Знак наделения — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №13 (849) » Знак наделения

Знак наделения

Еще прошлой осенью казалось, что нормотворческая эпопея по наделению Верховного Суда Украины (ВСУ) новыми полномочия близится к завершению. Тогда намерения расширить компетенцию наивысшего судебного органа страны наконец-то подкрепили конкретным законодательными действиями: 4 ноября 2013 года в парламенте был зарегистрирован проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно полномочий ВСУ (№ 3356), инициированный народными депутатами Владимиром Пилипенко, Сергеем Киваловым и Валерием Писаренко. Этому предшествовали длительные дискуссии, в том числе в рамках комитетских слушаний, круглых столов и т.д., относительно законодательной перезагрузки деятельности Верховного Суда. Впрочем, планы по законодательной «реставрации» ВСУ прошлой осенью нарушили всем известные общественно-политические события, связанные со сменой внешнего вектора Украины. Указанный законопроект, а также альтернативные документы, поданные представителями разных политических сил, пролежали на парламентской полке около четырех месяцев.

Вопрос профессионального будущего наивысшего судебного органа страны «реанимировали» 12 марта с.г. на заседании профильного парламентского комитета — по вопросам верховенства права и правосудия. Депутатскому взору были представлены сразу пять законодательных инициатив, посвященных усовершенствованию деятельности ВСУ. Правда, тогда «тему Верховного» (так называют этот вопрос в депутатских кругах) затмило обсуждение другой, более актуальной сегодня проблемы — люстрации. Впрочем, в результате это не помешало парламентариям выбрать из широкого законодательного ассортимента предложений по усовершенствованию деятельности ВСУ одно, самое свежее. Пальму первенства члены комитета отдали законопроекту «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения единства судебной практики» (№ 2203-1), внесенному на рассмотрение парламента 5 марта с.г. народными депутатами Русланом Кошулинским, Романом Романюком и Романом Чернегой. Этот документ они рекомендовали принять за основу и доработать с учетом замечаний и предложений субъектов права законодательной инициативы, сократив сроки подачи и рассмотрения таких замечаний и предложений наполовину, и внести его на рассмотрение Верховного Совета Украины во втором чтении.

Если сравнить все указанные инициативы, то в принципе законодательные взгляды на расширение рабочего инструментария ВСУ во многом похожи. В частности, в проекте, который уже заручился поддержкой профильного комитета, «компетенцию» ВСУ, состоящую сегодня из четырех основных полномочий (определены в статье 38 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей Украины») предлагается расширить до девяти, изменив старые функции и добавив новые. Среди прочего в пункте 1 части 2 статьи 38 указанного закона предусматривается, что ВСУ пересматривает дела на основании неодинакового применения судами (судом) кассационной инстанции одной и той же нормы права, повлекшего принятие разных по содержанию судебных решений. Такая формулировка уже сейчас вызывает замечания у экспертов, в том числе и Главного научно-экспертного управления парламента. В частности, высказываются опасения, что предложенная проектом норма на практике будет неэффективной, поскольку предоставляются полномочия по пересмотру на основании неодинакового применения закона в решениях исключительно судов кассационной инстанции. При этом не учитывается возможность того, что высшие специализированные суды ошибочно могут оставить без изменений неправомерные решения местных и апелляционных судов. Следовательно, без отмены решений местных и апелляционных судов у наивысшего судебного органа просто не будет оснований для вынесения собственного решения по конкретному делу. Также предусматривается, что Верховный Суд:

— пересматривает дела на основании несоответствия судебного решения суда кассационной инстанции решению Конституционного Суда Украины (КСУ) или выводу, изложенному в судебном решении ВСУ;

— пересматривает дела в случае установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом;

— осуществляет ведение и анализ судебной статистики, обобщение судебной практики, а также изучает в судах низшего уровня практику применения норм законодательства Украины;

— предоставляет судам общей юрисдикции разъяснения рекомендательного характера по применению норм законодательства Украины;

— предоставляет заключения по проектам законодательных актов, касающихся судоустройства, судопроизводства, статуса судей, исполнения судебных решений и других вопросов, связанных с функционированием судебной системы Украины;

— предоставляет заключения о наличии или отсутствии в деяниях, в которых обвиняется Президент Украины, признаков государственной измены или другого преступления; вносит по обращению Верховного Совета письменное представление о невозможности исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья;

— обращается в КСУ относительно конституционности законов, иных правовых актов, а также относительно официального толкования Конституции и законов Украины;

— осуществляет другие полномочия, определенные законом.

