Зона особого внимания — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №13 (849) » Зона особого внимания

Зона особого внимания

Законодатель придумал механизм освобождения незаконно осужденных лиц. Несколько странным представляется то, что он уже постепенно внедряется в законодательную машину парламента, в отличие, например, от механизма люстрации судей или, как принято говорить, «восстановления доверия к судебной системе».

Механизм реабилитации незаконно осужденных лиц закреплен в соответствующем законопроекте № 4389, который, кстати, 13 марта с.г. был принят за основу Верховным Советом Украины всего с одним замечанием. Уже 26 марта с.г. профильный парламентский комитет учел это замечание и рекомендовал законодательному органу принять документ в целом.

О самом механизме, который, к слову, ориентирован на политических узников, несколько позже. Сначала стоит напомнить, что, пребывая в состоянии эйфории (или же аффекта) от «свержения режима», парламент в конце февраля не стал беспокоиться о разработке механизмов для освобождения более ярких политических фигур. Сначала (22 февраля с.г.) «во исполнение международных обязательств Украины» была освобождена экс-премьер министр Украины Юлия Тимошенко. Двумя днями спустя «путевку» на свободу получили еще 23 политических заключенных. Среди них так называемые васильковские террористы, нежинские робингуды, сумской граффитчик. Также среди освобожденных — адвокат Виктор Смалий, семья Павличенко, представители «Патриота Украины», «Тризуба» (организации ныне входят в «Правый сектор»).

В преамбуле к законопроекту (в первой редакции) говорилось о том, что в последние четыре года наблюдались систематические нарушения права человека на справедливый суд. В результате лица лишались свободы на основании сфальсифицированных доказательств. Также указывалось на то, что в это время «в нашей стране происходили массовые преследования лиц за их гражданскую, оппозиционную и политическую деятельность».

В ходе пленарного заседания 13 марта с.г. народный депутат Украины Олег Зарубинский предложил не ограничиваться временными рамками, ведь доказательства фальсифицировались и в другие годы. «Лицо, ставшее жертвой незаконного, несправедливого правосудия, будет жертвой, даже если оно стало таковой в 2003-м или в 2005-м!» — напомнил он. Коллеги «по цеху» прислушались к его словам и приняли за основу документ с поправкой г-на Зарубинского.

Складывается впечатление, что законопроект рассчитан на политических заключенных, но статья 1 убеждает в обратном: «Действие закона распространяется на лиц, которые были незаконно осуждены судами Украины». Но есть одно но… Для решения вопросов, связанных с установлением статуса реабилитированного лица, создается некая комиссия. Так вот, рассмотрев заявление и материалы дела, комиссия принимает решение «о наличии признаков принятия судебного решения по политическим мотивам» или, собственно, об отсутствии таких признаков. Хотя, судя по статье 3, право на обращение в комиссию имеет лицо, считающее, что его права были нарушены в связи с незаконным осуждением.

На том же пленарном заседании 13 марта с.г. народный депутат Украины Олег Ляшко, выступая во время обсуждения законопроекта № 4389, акцентировал внимание на том, что «речь идет не о реабилитации жертв политических репрессий, а о реабилитации граждан Украины, пострадавших от судебного произвола. Ведь когда мы говорим о люстрации судей, об увольнениях судей, которые фальсифицировали судебные дела, мы также должны говорить о жертвах этого несправедливого судопроизводства, о жертвах так называемой правоохранной системы», — как всегда красноречиво высказался г-н Ляшко.

Но как выкинуть слова из песни, уважаемые народные депутаты?

А теперь более детально о самой комиссии, или, как говорится в документе, Комиссии по вопросам реабилитации лиц, которые были незаконно осуждены. В ее состав должны входить 15 членов. Восемь членов избираются по предложению Совета судей Украины из числа судей (судей в отставке) Конституционного Суда Украины, Верховного Суда Украины (ВСУ), Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССУ). Семь членов избираются по предложению не менее 45 народных депутатов Украины. Двое из них должны быть судьями (судьями в отставке), пятеро — представителями общественности. Ими могут быть граждане Украины с высшим юридическим образованием, ученой степенью кандидата юридических наук (или более высокой) и опытом работы в сфере права не менее десяти лет. Состав комиссии утверждается Верховным Советом Украины.

Комиссия имеет право истребовать материалы дела и обратиться с запросами для получения необходимой информации в органы государственной власти, правоохранительные органы и суды, а также предприятия, учреждения, организации.

Заявление лицо может подать на протяжении двух месяцев со дня начала деятельности комиссии. В течение двух месяцев со дня получения положительного решения комиссии заявитель вправе обратиться в ВССУ с заявлением о пересмотре судебного решения. Если же окончательное решение принималось этим судом, то дело рассматривается ВСУ.

Суд, в свою очередь, должен рассматривать заявления по правилам, установленным для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. По результатам рассмотрения дела суд отменяет приговор и выносит другой. В случае принятия оправдательного приговора суд признает лицо реабилитированным. Судебное решение является окончательным и обжалованию не подлежит.

К слову, в случае реабилитации лицо имеет право на возмещение принадлежащего ему конфискованного имущества или обращенного в доход государства судом имущества или средств, полученных в результате реализации имущества; сумм уплаченных штрафов, назначенных в качестве наказания; средств в размере одной минимальной заработной платы за каждый месяц пребывания под стражей и в местах лишения свободы.

Как расценивают предусмотренный политиками механизм судьи? Судья Подольского районного суда г. Киева Василий Бородий называет его «нормальным», но если «окончательное решение будет принято судебным органом» — что, собственно, и предусмотрено законопроектом.

