Вопрос люстрации судей был одним из первых, который подняли участники мирных акций протеста и политики, пришедшие к власти вследствие революции. Эту идею под разными названиями озвучивали на всевозможных площадках и оперативно аккумулировали в виде правительственного законопроекта № 4378 от 5 марта 2014 года. Его уже 13 марта поддержал профильный комитет по вопросам верховенства права и правосудия, рекомендовав к принятию за основу. Однако вскоре появились пять альтернативных законопроектов, поданных народными депутатами. Кроме того, законопроект № 4378 получил довольно критическую оценку Венецианской комиссии. Стало понятно — дорабатывать надо много. И за такую доработку взялись парламентарии, решившие объединить все свои законопроекты в один. Такой проект под № 4378-1 был внесен в качестве доработанного в парламент утром 26 марта и в этот же день одобрен к принятию в первом чтении за основу и в целом. Как заверяли народные депутаты Леонид Емец и Анжелика Лабунская, в проекте полностью учтены все замечания, высказанные Венецианской комиссией относительно законопроекта № 4378, а доработка проводилась не только всеми авторами альтернативных проектов, но и при активном участии экспертов Совета Европы. Они, дескать, полностью одобрили проект.
Уже 27 марта с.г. законопроект был рассмотрен парламентом. Правда, не с таким оптимистичным результатом, как ожидали авторы: проект сначала не поддержали вовсе (ни в целом, ни за основу), и только после возврата к голосованию нашлось 233 голоса поддержки.
Согласно законопроекту, в течение года после создания специальной комиссии судьи, принимавшие единолично или в составе коллегии сомнительной законности решения относительно и в связи с мирными акциями протеста, начиная с 21 ноября 2013 года, будут проверяться в целях утверждения в обществе верховенства права и законности, восстановлении доверия к судебной власти, увольнения с должностей лиц судей за нарушение присяги и предотвращения и противодействия коррупции в системе судов общей юрисдикции.
С целью реализации этого Закона формируется Временная специальная комиссия (ВСК) в составе 15 человек. Верховный Суд Украины назначает пять членов из числа судей в отставке, которые за последние пять лет пребывания в должности судьи не занимали административных должностей в суде. Правительственный уполномоченный по вопросам антикоррупционной политики и Верховный Совет Украины назначают также по пять членов — представителей общественности, которые являются гражданами Украины и имеют высшее юридическое образование.
При этом не могут быть назначены в состав ВСК народные депутаты Украины Верховного Совета Украины седьмого созыва, государственные служащие, действующие судьи, лица, которые в течение последних десяти лет работали на должностях в правоохранительных органах или привлекались судом к административной ответственности за коррупционные правонарушения или к уголовной ответственности.
Одним из достижений законопроекта № 4378-1 называют отсутствие в нем упоминания о люстрации. Некая специальная проверка, заверяют авторы, — совсем иной процесс. Однако в судейских кругах уверены, что изменение названия сути процесса не изменит.
Как подтверждение — реакция представителей наивысшего судебного органа страны на такой законодательный шаг не заставила себя долго ждать. Еще накануне голосования, 27 марта было обнародовано открытое обращение судей Верховного Суда Украины (ВСУ) к парламенту с призывом воздержаться от принятия законопроекта № 4378-1. «Сегодня в восстановлении доверия к судебной системе одинаково заинтересованы как общество, так и сама судебная власть», — заявляют судьи, подчеркивая, что данный процесс должен осуществляться при строгом соблюдении международных стандартов в сфере прав и свобод человека и независимости судебной власти. Кроме того, увольнение судей должно быть осуществлено путем, предусмотренным действующей Конституцией и актами законодательства Украины. Возможно, это повлияло определенным образом на результаты голосования. Уже на следующий день, 28 марта с.г. в Кловском дворце состоялась пресс-конференция председателя Совета судей Украины, судьи ВСУ Василия Онопенко, а также двух его коллег по органу судейского самоуправления — судьи ВСУ Галины Каныгиной и судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел Валентины Щепоткиной.
«Мы (судьи) за восстановление доверия к судебной системе, за проверку деятельности тех судей, которые грубо нарушили действующее законодательство», — заявил г-н Онопенко, отметив, что процесс очищения необходимо направить в правовое русло. Председатель Совета судей считает правильным, что указанный проект закона был принят парламентом в первом чтении за основу, а не сразу в целом, как это предлагал профильный комитет. В последующем документ должен быть направлен на экспертизу в Европейскую комиссию за демократию через право (Венецианская комиссия). Вместе с тем он высказал ряд замечаний к принятому документу. Первый вопрос — о составе комиссии, которая будет проверять деятельность судей. В ней судьи будут представлены в меньшинстве: лишь пять судей в отставке, остальные — представители общественности.
Свое мнение о законопроекте и сопровождаемой его дискуссии в обществе выразил и председатель ВСУ Ярослав Романюк в своем выступлении на заседании Совета судей административных судов Украины. Он обратил внимание на заключение экспертов Совета Европы по поводу правительственного законопроекта № 4378. «Люстрация предполагает стабильную ситуацию после распада политического режима, политического восстания или конфликтной ситуации. Но нынешняя ситуация на Украине не является постконфликтной, ощущается политическая напряженность», — процитировал г-н Романюк, добавив, что такое «лечение» может, наоборот, подорвать принцип независимости судебной системы.
Также он усомнился в достоверности заявления народного депутата Украины Леонида Емца, который на пленарном заседании парламента заверил, что все замечания Совета Европы к правительственному законопроекту были учтены в законопроекте № 4378-1. «Европейские стандарты гласят, что субъект люстрации должен получить гарантии, закрепленные Конвенцией о защите прав человека и основоположных свобод: равенство сторон, возможность ознакомления с материалами дела, возможность обжалования решения люстрационного органа в судебном порядке. Но в документе № 4378-1 процедуры обжалования вообще нет», — подчеркнул председатель ВСУ.
Отдельно в отношении предполагаемого законопроектом увольнения руководящего состава судов Ярослав Романюк отметил: «Вместо того чтобы стабилизировать ситуацию (тем более что началась президентская избирательная кампания), предлагается спровоцировать борьбу за руководящие кресла в судах. Разве это будет способствовать надлежащему осуществлению правосудия, в частности по вопросам президентских выборов? Едва ли».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…