Принципиальным отличием между поддержанным профильным комитетом документом и проектом (№ 3356), который, отметим, был предметом детального анализа в самом Верховном Суде, является нормотворческий подход к усовершенствованию института допуска дел к производству Верховным Судом. Не секрет, что существующая в настоящее время процедура допуска дел через высшие специализированные суды — одна из самых претензионных. Существующий алгоритм поступления дел в ВСУ уже не раз становился объектом критики из-за того, что фактически ограничивает права граждан на прямой доступ к правосудию. Ранее сами представители ВСУ предполагали: если не возможность «прямого» доступа, то хотя бы право пересматривать постановления кассационных инстанций об отказе в допуске дела к производству законодатель Верховному Суду все же предоставит. В качестве компромисса, в частности, предлагался следующий алгоритм: определение об отказе в допуске дела к производству вместе с жалобой на такое решение и прилагаемыми к нему документами направляется в ВСУ в течение пяти дней со дня поступления жалобы. В случае обоснованности жалобы соответствующая судебная палата ВСУ отменяет постановление об отказе в допуске дела к производству и выносит постановление об открытии производства по делу, а в случае необоснованности жалобы — отказывает в ее удовлетворении.

Вместе с тем в предложенном осенью прошлого года варианте реставрации полномочий ВСУ процедуру допуска дел предлагалось не менять. Сейчас же законодатель пересмотрел свою позицию, и в поддержанном комитетом проекте закона как таковая процедура допуска вообще отсутствует: заявление о пересмотре судебного решения соответствующего суда подается в ВСУ напрямую.

Отметим, что несмотря на оперативность рассмотрения указанной законодательной инициативы в комитете, в здании под куполом за «реставрацию» Верховного Суда еще не брались.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Судебная практика

Налоговый опрос

Акцент

Показательное наступление

Государство и юристы

Знак наделения

Долевой порог

Зона особого внимания

Государство и юристы

Новости законотворчества

Доступ граждан к информации расширен

За призывниками закрепили рабочие места сроком на год

Судьям уменьшили размер денежного содержания

Государство и юристы

Запас срочности

Книжная полка

Стратегический подход

Неделя права

База сданных

Дефицит крепчает

Большая перемена

Программная разработка

Неделя права

Новости из-за рубежа

Водителей обяжут разбираться со страховщиками до суда

Новости из зала суда

Судебная практика

ООО «Автотехспорт» должно уплатить и штраф, и пеню

Суд привлечет российские каналы к делу по иску Нацсовета

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮК Jurimex добилась рассмотрения дела в Евросуде

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы компании «ТД «ТЕК ОИЛ»

Юрфирмы «Василь Кисиль и Партнеры» и «ОМП» сопровождают сделку купли-продажи доли в сети медицинских клиник «Добробут»

Отрасли практики

На стаже Отечества

Захватывающий сюжет

В поиске заключений

Целевое значение

Рабочий график

Совет по Крыму

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Не предоставили возможности

Исключительная компетенция

Единство практики

Самое важное

Равнение на ПРАВО

Люстрации не будет?

Трансфертные предложения

Судебная практика

Судебные решения

Квалификация оставления лица в опасности

ГНИ не вправе проводить корректировку данных на основании акта проверки

Судебная практика

От каждого по дееспособностям

Экспроприация собственности

Судебная практика

Судебные решения

Требования, возникшие в период ликвидационной процедуры банкрота, не являются текущими

Тема номера

Ликвидационный дисбаланс

Обман с продолжением

Капитал дальнего плавания

Аукционный смотритель

Встречный риск

Частная практика

Быть в Форуме

Проформа адвокатуры

Інші новини

PRAVO.UA