Нужно учитывать, что в последние годы в нашем государстве судебные решения принимались под влиянием одного человека. «И я имею в виду не Президента Украины, а его советника», — уточняет г-н Бородий. «Если есть основания полагать, что нарушено право человека на справедливый суд, то те 15 членов комиссии (фактически присяжные) — это проверят. Действительно, много дел принималось по политическим мотивам, где правосудие было очень далеко. Поэтому повторю: моя позиция такова — оценку доводам должен давать ВССУ или ВСУ. Важно то, что решение комиссии не является обязательным для суда», — подчеркивает судья.

Он вспоминает, что похожий механизм уже был апробирован ранее. «Еще в 1989–1991 годах пересматривалась реабилитация осужденных в 30–50-е годы. Я даже читал дела 20-х годов, расследуемые Всероссийской чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Тогда была создана межведомственная комиссия, в которую входили работники службы безопасности, прокуратуры. Я был в составе отдела надзора над КГБ, мы поднимали дела, изучали их, а потом прокурор вносил представление в президиум Киевского городского суда для решения вопроса о реабилитации», — вспоминает Василий Бородий, уточняя, что президиум мог согласиться на пересмотр, а мог и отказать.

«Сейчас действительно много дел, которые нужно пересматривать», — подтверждает исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека, адвокат Аркадий Бущенко. Однако, по мнению г-на Бущенко, сложно представить критерии, по которым комиссия будет определять политическую мотивированность того или иного решения.

Также довольно сомнительно выглядит присутствие в комиссии судей, ведь дело и так будет пересматриваться ВССУ или ВСУ. «Да, с юридической стороны создается некий механизм пересмотра дел, и ничего плохого в нем нет, но целесообразность присутствия там судей я бы поставил под сомнение», — считает г-н Бущенко. По его словам, нет гарантий того, что дело потом не попадет судье, например, Верховного Суда Украины, который состоит в реабилитационной комиссии.

Более того, адвокат обращает внимание на то, что судьи не являются специалистами в определении политической мотивированности дела. Вообще, это довольно сложная материя, определения которой нет в национальном законодательстве. «Вопрос политически мотивированного дела рассматривается на европейском уровне, но я не думаю, что наши судьи имеют такой опыт и компетенцию», — подчеркивает комментатор.

Говорит Аркадий Бущенко и о постановлении Верховного Совета Украины «Об освобождении политзаключенных» — тех 23 лицах. «В отношении многих персоналий лично у меня возникают сомнения в политическом бэкграунде их дел. По моему мнению, там много чисто уголовных, не имеющих отношения к политике дел. Я боюсь, что здесь также могут сыграть свою роль непродуманные (мягко говоря) шаги, и будет создана коррупционная схема, по которой обычные преступники, осужденные за совершение уголовных преступлений, будут требовать пересмотра дела по так называемым политическим мотивам», — беспокоится адвокат.

Конечно, такой механизм лучше, нежели ситуация с теми 23 лицами, когда парламент просто взял на себя судейские функции. Тут хотя бы предусматривается, что точку будут ставить судебные органы. Но в таком случае г-н Бущенко отказывается понимать, почему останавливаются на политически мотивированных решениях. Ведь есть много решений, которые нужно пересматривать только потому, что вынесены они вследствие несправедливого судебного рассмотрения.

Действительно, в это сложное революционное время трудно что-то комментировать или принимать решения. Да и парламент немножко расслабился. То ли он мысленно уже на летних каникулах, то ли готовится к предстоящим президентским выборам. Стабильным в этой ситуации остается только Майдан. Расходиться он еще не намерен.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Судебная практика

Налоговый опрос

Акцент

Показательное наступление

Государство и юристы

Знак наделения

Долевой порог

Зона особого внимания

Государство и юристы

Новости законотворчества

Доступ граждан к информации расширен

За призывниками закрепили рабочие места сроком на год

Судьям уменьшили размер денежного содержания

Государство и юристы

Запас срочности

Книжная полка

Стратегический подход

Неделя права

База сданных

Дефицит крепчает

Большая перемена

Программная разработка

Неделя права

Новости из-за рубежа

Водителей обяжут разбираться со страховщиками до суда

Новости из зала суда

Судебная практика

ООО «Автотехспорт» должно уплатить и штраф, и пеню

Суд привлечет российские каналы к делу по иску Нацсовета

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮК Jurimex добилась рассмотрения дела в Евросуде

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы компании «ТД «ТЕК ОИЛ»

Юрфирмы «Василь Кисиль и Партнеры» и «ОМП» сопровождают сделку купли-продажи доли в сети медицинских клиник «Добробут»

Отрасли практики

На стаже Отечества

Захватывающий сюжет

В поиске заключений

Целевое значение

Рабочий график

Совет по Крыму

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Не предоставили возможности

Исключительная компетенция

Единство практики

Самое важное

Равнение на ПРАВО

Люстрации не будет?

Трансфертные предложения

Судебная практика

Судебные решения

Квалификация оставления лица в опасности

ГНИ не вправе проводить корректировку данных на основании акта проверки

Судебная практика

От каждого по дееспособностям

Экспроприация собственности

Судебная практика

Судебные решения

Требования, возникшие в период ликвидационной процедуры банкрота, не являются текущими

Тема номера

Ликвидационный дисбаланс

Обман с продолжением

Капитал дальнего плавания

Аукционный смотритель

Встречный риск

Частная практика

Быть в Форуме

Проформа адвокатуры

Інші новини

PRAVO.UA