекларировал, что предложенные изменения будут способствовать уменьшению количества проверок налогоплательщиков в случае вмешательства налоговых органов в их деятельность и сделает невозможным инициирование необоснованных проверок налогоплательщиков за налоговые периоды, которые уже были проверены налоговыми органами в ходе проведения документальных плановых проверок.
Однако в действительности указанные изменения вряд ли принесут облегчение для налогоплательщиков, поскольку Законопроект одновременно предлагает ряд исключений. В частности, этот запрет не будет распространяться на случаи проведения проверок: по обращению такого налогоплательщика; в рамках возбужденного уголовного дела; во исполнение постановления (определения) суда; в соответствии с пунктом 200.11 статьи 200 НК Украины; связанные с принятием мер по результатам встречных сверок, осуществленных в связи с проведением документальной плановой проверки; связанные с привлечением должностных лиц органа государственной налоговой службы, проводивших документальную проверку налогоплательщика, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за коррупционные правонарушения или правонарушения в сфере служебной деятельности, связанные с этим налогоплательщиком.
Если сопоставить основания для проведения внеплановых проверок, которые определены в пункте 78.1 статьи 78 НК Украины, с приведенными исключениями, то в результате получается, что налоговый орган утратит в действительности лишь возможность проведения встречной проверки налогоплательщика по результатам проведения внеплановых проверок других налогоплательщиков (подпункт 78.1.1 пункта 78.1 статьи 78 НК Украины), проверок из-за жалоб на налогоплательщика о нарушении правил заполнения налоговых накладных (подпункт 78.1.9 пункта 78.1 статьи 78 НК Украины) и проверок налогоплательщика относительно уклонения от налогообложения в качестве налогового агента (подпункт 78.1.13 пункта 78.1 статьи 78 НК Украины).
Кроме того, предлагаемые изменения сделают проблематичным проведение проверок обстоятельств, которые не были исследованы в ходе плановых проверок, согласно возражениям налогоплательщика на акт проверки или его жалобе на налоговое уведомление-решение, принятое по результатам плановой проверки (подпункт 78.1.5 пункта 78.1 статьи 78 НК Украины).
Как следствие, предложенный КМУ Законопроект — классический образец «хотели как лучше, а получилось как всегда».
ФОРСЮК Вита — заместитель руководителя практики налогового права ЮК Jurimex, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…